Система управления безопасностью и охраной труда - СУОТ

906
Система управления охраной труда обеспечивает управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации

Основные направления государственной политики по вопросам безопасности и охраны труда предусматривают обеспечение благоприятных условий труда на производстве, предупреждение и профилактику производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда за счет подготовки и реализации правовых, организационно-технических и социально- экономических мер.

В соответствии с международными требованиями

В связи с подготовкой республики к вступлению во ВТО необходимо привести в соответствие с международными требованиями действующие в республике нормативные правовые акты, сформировать систему законодательства в области стандартизации в вопросах безопасности и охраны труда.
Наибольшую эффективность во многих странах с рыночной экономикой обеспечивают:
– внедрение в организациях системы менеджмента в сфере промышленной безопасности и охраны труда – международный стандарт OHSAS-18001 и системы управления охраной труда, рекомендованной МОТ в соответствии с «Руководством по системам управления охраной труда» МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001;
– проведение аттестации производственных объектов по условиям труда.
Необходимо принять меры по организации работы по управлению охраной труда, производству технических средств охраны труда, включая разработку и развитие производства высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной защиты.
Совершенствование системы управления предусматривает выполнение
организационных, научных, технологических и опытно-конструкторских разработок, позволяющих получить практические результаты, для чего необходимо создать службы безопасности и охраны труда в производственных организациях и провести внутриотраслевые мероприятия, способствующие внедрению в производственных организациях республики системы управления охраной труда в соответствии с требованиями международных стандартов.

Система законодательных актов

Охрана труда – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность, здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Задача охраны труда – свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда. Реальные производственные условия характеризуются опасными и вредными факторами. Опасные производственные факторы – факторы, воздействие которых на работающего в определенных условиях приводят к травме или другим профессиональным заболеваниям. Вредным производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
Опасные – движущиеся детали механизмов, раскаленные тела. Вредные – воздух, примеси в нем, теплота, недостаточное освещение, шум, вибрация, ионизирующее лазерное и электромагнитное излучения.
Система управления – система для разработки политики и целей и до-
стижения этих целей (система управления организацией может включать различные системы управления, такие как система управления качества или система управления охраны окружающей среды).
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для
разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»).
В марте 2007 года 11 государств СНГ (кроме Грузии) приняли новый межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 системы стандартов безопасности труда «Системы управления охраной труда. Общие требования. ILO-OSH 2001. (IDT)».
В Республике Казахстан, в соответствии с приказом от 21 мая 2008
№ 249-од Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, данный ГОСТ введен в действие с 1 июля 2008 г. Новый ГОСТ идентичен и полностью соответствует принципам Международной организации труда (МОТ), изложенным в Руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001.

Важность нового ГОСТа для Республики Казахстан определяется следующим:

1) этот ГОСТ идентичен единственному в мире официальному международному документу, регламентирующему систему управления охраной труда – Руководству МОТ-СУОТ 2001. Тем самым Казахстан входит в единое правовое пространство по системам управления охраной труда, что облегчает его вхождение в единое
мировое экономическое пространство;
2) создание систем управления охраной труда на предприятиях и в организациях способствует совершенствованию работы по охране труда, ведет к сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Внедрение системы управления охраной труда, апробированной международной практикой, позволит усовершенствовать управление охраной труда в организациях
республики;
3) наличие единой модели системы управления охраной труда позволяет устанавливать соответствие действий работодателя по охране труда нормативным требованиям охраны труда и безопасности производства.
Государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда в организации, стандарт гармонизирован со стандартом OHSAS 18001, разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций и руководством ILO-OSH 2001. Следует отметить, что создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать
свою деятельность в области охраны труда.

Система управления охраной труда

Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.
Внедрение системы управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 не простой и не одномоментный процесс. Предстоит серьезная работа по ее внедрению на местах.
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.
Развитие рыночной экономики в Казахстане определило новые приоритеты развития производства: повышение конкурентоспособности производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание системы обеспечения безопасности потребляемой продукции.

Новый подход

В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к решению вышеназванных задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, безопасности отечественной продукции, расширения экспорта казахстанской продукции на зарубежные рынки сфокусировалось на
достижении высокого уровня качества продукции, внедрении современных систем менеджмента.
В индустриально развитых странах уже давно интенсивная конкуренция и технологическое усложнение производства сделали внедрение и поддержание современных систем менеджмента крайне необходимыми.
Исходными предпосылками разработки Концепции являются:
1) необходимость повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий;
2) создание условий для интеграции казахстанской экономики в мировую экономику;
3) обеспечение баланса интересов государственных органов, производителей, общественных организаций и потребителей в условиях мобильного рынка.
Большую роль в понимании проблем современного менеджмента играют стандарты систем менеджмента нового поколения.

Международные стандарты

На сегодняшний день имеется целый ряд международных стандартов,
касающихся разработки и внедрения современных систем менеджмента в
организациях любых размеров, видов деятельности и форм собственности – МС ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества – Требования», МС ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», OHSAS 18001 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности труда», МС ISO 22000:2005 «Системы менед-
жмента безопасности пищевой продукции. Требования к любым организациям в продуктовой цепи», МС SА 8000:2001 «Социальная ответственность», МС ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», МС ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части», МС ISO/TS 29001:2003 «Системы менеджмента качества.
Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промышленности».
Наибольшую популярность и признание в мире получили системы менеджмента качества, соответствующие требованиям ISO серии 9000. Первая версия этих стандартов была принята в 1987 году, и, начиная с этого времени, стандарты ISO серии 9000 на системы менеджмента качества – самые внедряемые в мире.
Идеология менеджмента качества заключается в постоянном и система-
тическом управлении всеми процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью которой является удовлетворение действующих и ожидаемых потребностей потребителей, при участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства компании в менеджменте качества.
Методология создания и функционирования систем управления (менед-
жмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом
направлении деятельности.
Известный британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам
управления охраной здоровья и безопасностью персонала» (Guide to Occupational health and safety management systems), разработанный на его основе OHSAS 18001 (аббревиатура OHSAS – Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования» и руководство Международной организации труда ILO-OSH 2001 ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управле-
ния (менеджмента) организации.
Успех функционирования системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками организации, особенно ее руководством (работодателем).

Основа нормативной базы

Основу нормативной правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют Трудовой кодекс РК, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законы РК «О пожарной безопасности», «О частном предпринимательстве», «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», «О техническом регулировании», постановления Правительства РК по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические
документы, стандарты.
Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации и особенно ее высшим руководством. Такая система дает организации возможность разрабатывать свою политику по охране труда, устанавливать цели охраны труда и применять процессы, направленные на выполнение взятых в рамках политики обязательств, на принятие необходимых мер
для повышения результативности обеспечения охраны труда, а также на создание социально ориентированного производства и на демонстрацию (декларирование) соответствия своей системы требованиям стандарта СТ РК 12.0.003-2010 «Система управления охраной труда в организации» «Общие требования по разработке,
применению, оценке и совершенствованию».
Основным методом реализации главной задачи СУОТ является обеспе-
чение безопасности на каждом рабочем месте и снижение риска до допустимого минимума.
Риск – сочетание вероятности возникновения и последствий определенного опасного события.
Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как: область применения системы, размер предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).
Нормативно-методические, организационные документы, разрабатывае-
мые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:
– постоянно оценивать состояние охраны труда в своих подразделениях;
– формулировать цели и политику в области охраны труда;
– разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
– осуществлять предусмотренные действующим законодательством РК
контрольные функции;
– оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и охраны труда, стимулировать их деятельность в этом направлении.

Основные задачи, решаемые СУОТ

В соответствии с требованиями действующего законодательства РК в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:
– уточнение целей и политики организации в области охраны труда;
– разработка и реализация программ, планов, иных организационно-
распорядительных документов, исходя из стратегических целей и политики организации в области охраны труда;
– подготовка и аттестация персонала организации по вопросам безопасности и охраны труда;
– оценка, учет и контроль основных рисков;
– анализ причин аварий, производственных травм и профессиональных заболеваний;
– координация работ, направленных на предупреждение аварий;
– расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.
Система управления охраной труда осуществляет следующие основные функции:
– организация работы, установление должностных обязанностей между
участниками управления;
– планирование работ по безопасности и охране труда;
– контроль за состоянием безопасности и охраны труда;
– учет, анализ и оценка состояния безопасности и охраны труда;
– стимулирование улучшения условий труда.
Действующее трудовое законодательство устанавливает, что ответственность за организацию охраны труда на предприятии несут руководитель и технический руководитель. По подразделениям такая ответственность возлагается на руководителей подразделений. Непосредственное руководство охраной труда осуществляет служба безопасности и охраны труда организации. В системе управления охраной труда объектом управления является деятельность функциональных дирекций и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах во всех подразделениях, то есть в работе по управлению охраной труда действуют все структурные подразделения в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями в области без-
опасности и охраны труда.

Распределение обязанностей

Важное значение имеет распределение обязанностей в области охраны труда всех должностных лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния охраны труда на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда и принятия необходимых мер по их устранению.
Организационно-методическую работу по управлению охраной труда,
подготовку решений и контроль за реализацией осуществляет служба безопасности и охраны труда.
Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает распределение обязанностей и порядок взаимодействия лиц, участвующих в управлении, а также принятие решений (приказа, распоряжения, указания и др.).
Кроме того, служба безопасности и охраны труда и (или) ее специалисты координируют деятельность структурных подразделений предприятия по вопросам внедрения и применения системы управления охраной труда; проводят проверки соблюдения правил и норм по охране труда, технического состояния зданий, сооружений, производственного оборудования, систем вентиляции, кондиционирования,
санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений на соответствие установленным нормам и правилам; анализируют условия труда на рабочих местах, состояние производственного травматизма и заболеваемости; совместно с соответствующими службами разрабатывает мероприятия по устранению выявленных нарушений, предупреждению травматизма и заболеваемости, организует
внедрение указанных мероприятий; оказывают консультацию и практическую помощь структурным подразделениям предприятия в организации внедрения СУОТ, занимаются подготовкой проектов решений по применению СУОТ и ведут соответствующую информационно-учетную документацию, проводят вводный инструктаж
по безопасности и охране труда и проверку знаний в установленном порядке и т.д.

Функции администрации предприятия

В целях внедрения СУОТ и соблюдения правил и норм по охране труда на администрацию предприятия возлагаются следующие функции:
– проведение обучения и инструктирования по безопасности и охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
– организация работы по профессиональному отбору сотрудников;
– осуществление контроля за соблюдением работниками предприятия всех требований и инструкций по безопасности и охране труда.
Руководитель и администрация осуществляют общее руководство организацией работ по улучшению условий и обеспечению охраны труда, определяют перспективы социального развития трудового коллектива в части обеспечения безопасных методов работы и снижения влияний вредных условий труда работников, выделяет средства на эти цели, обеспечивают регулярное рассмотрение вопроса о состоянии охраны труда на производственных совещаниях руководящего со-
става предприятия, принимает меры поощрения или взыскания к руководителям структурных подразделений предприятия по результатам работы по охране труда, осуществляют контроль за выполнением требований нормативных документов по охране труда, и т.п.

Руководители структурных подразделений: 

- организуют работу подчиненных структурных подразделений по созданию безопасных и безвредных условий труда, соблюдению других требований по безопасности и охране труда;

- обеспечивают безопасную организацию работ и эксплуатацию оборудования механизмов, приспосблений, инструментов, поддержание нормальных санитарно-гигиенических условий труда, не допускает загромождения и захламленности проходов и проездов;

- обеспечивают по направлениям деятельности структурных подразделений разработку и внедрение мероприятий по повышению уровня технической безопасности оборудования, совершенствованию технологии производства в целях исключения опасных и вредных процессов, анализируют причины производственного травматизма, обе-
спечивают разработку и выполнение мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве, улучшение условий труда, разрабатывают инструкции по безопасности и охране труда, программы инструктажей на рабочих местах, проводят инструктажи и проверку знаний в установленном порядке и т.д.
Регулярная информация коллектива всех подразделений о состоянии охраны труда, обсуждение результатов нарушений охраны труда, аварий и несчастных случаев на собраниях, совещаниях говорит о том, что всем работникам всех подразделений отводится значительная роль в системе управления охраной труда. Работники всех подразделений задействованы в решении задач СУОТ и реализации мероприятий по безопасности и охране труда.

Информировать руководителей

Каждый работник обязан информировать вышестоящего руководителя о
нарушениях требований охраны труда и мерах по устранению выявленных нарушений, не допускать нахождения посторонних лиц на производственных участках, следить за соблюдение трудовой дисциплины.
Профсоюзный комитет организации через общественных инспекторов по охране труда принимает также постоянное участие в решении задач СУОТ:
– готовит предложения по улучшению работы СУОТ;
– осуществляет контроль за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда и иных нормативных правовых актов об охране труда, за состоянием охраны труда;
– организует и проводит обучение общественных инспекторов по охране труда и членов совместных комитетов по охране труда;
– оказывает необходимую консультационную помощь работникам по вопросам охраны труда, здоровья;
– информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях, о мерах по их предупреждению.

Профком также участвует:

– в работе комитета (комиссии) по охране труда, в проведении
административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на всех уровнях, за выполнением мероприятий, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
– в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны труда;
– в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин аварий, производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
– в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.
Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического состояния охраны труда в организации.

При разработке планов учитываются:

- травматизм, заболеваемость (общая и профессиональная), имевшие место аварии, инциденты и вероятности риска их возникновения;

- результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

- техническое состояние оборудования, зданий и сооружений;

- санитарно-гигиенические условия труда;

- предписания государственных органов надзора, законы, постановления и другие нормативные документы. Осуществляется прогнозирование охраны труда, перспективное и текущее планирование работ по охране труда.
Целью прогнозирования является вероятностная оценка снижения динамики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование базируется на исследовании производственных рисков и поддержания охраны труда на уровне, обеспечивающем безопасность.
Целью перспективных планов является коренное улучшение усло-
вий и охраны труда на основе 3–5-летних программ, с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации.

Планы и мероприятия

Планы и мероприятия по улучшению условий охраны труда должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.
Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по охране труда включает разработку планов мероприятий по охране труда. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:
– повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда
инженерно-технических работников, рабочих, служащих;
– аттестация рабочих мест по условиям труда ранее не аттестованных или вновь организуемых объектов;
– нормализация санитарно-гигиенических условий труда с учетом результатов аттестации рабочих мест;
– лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;
– механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;
– комплексные и целевые проверки состояния охраны труда в подразделениях организации.
В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое обеспечение и ответственный исполнитель. В коллективный договор организации
включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержденные в соответствующих планово-экономических документах) материальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение по охране труда составляется с учетом годового плана, состояния охраны труда в подразделениях
организации и включает следующие вопросы: состояние охраны труда, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия, компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля за состоянием охраны труда. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сто-
ронами или уполномоченными представителями, контроль за выполнением планов по охране труда – соответствующими руководителями и специалистами организации, ее подразделений, а также профсоюзными комитетами и комитетами (комиссиями) по охране труда. Ход выполнения мероприятий периодически рассматрива-
ется на совещаниях и собраниях по вопросам охраны труда.
Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добиваться выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по охране труда. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план, и утверждается ими.

Политика в области охраны труда

Высшее руководство организации отвечает за политику в области охраны труда, проявляет лидерство в решении проблем охраны труда и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области охраны труда и та-
ким образом формирует культуру охраны труда в своей организации.
С документами по вопросам СУОТ (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.
Роль руководителей среднего уровня – обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области охраны труда, а также требований по вопросам безопасности и охраны труда, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов охраны труда, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах охраны труда.
Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков (и т. п.) в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, другие происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых
и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Анализ состояния охраны труда

Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния
охраны труда в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям охраны труда:
– изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки
рисков;
– изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматиз-
ма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о
мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
– выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
– выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
– определяют структуру (а также численность, должностные обязан-
ности работников) службы безопасности и охраны труда и других
подразделений – пожнадзора, экологической безопасности, производ-
ственного контроля и т. п.;
– анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по услови-
ям труда, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
– изучают действующие в организации системы управления качеством
продукции и защиты окружающей среды;
– выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение охраны труда, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по вопросам безопасности и охраны труда, системы оценки результатов работы по улучшению условий охраны труда и материального поощрения всех категорий работников;
– проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.

Документирование системы охраны труда

Следует также определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию.
Руководство по СУОТ – своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
Стандарты – более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (например, методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (например, безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электро-
безопасность и т. п.).
Инструкции по безопасности и охране труда содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ по отдельным профессиям и на конкретных рабочих местах (оборудовании).
Отчеты (о деятельности в области охраны труда) и формы отчетности (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, например, агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области безопасности и охраны труда. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно (периодически). Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по охране труда, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые
имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: 

- обеспечение выполнения нормативных требований охраны труда;

- соответствие условий труда на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам;

- динамика в оценке классов условий труда, качество выполнения задач, планов по охране труда;

- проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и другой документации;

- своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.;

- организация рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ;

- финансирование мероприятий по охране труда; организация и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся 

- сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и других происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по охране труда.

Эту группу факторов подразделяют на:

- связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ;
- связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации;

- связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться ком-
плексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой безопасности и охраны труда с привлечением специалистов других подразделений или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по охране труда руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законодательством РК случаях –
к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и другие меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

– дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния охраны труда на основе активных показателей;
– премирование работников за длительную безаварийную работу;
– выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение охраны труда (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
– выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры охраны труда, нормативно-технической документации;
– выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, на-
пример, с информационным обеспечением, разработкой компьютерных
программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом
иностранной литературы;
– введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалифика-
ции, улучшение знаний по охране труда.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

– несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований правил и норм охраны труда;
– аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;
– пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
– другие чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.
Обеспечение непрерывного совершенствования внедренной на предприятии системы управления охраной труда в целом и ее элементов достигается установлением мероприятий по совершенствованию этой системы на основе постоянного комплексного анализа и своевременным их выполнением.

Порядок проведения мероприятий по разработке и внедрению стандартов:

• предварительный анализ существующей системы менеджмента (резуль-
тат – отчет о состоянии имеющейся на предприятии системы менеджмента с рекомендациями по разработке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента качества);
• консультационно-методические услуги по составу, разработке и внедрению документации системы менеджмента качества (Политика в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры, Положения о подразделениях, должностные инструкции и т.д.);
• проведение тренингов для руководителей и специалистов по качеству организации заказчика;
• постановка системы внутренних аудитов, оказание консультаций при разработке корректирующих и предупреждающих действий по результатам проведенных внутренних аудитов системы менеджмента, обучение специалистов заказчика на внутренних аудиторов с выдачей свидетельства аудитора;
• консультирование по методике адаптации документации уже существующей системы менеджмента к требованиям отраслевых стандартов для последующей ее сертификации в отраслевых системах сертификации;
• предсертификационный (контрольный) аудит внедренной системы менеджмента. Оказание консультационной помощи при подготовке организации к прохождению сертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.
После успешного завершения контрольного аудита компания заказчика может пройти сертификацию в выбранном органе по сертификации (как в отечественном, так и зарубежном органе по сертификации). По практике работ действующих консультантов можно сказать, что срок подготовки к сертификации составляет от 4 до 12 месяцев.
В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке отечественных и зарубежных организаций выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом – высоким качеством менеджмента. Мировая практика показала, что применение этих стандартов на сегодняшний день является надежным инструментом для построения эффективной системы управления, повышения конкурентоспособности и создания благоприятных условий для роста инвестиций.

Безопасные условия труда

В результате реализации системы можно ожидать значительного снижения воздействия вредных и опасных производственных факторов на производстве.
Создание безопасных условий труда может осуществляться за счет реконструкции и технического перевооружения производства, повышения заинтересованности и ответственности работодателей и содействия ускоренному переходу казахстанских организаций на международные стандарты.
С учетом требований рыночной экономики и международных стандартов можно создать принципиально новую законодательную, нормативную правовую базу в области безопасности и охраны труда;

- обеспечить расширение объема научных исследований в области безопасности и охраны труда и внедрение их достижений
в производство; улучшить обеспечение работающих спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовать строительство новых и расширение действующих санитарно-бытовых помещений для работников, ускорить оснащение организаций новыми техническими средствами, приборами безопасности и контроля, соответствующими международным стандартам;
- совершенствовать контрольно-надзорные функции государственных инспекторов труда, укрепить материально-техническую базу территориальных подразделений государственной инспекции труда;

- усилить контроль за соблюдением законодательства о безопасности и охране труда;

- внедрить в производственных организациях республики системы управления охраной труда, тем самым снизить уровень
производственного травматизма и профессиональных заболеваний и уменьшить численность работающих в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов, а также сократить непроизводительные потери рабочего времени и уменьшить расходы на лечение, реабилитацию и возмещение вреда пострадавшим на производстве.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях