Эффективность обучения требованиям безопасности и охраны труда

571
Обучение, инструктирование, проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда проводятся работодателем за счет собственных средств

Реализация основных направлений государственной политики по обеспечению безопасности и охраны труда требует повышения квалификации специалистов системы управления охраной труда.

Необходимые требования

В целях эффективности обучения работников организаций требованиям безопасности и охраны труда необходимо:
– организовывать курсы повышения квалификации для работодателей и работников, руководителей и специалистов в области безопасности, охраны труда;
– осуществлять разработку программ, справочной литературы, инструктивных документов, плакатов, брошюр, видеофильмов и рекламных роликов по вопросам безопасности и охраны труда;
– проводить конкурсы среди организаций на лучшую организацию работ по охране труда, промышленной санитарии, безопасности производства, пожарной безопасности, лучшего инженера по охране труда;
– разрабатывать компьютерные и мультимедийные программы для обучения и проверки знаний по профессиям и видам работ в области безопасности и охраны труда и др.
Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников утверждены постановлением Правительства РК от 28 октября 2011 года № 1225.
Обучение, инструктирование, проверка знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда проводятся работодателем за счет собственных средств (ст. 313 Трудового кодекса РК).

Обучение работников

Обучение работников безопасности и охране труда в пределах их про-
фессиональной компетентности должно рассматриваться как важнейшая
профилактическая мера предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве.
Исходя из целей обучения, организаторы обучения должны определять его конкретное содержание, обусловленное характером трудовой деятельности обучаемых работников, выполняемых ими трудовых функций. Научить работников работать без травм и отравлений, а руководителей – качественно организовывать безопасные условия труда является основной целью обучения безопасности и охране труда.
Работники рабочих профессий должны знать требования охраны труда и безопасного ведения работ в пределах своей трудовой функции, т.е. в пределах инструкций по охране труда или по выполнению работ по рабочей профессии, а работники, занимающие должность руководителя или специалиста, должны знать требования охраны труда и безопасного ведения работ в пределах своей трудовой функции, т.е. в пределах своих должностных обязанностей.

Методы обучения

Используемые методы обучения работников должны учитывать психологические особенности взрослого обучаемого, к которым относят:
– мотивацию обучения (положительную и отрицательную);
– заинтересованность/незаинтересованность в быстроте и высоком качестве овладения специальными знаниями;
– нетерпимость и пренебрежение к механическому заучиванию книжных истин, далеких зачастую от практики.
Обучение по безопасности и охране труда работников (взрослых обучаемых) должно делать основной упор не на простое запоминание информации, а на формирование умения действовать профессионально, уверенно, правильно и осознанно. Любая методика обучения взрослых обучающихся работников должна включать в себя элементы активного обучения.
При построении методики обучения необходимо учитывать базовые образовательные уровни, грамотность и языковые навыки работников.

Для пробуждения интереса у слушателей и создания у них чувства активного участия нужно:

1) как можно чаше обращаться непосредственно к слушателям, к их проблемам и личному опыту;
2) приводить конкретные примеры из повседневной жизни;
3) использовать «свежие» события, которые недавно произошли на работе у самих слушателей или на другом предприятии, но все слышали о нем;
4) рассказывать в естественной, неофициальной, неформальной и живой манере, тем самым показывая вовлеченность преподавателя в обсуждаемые события;
5) как можно чаще задавать вопросы для обсуждения, пробуждающие мысль;
6) быть внимательным к реакции слушателей, которая может показать необходимость усиления того или иного момента изложения или изменения темпа обсуждения, манеры изложения или способа ведения диалога.
Все лица, принятые на работу (далее – работники), в обязательном порядке проходят организуемое работодателем предварительное обучение с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда. Работники, не прошедшие предварительное обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, к работе не допускаются. Работники допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических зна-
ний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Обучение и проверка знаний

Обучение и проверка знаний работников по рабочим профессиям осу-
ществляются не реже одного раза в год. Обучение работников по рабочим профессиям завершается проверкой знаний (экзаменом) по безопасности и охране труда. Результаты проверки знаний оформляются протоколом.
Перечень работ и профессий, по которым проводится обучение работников по рабочим профессиям, а также порядок, форму и содержание такого обучения устанавливает работодатель, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий безопасности труда по согласованию с представителями
работников, а при его отсутствии – актом работодателя.
Для своевременной организации обучения и проверки знаний работников по рабочим профессиям в соответствии с перечнем работ и профессий, по которым проводится такое обучение, ежегодно работодателем составляется поименный список
работников, подлежащих такому обучению, с указанием его формы и сроков.
Обучение по рабочим профессиям проводится работодателем с привлечением высококвалифицированных специалистов, опытных инженерно-технических работников, работников служб безопасности и охраны труда самой организации, а также (при необходимости) сторонних организаций.

Рабочие учебные программы

Рабочие учебные программы по безопасности и охране труда долж-
ны предусматривать теоретическое и производственное обучение с учетом специфики данной организации и утверждаться работодателем.
Теоретическое обучение в виде лекционных или семинарских (собеседование, дискуссия, деловая игра) занятий проводят в учебных классах или других пригодных для этого помещениях под руководством ответственных лиц работодателя за организацию теоретического обучения по безопасности и охране труда.
Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в специальных учебных классах, мастерских, участках, цехах под руководством ответственных лиц работодателя за организацию производственного обучения по безопасности и охране труда.
В отдельных производствах, к которым предъявляются установленные законодательством специальные требования обеспечения безопасности производственного процесса и труда работников, все работники проходят дополнительное специальное обучение. Формы и содержание такого обучения, в том числе порядок его включения в общий курс безопасности и охраны труда, определяет работодатель
исходя из специальных требований, установленных для данных производств законодательством Республики Казахстан.
Работники, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, профессии, должности три и более лет, либо более одного года, если они связаны с выполнением работ с повышенной опасностью, должны пройти обучение по вопросам безопасности и охраны труда до начала самостоятельной работы.

Рабочие учебные планы

Обучение безопасности и охране труда ведется по рабочим учебным пла-
нам и программам обучения. Рабочие учебные планы и программы обучения должны отражать практические потребности и запросы конкретной аудитории слушателей и разрабатываться по программе обучения с учетом отраслевых, региональных и корпоративных особенностей. Рабочие учебные планы и программы обучения должны быть согласованы со службой безопасности и охраны труда и профсоюзной организацией и утверждены (подписаны) руководителем.
Для каждой группы обязанных пройти обучение работников могут быть использованы свои рабочие учебные планы, в которых нужно варьировать объем и направленность обучения.
Поскольку программа обучения и учебные планы максимально унифицированы для разных категорий обучаемых работников по своей структуре и последовательности изложения тем, то варьирование и конкретизация положений любого раздела и темы учебного плана и программы обучения для конкретной группы обучаемых работников достигаются либо при помощи перераспределения учебного
времени, отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования преподавателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.

Обучение руководящих работников

Руководящие работники и лица, ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда (далее – руководители и специалисты либо руководящие работники), периодически, не реже одного раза в три года, должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда на курсах повышения квалификации в соответствующих организациях образования, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.
Рабочие учебные программы по безопасности и охране труда для руко-
водящих работников должны предусматривать теоретическое и производственное обучение с учетом специфики организации отраслей экономики, разрабатываться обучающимися организациями, в том числе по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного государственного органа по труду.
Теоретическое обучение (в форме лекционных и семинарских занятий) руководящих работников по вопросам безопасности и охраны труда проводится с привлечением специалистов государственных органов государственного управления, надзора и контроля, преподавателей организаций образования, других учебных заведений, опытных юристов, экономистов, медиков и инженерно-технических работников, а также работников служб безопасности и охраны труда крупных промышлен-
ных, строительных, транспортных, агропромышленных и иных организаций.

Проверка знаний

Проверка знаний по вопросам безопасности и охраны труда у руководящих работников проводится на курсах повышения квалификации (на месте занятий) по завершению учебной программы экзаменационной комиссией численностью не менее 3 человек, создаваемой приказом территориального подразделения уполномо-
ченного государственного органа по труду. Функционирование экзаменационной комиссии осуществляется на постоянной основе. Порядок работы экзаменационной комиссии определяется ее председателем.
Комиссия состоит из председателя – государственного инспектора труда и членов комиссии. В состав экзаменационной комиссии включаются руководитель курса повышения квалификации, а также специалисты государственных органов надзора и контроля (по согласованию).
Для проверки знаний руководящих работников экзаменационная комиссия может использовать методы тестирования или экзаменационные билеты. Экзаменационные билеты или тесты разрабатываются с учетом особенностей производства,
квалификационных требований к специалистам и программы обучения.
Контроль своевременного прохождения обучения и проверки знаний
руководящих работников в организациях осуществляет работодатель. От-
ветственность за своевременность обучения и необходимую профессио-
нальную компетентность руководителей и специалистов несет в установленном законом порядке работодатель данных руководителей и специалистов.
В основу рабочих учебных планов и программы обучения при их разработке обучающей организацией должна быть положена практическая направленность обучения, определяющая его эффективность – предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний, а также аварий и инцидентов.
Содержание и структура рабочего учебного плана и программы обучения позволяют использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие и контролирующие программы, учебную литературу.
Особую роль в обучении работников по вопросам безопасности и охраны труда играет инструктирование.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:

1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
Вводный инструктаж по безопасности и охране труда проводится службой безопасности и охраны труда или лицом, на которое приказом по организации возложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу работниками независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с
временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой безопасности и охраны труда и утвержденной работодателем с учетом требований стандартов безопасности труда, правил, норм и инструкций по безопасности и охране труда, а также всех особенностей производства.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

1) со всеми вновь принятыми в организацию работниками, переводимыми из одного подразделения в другое;
2) с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;
3) со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующей организации;
4) со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, раз-
работанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений организации с учетом требований стандартов безопасности труда, соответствующих правил, норм и инструкций по безопасности и охране труда, производственных инструкций и другой технической документации.
Повторный инструктаж проходят работники независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии:
– при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по безопасности и охране труда, а также изменений к ним;
– при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
– при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
– по требованию контролирующих надзорных органов.
Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации, цеха и участки), при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, начальник цеха).
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.
Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и вновь проходят инструктаж.
О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового и допуске к работе работника проводивший инструктаж делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, который пронумеровывается и прошнуровывается согласно Правилам и срокам проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденным постановлением Правительства РК от 28 октября 2011 года №1225. При регистрации внепланового инструктажа также указывают причину его проведения.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий кадров и охраны труда! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!