Государственная инспекция труда

492
Создание инспекции труда, как необходимого института социальной политики, берет свое начало в 19-м столетии

Процесс бурного развития экономики постоянно повышал сложность задач, стоящих перед государственной инспекцией труда, и требовал неуклонного роста профессионализма сотрудников, эффективности деятельности. За 20 лет независимости РК государственная инспекция труда как служба претерпела серьезные изменения.

Инспекция труда. История создания

Сегодня государственная инспекция труда обладает профессиональным кадровым составом, способным решать сложные задачи по обеспечения государственных гарантий в области безопасности и охраны труда.
Создание инспекции труда, как необходимого института социальной политики, берет свое начало в 19-м столетии. Инспекция труда появилась в Великобритании в 1802 году, когда их Парламент издал акт об охране здоровья, этике поведения подмастерьев на ткацких и других фабриках. Шухарт, немецкий предприниматель, в 1837 году предложил учредить государственную фабричную инспекцию. Первый
инспектор фабрик был назначен в Великобритании в 1898 году. В России, согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», в июне 1882 года была учреждена особая инспекция по наблюдению за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих. В июне 1886 года учреждаются в дополнение к особой ин-
спекции новые должности, и таким образом была создана инспекция по надзору за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих. В 1918 году принят Декрет об учреждении инспекции труда при Наркомате труда. В обязанности инспекции входила охрана жизни, здоровья и труда всех лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью. Надзор на пред-
приятиях возлагался на отдельных лиц – технических инспекторов. Инспекция труда в то время находилась в ведении Народного комиссариата труда и состояла из инспекторов труда, избиравшихся профсоюзными органами, а также из технических и санитарных инспекторов по специальным областям охраны труда, назна-
чавшимися органами Народного комиссариата труда. В 1933 году надзор в области охраны труда и соблюдения трудового законодательства был передан в ведение профсоюзов, а инспекция труда стала организовываться по отраслевому принципу при Центральных комитетах отдельных профсоюзов под общим руководством
Всесоюзного центрального совета профсоюзов. При этом государственный надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда возлагался на Центральные комитеты профсоюзов и Советы профсоюзов через специальных должностных лиц, работающих в аппарате профсоюзов – технических и право-
вых инспекторов труда.

Новый этап

В 1994 году после обретения независимости Республикой Казахстан решен вопрос о создании государственной инспекции охраны труда и в областных центрах, созданы управления охраны труда, где в их состав входили государственные инспекторы труда. В 2001 году постановлением Правительства РК были созданы территориальные подразделения Министерства труда и социальной защиты населе-
ния РК (уполномоченного органа по труду) по областям, а также в городах Алматы и Астана. В 2008 году по настоящее время в структуре Министерства труда и социальной защиты населения РК создан Комитет по контролю и социальной защите, с подчинением ему указанных территориальных подразделений в областях и в городах Алматы и Астана. Председателем Комитета является С.Г. Бисакаев, он же глав-
ный государственный инспектор труда Республики Казахстан.
Создание Международной организации труда пришлось на конец Первой мировой войны. В своем уставе Международная организация труда в первую очередь потребовала от всех государств-членов учредить систему инспекции труда.
К концу Второй мировой войны была завершена работа над созданием Конвенции 1947 года за № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, в 1959 году была принята Конвенция об инспекции труда в сельском хозяйстве №129. Согласно статье 12 Конвенции «Инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право:  а) беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; с) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются».

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ  



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях