К совершенной системе управления промышленной безопасностью

703
Бапы Д. Н.
Автор: Бапы Д. Н.
Работа Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью на опасных производственных объектах страны

Государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в форме проверок в соответствии с требованиями Закона «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», где в зависимости от степени риска проверяемых субъектов установлена периодичность проведения плановых проверок: высокой степени риска – ежегодно, средней – раз в три года и незначительной – раз в пять лет. Подобный подход к проведению плановых проверок позволил снизить их количество.

Меньше проверок

Комитет ведет планомерную деятельность по исполнению Указа главы государства «О кардинальных мерах по улучшению условий предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» от 27 февраля 2014 года № 757. Так, со 2 апреля 2014 г. до 1 января 2015 г. прекращены проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Комитетом начата работа по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности, предусматривающая переход к организации проверок на основе оценки рисков, а также возможность страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам субъектов предпринимательства.

В целях снижения административного давления на малый и средний бизнес Комитетом и территориальными органами Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – МЧС) при проведении плановых проверок основное внимание уделяется промышленным предприятиям с высокой степенью риска, имеющим большую вероятность возникновения производственных аварий и инцидентов.

Из проведенных в 2013 г. 3 455 проверок (в 2012 г. – 5 990): 2 084 – высокой степени риска, что составляет 60%, 1 002 – средней степени риска (29%) и 369 – незначительной степени риска (11%).

При этом в 2013 г. в сравнении с 2012 г. обеспечено снижение количества проверок предприятий средней степени риска – на 33% (1002 / 1505); незначительной степени риска – в 4 раза (369 / 1473).

При формировании плана проверок 2014 г. в целом по МЧС опасные производственные объекты с незначительной степенью риска полностью исключены. В интересах достижения конечных целей проверок руководители предприятий по результатам проверок заслушиваются на технических совещаниях Комитета и технических советах территориальных органов МЧС. В частности, по результатам проведенных в 2013 г. проверок Комитетом заслушаны отчеты руководителей предприятий, эксплуатирующих месторождения углеводородного сырья и магистральные трубопроводы.

Контроль над опасными объектами

Кроме того, Комитет контролирует выполнение владельцами опасных производственных объектов мероприятий по исследованию причин возникновения межколонных перетоков и проведение ремонтов для устранения межколонного давления в скважинах. Руководители организаций ежегодно заслушиваются на технических совещаниях о работе по управлению скважинами с межколонным давлением.

В рамках деятельности коллегиальных и межведомственных органов по вопросам промышленной безопасности Комитет в пределах своей компетенции взаимодействует с другими заинтересованными государственными органами.

Большое внимание уделяется разработке исчерпывающих технических и организационных мер обеспечения безопасной эксплуатации нефтяных месторождений (в частности нефтегазового месторождения Кашаган в акватории Каспийского моря), магистральных трубопроводов, ликвидации и консервации скважин на затопляемых участках побережья Каспийского моря.

Сегодня большинство нефтегазовых месторождений характеризуются сложными горно-геологическими условиями и высоким содержанием сероводорода (до 20%), что повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

В связи с этим, с целью создания эффективной национальной системы обеспечения оперативного и квалифицированного реагирования на разливы нефти и ликвидации их последствий, разработан Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах РК.

Реализуя Национальный план

В целях реализации Национального плана, и обеспечения экстренного реагирования на аварийные разливы на морских месторождениях и защиты прибрежной территории северного Каспия от возможных разливов создана Северо-Каспийская экологическая база реагирования, на которой сосредоточены основные силы и средства для ликвидации разливов нефти.

Для повышения эффективности системы обеспечения оперативного и квалифицированного реагирования на возможные разливы нефти, вызывающие загрязнения экологического характера, и отработки взаимодействия при выполнении соответствующих операций по ликвидации их последствий Комитет ежегодно проводит учения, приближенные к реалиям.

Так, в 2013 г. проведены полномасштабные учения «Кашаган 2013» по вопросам реагирования на нефтяные разливы – «Готовность сил и средств компании NCOC при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти в акватории Каспийского моря», с привлечением международной специализированной организации по ликвидации разливов нефти «Oil Spill Response Limited».

Модернизация и перевооружение оборудования

Среди важных направлений работы по обеспечению промышленной безопасности – своевременный вывод из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования; модернизация и техническое перевооружение предприятий; обеспечение широкого внедрения современных технических систем контроля безопасности производственных процессов.

Предприятиями ежегодно разрабатываются Сводные планы технического перевооружения, в рамках которых за 2009 – 2013 гг. заменено 4 379 единиц оборудования и 261 технологическая линия.

Продолжается целенаправленная работа по улучшению состояния боеготовности военизированных аварийно-спасательных служб к спасению людей и ликвидации последствий аварий на обслуживаемых опасных производственных объектах; оснащению этих служб техникой, оборудованием и снаряжением, отвечающим современным требованиям высокой производительности, мобильности, качеству и надежности. 

В частности, за последние пять лет горноспасательной службой филиала «ВАСС «Көмір» для переоснащения приобретено специализированного оборудования и техники на сумму 3,9 млн долларов.

Повышение квалификации

Должное внимание уделяется повышению квалификации госинспекторов. В филиалах АО «Национальный научно-технический центр промышленной безопасности» созданы центры подготовки и повышения квалификации государственных инспекторов в области промышленной безопасности, на базе которых ежегодно проходят повышение квалификации 70-90 инспекторов.

Активная работа ведется в рамках международного сотрудничества. В целях взаимодействия и использования накопленного опыта, и научно-технических достижений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах Комитетом с Госпромнадзором МЧС Республики Беларусь (далее – РБ) и Государственной службой горного надзора и промышленной безопасности Украины согласованы планы совместных мероприятий, в рамках которых ежегодно проводятся семинары по актуальным вопросам промышленной безопасности.

Согласно плану совместных с МЧС РБ мероприятий в Институте переподготовки и повышения квалификации МЧС РБ прошли повышение квалификации в области промышленной безопасности 27 государственных инспекторов МЧС РК.

В рамках заседания совместной казахстанско-украинской комиссии по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2012 г. в учебных центрах Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины повысили свой квалификационный уровень 44 государственных инспектора МЧС РК в области промышленной безопасности.

Наряду с совершенствованием системы государственного надзора Комитет постоянно ведет работу по развитию законодательной базы в области промышленной безопасности.

Управление рисками

МЧС одним из первых среди государственных органов РК в 2010 г. законодательно инициировало переход на систему управления рисками в области промышленной безопасности, суть которой заключается во внедрении дифференцированного государственного надзора, в снижении административного давления на опасные производственные объекты, исключении государственных расходов на ликвидацию последствий промышленных аварий, а также во введении принципа экономической заинтересованности владельцев опасных производственных объектов в безаварийной работе.

Комитет планомерно работает над совершенствованием законодательства в области промышленной безопасности, с целью исключения инертных правовых норм, создающих административные барьеры и излишнее администрирование. Проведена ревизия отраслевого законодательства на предмет наличия инструментов, позволяющих осуществлять мониторинг деятельности субъектов предпринимательства посредством иной формы контроля.

В рамках реализации закона «О гражданской защите» будет введено 26 подзаконных актов на уровне постановления Правительства, из них 20 отраслевых правил обеспечения промышленной безопасности взамен 97 ныне действующих ведомственных нормативных актов.

Впервые установлены нормы идентификации опасных производственных объектов самими владельцами этих объектов по признакам наличия в производстве опасных веществ и конкретным видам работ. Это позволит значительно упростить процедуру отнесения промышленных предприятий к опасным производственным объектам, а также исключить обязательные требования по их учетной регистрации в территориальных подразделениях МЧС.

Оценка эффективности мероприятий

В целях оценки достаточности и эффективности мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и защите населения от вредных производственных факторов на уровне подзаконного акта установлены критерии предельного количества опасных веществ, наличие которых является обязательным условием для разработки декларации промышленной безопасности. Реализация этой нормы позволит субъектам предпринимательства самостоятельно на этапах проектирования, эксплуатации и ликвидации опасных производственных объектов определять необходимость разработки декларации, без дополнительных разрешений уполномоченного органа и проведения экспертных работ.

Для дальнейшего совершенствования системы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам, будет реализован механизм установления размера страховой премии по договору страхования путем определения общего уровня опасности производственного объекта.

7 критериальных параметров

Оценка общего уровня опасности производственного объекта будет проводиться на основе анализа динамики модернизации опасных производственных объектов, аварийности и производственного травматизма по 7 критериальным параметрам.

Определение общего уровня опасности производственного объекта также позволит уполномоченному органу на основе анализа указанных параметров проводить оценку эффективности принимаемых мер обеспечения промышленной безопасности по территориально-отраслевому принципу каждым подконтрольным предприятием с высокой и средней степенями риска.

По согласованию с заинтересованными государственными органами, правовое регулирование по мониторингу общего уровня опасности в дальнейшем будет служить основой реализации системы оценки рисков в контрольно-надзорной деятельности государственных инспекторов в области промышленной безопасности.

В рамках передачи несвойственных функций уполномоченных органов в конкурентную среду с 2010 г. регулирование отдельных вопросов промышленной безопасности осуществляется через экспертные организации, аттестуемые уполномоченным органом. В соответствии с поручением Администрации Президента Комитет проработал вопросы повышения квалификационных требований к аттестуемым организациям и усиления их административной ответственности.

Внесены предложения в новую редакцию Кодекса РК «Об административных правонарушениях» о дополнениях статьи 221-1 «Нарушение законодательства РК в области промышленной безопасности аттестованными организациями» в части привлечения к административной ответственности, вплоть до отзыва аттестата, за неполную или не достоверную информацию о соответствии или несоответствии объекта экспертизы.

Проверка знаний специалистов

Одновременно на подзаконном уровне обучение и проверка знаний специалистов – экспертов в области промышленной безопасности будут осуществляться через Национальную палату предпринимателей, с применением подходов саморегулирования и общественного контроля за их деятельности.

В соответствии с Графиком разработки первоочередных регламентов Таможенного союза, Комитетом разработаны три технических регламента: «Безопасность лифтов», «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе», которые приняты Евразийской экономической комиссией.

Разработаны и находятся на согласовании в странах Таможенного союза проекты программ разработки межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечено соблюдение требований указанных технических регламентов.

С развитием в РК института частного предпринимательства поэтапно проводится административная реформа – перевода государственной системы промышленной безопасности на упрощение разрешительных процедур, с разработкой для этих целей нормативной базы.

Инвентаризация документов

В рамках работы экспертной группы по реализации Концепции дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012–2015 гг. Комитет провел инвентаризацию разрешительных документов в области промышленной безопасности, при этом из 103 оставлено 10 видов разрешительных документов, на уведомительный порядок переведен 1.

            В целях реализации Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольно-надзорных функций государственных органов» выдача Комитетом разрешительных документов переводится в электронный формат, т. е. потребители для получения указанных разрешительных документов обращаются через портал «Е-лицензирование» в электронной форме посредством своей электронной цифровой подписи или через центры обслуживания населения. Выходной документ также выдается через портал в электронной форме, что позволило потребителям пользоваться услугой в своем городе, не выезжая в столицу для получения разрешения.

Сегодня, в соответствии с постановлением Правительства РК «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых МЧС», в электронный формат переведены три государственные услуги (аттестация организаций на право проведения работ в области промышленной безопасности; выдача разрешений на применение технологий, технических устройств и материалов; регистрация деклараций промышленной безопасности).

Кроме того, 16 мая 2014 г. Президентом Казахстана подписан Закон РК «О разрешениях и уведомлениях», в котором установлено 394 разрешения, выдаваемых государственными органами. В рамках этого закона Комитет разрабатывает еще три государственные услуги, которые будут оказываться в электронной форме.

В рамках административной реформы в государственных органах и их территориальных подразделениях внедрена и функционирует Единая система электронного документооборота, позволившая уйти от излишнего бумажного документооборота между Администрацией Президента, Правительством, центральными и местными государственными органами с их структурными подразделениями.

МЧС разработана Корпоративная информационно-коммуникационная система Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданской обороны, которая позволит автоматизировать основные задачи государственного надзора в области промышленной безопасности, а также организовать информационное взаимодействие подразделений МЧС; предоставит сотрудникам МЧС, заинтересованным государственным органам развернутый информационно-аналитический инструмент по обеспечению промышленной безопасности условий промышленной безопасности на опасных производственных объектах.

Для пропаганды методов предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, передового опыта работы по обеспечению промышленной безопасности, внедрению новой техники и прогрессивных технологий Комитет и территориальные органы МЧС проводят соответствующую работу через СМИ. Кроме того, на веб-портале Комитета размещена вся информация о его деятельности, которая постоянно пополняется.

Тенденция к снижению

В результате принимаемых мер наметилась тенденция к ежегодному снижению уровня опасности объектов и показателей производственного травматизма. В частности, за последние шесть лет (2008–2013 гг.) количество погибших от аварий и несчастных случаев уменьшилось в 3,6 раза, а количество тяжело травмированных – в 3,3 раза. Но говорить, что удалось заметно улучшить состояние промышленной безопасности в республике, пока рано. Аварии и инциденты имеют место.

В целях снижения уровня аварийности и травматизма Комитет совместно с территориальными органами и руководством предприятий проводят анализ причин, способствующих их возникновению, на основе чего разрабатывается комплекс мероприятий, подкрепленный достаточными финансовыми ресурсами.

Ужесточены требования к службам производственного контроля. Пересматриваются программы и методики подготовки промышленного персонала – с учетом внедрения современных обучающих технологий, с широким применением информационных систем.

Реализация намеченных мер позволит обеспечить снижение аварийности и производственного травматизма на опасных промышленных объектах и устойчивый рост экономики.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»   



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях