Роль профсоюзной организации в расследовании несчастного случая

892
В зависимости от конкретных условий производства и сменности работы, количество инспекторов в организации определяется профсоюзным комитетом

Профессиональные союзы как общественное явление существуют уже более двух столетий, изменяясь лишь по содержанию своей деятельности и структуре, исходя из задач конкретного периода времени. Появились они, прежде всего, как организация рабочих для защиты прав и интересов своих коллективов. В настоящее время профессиональные союзы также играют большую роль в судьбе работников.

Задачи профсоюзов

«Постоянная миссия профсоюзного движения заключается в улучшении
экономического и социального положения трудящихся», – говорится в резолюции XXXV сессии Международной конфедерации труда от 26.06.1952. Это положение резолюции определяет сущность профессиональных союзов.
В соответствии с ЗРК «О профессиональных союзах» от 09.04.1993
№ 2107-XII, профессиональные союзы (профсоюзы) – это самостоятель-
ные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда.

Принципы профсоюзов

Из этого определения вытекают следующие принципы профессионального союза:
- добровольность, предполагает свободное волеизъявление граждан вступить в члены профессиональных союзов;
- самостоятельность, указывает на возможность профессиональных союзов быть субъектом правоотношений в качестве юридического лица;
- некоммерческий характер объединения граждан;
- фиксированность профсоюзного членства;
- общность граждан по профессиональным и производственным интересам при объединении в профессиональные союзы;
- представительство и защита прав и законных интересов своих членов.
Граждане РК имеют право объединяться в профессиональные союзы, ко-
торые создаются на основе равноправия их членов. Количество профессиональных союзов, создаваемых в рамках одной профессии (групп профессий), не ограничивается. Внутренняя структура профессионального союза определяется его уставом.
Профессиональные союзы могут на добровольных началах создавать
объединения союзов по производственному (отраслевому), территориальному и иным принципам, а также вступать в них, заключать друг с другом временные и постоянные договоры и соглашения, проводить совместные акции и мероприятия. Воспрепятствование созданию профессионального союза, а равно
противодействие его деятельности преследуются по закону.

Защита прав и интересов работников

Профессиональные союзы были и остаются одним из важных гарантов соблюдения и представления прав и интересов работников, и главная цель профессионального союза – это представительство и защита прав и интересов работников.
Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации
и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны
памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством (ст. 5 ЗРК «Об общественных объединениях» от 31.05.1996 № 3-I).
Республиканские, отраслевые, региональные объединения имеют право
осуществлять общественный контроль на предприятиях и в организациях, подписавших соответствующие соглашения и коллективные договоры.
Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нор-
мативных актов по безопасности, охране труда, экологическим требованиям осуществляют профсоюзные комитеты в лице избираемых профсоюзным комитетом организации общественных (профсоюзных) инспекторов по охране труда.

Общественный контроль

Одним из основных направлений государственной политики в области
БиОТ является нормативное закрепление порядка осуществления общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области БиОТ в организации, в связи с чем в ТК РК законодательно закреплен статус общественного инспектора по охране труда. Кроме того, права профсоюзных организаций на осуществление контроля за БиОТ осуществляются в соответствии с ТК РК и ЗРК «О профессиональных союзах». Профсоюз может создавать свою инспекцию и иметь своих общественных инспекторов по охране труда.
Республиканское, отраслевые, региональные объединения работников
осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях при условии закрепления такого права в соглашениях и коллективных договорах.
Общественный контроль в области БиОТ в организации осуществляет общественный инспектор по охране труда, избираемый профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза – общим собранием (конференцией) работников.

Общественный инспектор

Общественный инспектор по охране труда, назначаемый профсоюзной организацией предприятия, осуществляет контроль в пределах прав, определенных ст. 341 ТК РК, если иные не предусмотрены коллективным договором, заключенным между работодателем и представителем работников.
Общественными инспекторами могут быть лица, как правило, с высшим
или среднетехническим образованием, имеющие стаж работы не менее трех лет, наиболее квалифицированные или другие работники, прошедшие специальную подготовку и по своим деловым качествам способные выполнять работу по организации общественного контроля за соблюдением законодательства по БиОТ.
Общественными инспектором не может быть избран работник, который по занимаемой должности несет ответственность за состояние условий охраны труда.
Общественный инспектор избирается профсоюзным комитетом организации на срок полномочий профсоюзного органа организации. В зависимости от конкретных условий производства и сменности работы, количество инспекторов в организации определяется профсоюзным комитетом.

Обязанности инспектора

В течение месяца после избрания инспекторы должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Необходимые условия для выполнения обязанностей инспектора, их оплата на период профсоюзной учебы, участие в качестве делегата на съезде, конференциях, пленумах, президиумах регулируются коллективным договором или соглашением.
Общественный инспектор, при выполнении своих функциональных обя-
занностей, независим от работодателя и работает под руководством профсоюзного комитета и отчитывается перед ним о проделанной работе. Социальная защита прав общественного инспектора регулируется законодательством, коллективным договором или соглашением.
Жалобы на действия общественного инспектора рассматриваются про-
фсоюзным комитетом, а принятое им решение может быть отменено только вышестоящим профсоюзным органом.
Общественный инспектор работает в тесном контакте со СБиОТ организации, с государственными органами контроля и надзора.
Для осуществления работы общественному инспектору выдается удосто-
верение установленной формы, по итогам проведенных проверок он вносит замечания и предложения, получает необходимую информацию в форме и порядке, установленных законодательством и системой управления охраной труда в организации.
Согласно п. 1 ст. 325 ТК РК членами комиссии являются государственный инспектор труда, работодатель и представитель работников.
Соответственно по итогам расследования, если несчастный случай связан с производством, акт о несчастном случае наряду с руководителями службы БиОТ и подразделениями организации заполняется и подписывается также представителем работников организации, затем утверждается работодателем и заверяется печатью организации.

Общественный инспектор по охране
труда профсоюзной организации:

- осуществляет защиту прав работников на БиОТ перед работодателем по
средством общественного контроля за соблюдением нормативных правовых актов по БиОТ, участвует в работе по заключению соглашений, коллективных договоров и контролю по созданию работодателем нормальных условий труда и техники безопасности на рабочих местах;
- осуществляет проверки выполнения работодателями обязательств, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами в части охраны труда, и вносит по итогам проверки на имя должностных лиц предложения об устранении выявленных нарушений. Обращается в соответствующие государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц организаций, которые виновны в нарушении законодательства о БиОТ, положений соглашений и коллективных договоров в части охраны труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве и разработке мероприятий по БиОТ в организации, их предупреждению и в проводимых государственными инспекторами труда комплексных проверках состояния БиОТ в организации;
- принимает участие в комиссии по рассмотрению трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства о БиОТ, невыполнением обязательств соглашений и коллективных договоров в части охраны труда, а также трудовыми договорами в части БиОТ;
- участвует в работе комиссий по аттестации рабочих мест, по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства после реконструкции и модернизации, установлению новой техники и технологий в соответствии с утвержденными правилами;
- осуществляет контроль за своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, в соответствии с требованиями законодательства и отраслевыми нормами;
- при осуществлении контроля в области БиОТ инспектор взаимодействует с государственными органами контроля и надзора;
- получает информацию и разъяснения, в т. ч. в письменном виде, от работодателей и иных должностных лиц организации, необходимые для выполнения возложенных на инспектора функций;
- участвует в судебных процессах при рассмотрении дел по вопросам БиОТ;
- принимает участие в разработке нормативных правовых актов по охране труда и вносит свои предложения.

Обязанности  работодателя

В целях обеспечения права представителей работников осуществлять
общественный контроль за соблюдением трудового законодательства закреплена обязанность работодателя беспрепятственно допускать представителей работников, в т. ч. общественных инспекторов по охране труда, к проведению проверок состояния безопасности, условий и охраны труда в организациях и соблюдения законодательства по БиОТ, а также к расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общественный инспектор по охране труда имеет право получать инфор-
мацию и разъяснения от работодателей и иных должностных лиц организации по вопросам расследования несчастных случаев на производстве, принимать участие в разработке мероприятий по профилактике производственного травматизма, обращаться в соответствующие государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных
лиц организаций, которые виновны в производственном травматизме, сокрытии несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Также профсоюз в лице общественного инспектора по охране труда имеет право требовать своевременность возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей, в т. ч. и профессиональных заболеваний.
Общественный инспектор по охране труда обязан принимать участие в
работе комиссии по расследованию несчастных случаев и иных повреждений здоровья, профессиональных заболеваний на производстве, следить за своевременным и правильным составлением акта о каждом несчастном случае на производстве, требовать проведения мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай. Давать свои предложения комиссии по определению степени вины пострадавшего при смешанной ответственности для определения размера возмещения ущерба.
Результаты проведенных проверок общественным инспектором по охране труда оформляются актами проверки. Один экземпляр акта выдается должностному лицу, виновному в нарушении, или работодателю, второй экземпляр для осуществления контроля передается профсоюзному комитету.
Итоги проведенных общественными инспекторами по охране труда проверок рассматриваются на заседаниях профсоюзного комитета с приглашением представителей работодателя, и принимаются обоснованные решения.

Задачи общественного инспектора

Перед общественным инспектором по охране труда при несчастном слу-
чае на производстве, приведшем к повреждению здоровья работника, стоят следующие задачи:
- добиваться, чтобы все происшествия, приведшие к несчастным случаям на производстве, были зафиксированы и расследованы;
- вести разъяснительную работу с работниками производственного подразделения о недопустимости сокрытия несчастных случаев;
- контролировать правильность и своевременность ведения расследования несчастных случаев;
- подбирать и готовить для профсоюзного комитета материалы, позволяющие оценить степень вины пострадавшего;
- контролировать выполнение мероприятий по предупреждению несчастных случаев;
- при необходимости встречаться с пострадавшим и его родственниками, где давать им в пределах своей компетенции разъяснения по вопросам социального характера (возмещения вреда, социальных выплат и гарантий).

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях