Проблемы проектирования систем пожарной защиты страны

1009
Проблемы проектирования систем пожарной защиты страны
Васина И. А.
Пожары продолжают наносить государству большой демографический и материальный ущерб. Анализ помогает разработать методы их предотвращения

Концентрация новых инновационных производств, модернизация традиционных отраслей производства, создание новых производственных мощностей в различных сферах экономики Казахстана предполагает наличие пожаро- и взрывоопасных производств и технологических процессов, увеличение объемов транспортируемых пожароопасных грузов, использование новых веществ и материалов с пожароопасными свойствами. Все это ведет к росту потенциальных источников возникновения пожаров, резкому увеличению опасности возникновения крупных пожаров, а также представляет огромную опасность для жизни и здоровья граждан.

Для снижения угрозы

Особенно уязвимыми в этом отношении являются регионы со сложными инженерными сооружениями (атомными и другими электростанциями, нефте- и газопроводами, транспортными системами), потенциально опасными производствами и крупными промышленными объектами, сложными природно-климатическими условиями.

 Для снижения угрозы возникновения пожаров и воздействия их пагубных факторов на человека необходима разработка и принятие совокупных экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, направленных на предотвращение пожаров и снижение ущерба от них

Действующая в Казахстане нормативная правовая база регламентирует вопросы обеспечения пожарной безопасности отдельных объектов хозяйствования, предприятий и отраслей промышленности. Однако до сих пор не решены вопросы проектирования и создания систем пожарной защиты населенных пунктов, как крупных городов, так и небольших поселений, страны в целом. В этой области имеются только отдельные нормативы, а существующие разрозненные методы и модели не сведены в единую совокупность методов проектирования системы пожарной безопасности государства.

Актуальность разработки принципов и методов проектирования систем пожарной защиты страны обусловлена тем, что в Казахстане, как и во всем мире, отмечается быстрый рост численности населения городов, промышленного, экономического и научно-технического потенциала; высокая концентрация в городах материальных и культурных ценностей. Процесс урбанизации сопровождается увеличением числа пожаров в городах и размеров социально-экономических и экологических последствий от них. Процесс технического прогресса, с одной стороны, делает окружающий нас мир, среду обитания, все более пожароопасным, с другой - создает все более совершенные способы, методы и средства борьбы с пожарами. Важно добиться такого соотношения между темпами естественного и объективного развития этих двух процессов, чтобы по возможности второй опережал или хотя бы не отставал от первого. Это должно стать стратегической задачей системы обеспечения пожарной безопасности.

Система пожарной безопасности

Для надежной защиты от пожаров необходимо организовать эффективное научно-техническое проектирование системы пожарной безопасности, для чего следует определить критерии и правильно обосновать ее параметры.

В 2012 г. АО «Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и гражданской обороны» МЧС РК начата работа по реализации темы НИР «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан» по бюджетной программе «Прикладные научные исследования в области ЧС».

Целью работы является изучение наиболее значимых элементов системы пожарной безопасности и создание научно обоснованной методологии для решения проблемы обеспечения пожарной безопасности, выработки критериев для создания государственных и негосударственных противопожарных служб в населенных пунктах, их оснащенности на основе анализа пожарной обстановки, исследование влияния на нее социально-экономических показателей развития страны, а также прогнозирование обстановки с пожарами в республике методами математического моделирования и оптимального управления с использованием современных информационных технологий.

Для реализации поставленной цели 

- провести сбор и анализ организационно-правовой, нормативной, научно-технической и методической литературы; эмпирической информации по оперативной обстановке и деятельности противопожарных служб; статистической информации о пожарах по регионам Казахстана; по особенностям пожароопасных производств и технологических процессов и показателям социально-экономического развития регионов;
- построить математические модели для изучения наиболее значимых элементов системы пожарной безопасности, прогнозирования обстановки с пожарами и ее реализации с помощью средств вычислительной техники с использованием современных информационных технологий;
- провести исследование влияния различных параметров социально-экономического развития страны на обстановку с пожарами в РК;
выработать критерии для создания государственных и негосударственных противопожарных служб на основе анализа и обработки полученной информации;
- разработать базу данных состояния пожарной защиты в РК и республиканскую карту рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров;
- разработать нормативные правовые и методические документы, регламентирующие на научной основе создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности РК.

Приведем некоторые результаты исследований.

Для решения задачи обеспечения пожарной безопасности в стране существует система обеспечения пожарной безопасности (далее – СОПБ). Основной целью создания и функционирования СОПБ является защита конституционных прав и свобод граждан, их законных интересов, снижения риска возникновения пожаров, повышения эффективности мер по оперативному реагированию сил и средств при тушении. В настоящее время существуют и функционируют все основные подсистемы и блоки системы СОПБ. Вместе с тем необходимо завершить ее объединение в стройную и единую систему, а также оптимизировать работу отдельных ее элементов. Основой работы по совершенствованию деятельности является, прежде всего, анализ системы обеспечения пожарной безопасности в республике.

Уже сейчас можно выделить направления деятельности в СОПБ, которые будут способствовать снижению количества пожаров и тяжести их последствий. В первую очередь это совершенствование подсистемы профилактики пожаров, а именно:

внедрение нового элемента – оценки рисков возникновения пожаров и механизма управления пожарными рисками. Здесь наиболее ожидаемым результатом станет переход от качественной оценки уровня пожарной безопасности к количественной оценке, выявление наиболее проблемных групп объектов и характерных нарушений требований норм и правил, а также разработка мероприятий по снижению пожарных рисков; так как граждане являются активным элементом системы, то обучение населения  основам теоретических знаний по предупреждению пожаров и практических действий при пожаре является одним из важных направлений деятельности общества. Особенно актуальна данная проблема для сельской местности; важным элементом системы профилактики пожаров является анализ, моделирование и прогнозирование обстановки с пожарами в республике.

Совершенствование и оптимизация

Другое направление деятельности СОПБ - совершенствование и оптимизация подсистемы оперативного реагирования при возникновении пожаров, на которую возлагаются функции ликвидации пожаров и их последствий. Такой структурой в Казахстане является Государственная противопожарная служба (далее – ГПС). Деятельность подразделений ГПС должна быть организована таким образом, чтобы в любой момент, на любую возникшую ситуацию немедленно отреагировать набором сил и средств, соответствующим характеру данной ситуации. При этом должны выполняться два основных ограничения:

- прибытие сил и средств противопожарной службы к месту вызова должно быть своевременным, т.е. укладываться в допустимые временные интервалы, определяемые физико-химическими закономерностями развития пожара;

- общее количество сил и средств противопожарной службы не должно быть избыточным, т.е. должно быть экономически оправданным.

В связи с этим необходимо умение оценивать общий объем работы противопожарной службы, тенденции его изменения во времени, знание основных параметров и закономерностей процесса функционирования пожарной службы, а также физико-химических закономерностей развития пожара, определяющих время свободного развития пожара. Кроме того, на эффективность деятельности ГПС и время оперативного реагирования влияют: места дислокации пожарных  частей, оснащенность подразделений специальной техникой, оборудованием, средствами защиты и связи, уровень подготовки и обученности личного состава,  наличие нормативно-технической и методической базы.

Математическая модель

 Основанием для разработки математической модели СОПБ должны стать результаты   статистического исследования пожаров в стране, углубленный анализ деятельности противопожарных служб, а также анализ пожарной опасности регионов

Важнейшим элементом системы обеспечения пожарной безопасности является прогнозирование обстановки с пожарами в республике. Прогнозирование также должно основываться на результатах обработки статистических данных, использовании современных информационных технологий (гис-технологии, системы компьютерного моделирования и др.). Так, планируемая в ходе выполнения НИР разработка Республиканской карты рисков возникновения и оценки пожаров будет способствовать совершенствованию системы предупреждения ЧС, в частности, специалисты и население будут иметь информацию о зонах повышенной опасности возникновения пожаров и других ЧС.

 Предварительный анализ пожаров  показывает, что в мире существует более 220 стран, в которых проживает около 7 млрд человек. Ежечасно огонь уносит жизни 8 человек, несколько десятков делает инвалидами, еще больше людей остается без собственного жилья. По данным Всемирного центра пожарной статистики пожаров, с 1993 по 2009 г. ежегодно регистрировалось от 2,7 до 4,5 млн пожаров (зарегистрировано 67,5 млн пожаров), жертвами которых стали 0,9 млн человек. В 20-ти наиболее развитых странах мира потери от пожаров и затраты на борьбу с ними ежегодно составляют примерно от 0,1 до 0,3% всего ВВП. Получается, что вся мировая экономика 3-4 дня в году работает только на пожары. Понятно, что ни одна страна мира не застрахована от пожаров, и наша республика в этом плане не является исключением

Количество пожаров и величина ущерба от пожара зависят не только от энергоемкости экономики и наличия пожароопасных веществ и материалов в быту и на производстве, но и от численности населения.

Статистика пожаров

Статистика пожаров за 2012 г. свидетельствует, что в республике произошло 16904 производственных и бытовых пожаров, в результате которых погиб 521 и были травмированы 599 человек, материальный ущерб составил более 5035,9 млн тг.

Отмечен рост количества пожаров: в Кызылординской области - на 49%; Костанайской - на 32%; Актюбинской - на 29%; Алматинской - на 28%; Западно-Казахстанской - на 21%; Акмолинской - на 16%; Северо-Казахстанской - на 16%; Жамбылской - на 13%; Атырауской - на 11%; Павлодарской области - на 11%;  в г. Астана - на 26%; г. Алматы - на 12%.  При этом зарегистрирован и рост  числа погибших при пожарах людей: в Алматинской области - на 38%; Акмолинской - на 37%;  Костанайской - на 37%; Жамбылской - на 33%; Восточно-Казахстанской - на 17%; Кызылординской - на 15%; Павлодарской области - на 13% и в г. Астана - на 11%. Наибольшее количество пожаров происходит в областях с наибольшей численностью населения.

По данным 2011 г., основными объектами возникновения пожаров является жилой сектор, что составляет около 69,3% всех пожаров, 13,7% пожаров приходится на транспортные средства, на объекты торговли - 3,2%. Значительное количество пожаров приходится на открытые территории (степи, луга, пастбища и др.).

Из 10534 пожаров, произошедших в жилом секторе на территории республики в 2011 г., 6198 (58,8%) произошло в городах, 4336 (41,2%) - в сельской местности. При этом 53% от общего количества пожаров по республике – в одноэтажных частных домостроениях и хозяйственных постройках, при которых погибло 336 чел. (67% от общего количества погибших по республике). Большая часть произошедших пожаров в строениях данной категории приходится на города - 50% (5152 случая), при которых погибло 179 чел. (35,7%). В сельских населенных пунктах произошло 49,8% пожаров (5118 случаев), при которых погибло 157 чел. (31,3%).

Из 457 погибших в жилом секторе 275 чел. погибло в городах (60,2%), 182 чел. (39,8%) - в сельской местности.

При этом городских жителей насчитывается 8961,4 тыс. человек (54,5% от всех жителей страны), а сельских - 7480,6 тыс. человек.

Жилой фонд

 К числу объективных причин, обусловливающих крайнюю напряженность оперативной обстановки с пожарами в жилом секторе, следует отнести высокую степень изношенности жилого фонда: как правило, более 60% пожаров происходят в старых и ветхих домах, их надворных постройках с большим сроком эксплуатации

Вместе с тем основной причиной гибели людей при пожарах является человеческий фактор: неосторожное обращение населения с огнем - 41,4% от общего количества по республике; нарушение правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования - 18,9%; нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печного отопления - 13,6%.Установленные поджоги составляют около 10,7%.

По данным Центра пожарной статистики (CTIF), в 2008–2009 гг. Казахстан не входил в пятерку стран мира с наибольшим числом пожаров на 100 тыс. населения, но, к сожалению, занимал не последнее место по числу погибших при пожарах. В сравнении с приведенными данными по странам СНГ, в Казахстане гибель и количество пожаров в три раза меньше, чем в Российской Федерации и почти в два раза меньше, чем в Украине.

Статистический анализ  показал  снижение количества пожаров и гибели людей в 2011 г., однако в 2012 г. наблюдалось увеличение количества пожаров на 11,3%, пострадавших - на 2,7%, погибших - на 6,1%, материального ущерба – на 5,6%.

Пожары являются случайными стихийными явлениями, продолжают возникать и наносить государству большой ущерб. Для выявления твердой тенденции необходим более детальный анализ пожаров и их последствий – не менее 5-10 лет. С целью изучения данных по пожарам нами разработана и направлена в регионы анкета для сбора данных о произошедших пожарах. Особое внимание будет уделяться анализу обстановки с пожарами в сельской местности, так как ранее там не проводился детальный анализ.

Кратко остановимся на административно-территориальном делении Республики Казахстан. Территория Казахстана составляет 2724900 тыс. кв. км, на ней располагаются 2940 городских поселений и 142203 сельских населенных пункта.

Статус города в Казахстане имеют 87 населенных пунктов, 3 города республиканского значения, 38 городов областного и районного значения, 59 городов отнесены к категории малых городов, в которых проживают менее 50 тыс. жителей. В городах проживает 56% населения республики. Больше всего городов в Карагандинской области (11). Естественно, именно в городах, в которых проживают более половины населения Казахстана, происходит большая часть пожаров.

В некоторых регионах наблюдается значительный рост численности населения: в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской, Атырауской, Жамбылской и Кызылординской областях. Убыль населения отмечается в Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Акмолинской областях – сельскохозяйственные регионы. Анализ распределения населения по регионам и динамики изменения численности населения, а также прогнозирование численности населения до 2015–2020 гг. необходимо использовать при прогнозировании обстановки с пожарами, при проектировании и определении мест дислокации пожарных депо и численности личного состава, здесь же нужно учесть основные социально-экономические показатели развития регионов.

В плане экономического развития по объемам выпуска промышленной продукции к наиболее промышленно развитым регионам республики относятся Атырауская, Карагандинская, Павлодарская, Мангистауская, Западно-Казахстанская области, тогда как в Костанайской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областях преобладают сельскохозяйственные отрасли экономики. Уровень развития экономики в регионе также определяет пожарную опасность объектов и регионов и, следовательно, должен учитываться при разработке критериев при обосновании числа и оснащенности подразделений ГПС.

  Методология анализа риска

На данном этапе исследований определено, что механизмом, который позволит максимально учесть факторы, прямо или косвенно влияющие на пожарную безопасность регионов, а также на оперативную деятельность противопожарных служб, является механизм оценки и управления рисками.

  Методология анализа риска нацелена в конечном итоге на лиц, принимающих решения, и служит тем инструментом, который поможет проводить количественные оценки, обеспечивающие научную поддержку в процессе принятия решения

Управление пожарными рисками означает разработку и реализацию комплекса мероприятий (инженерно-технического, экономического, социального, организационного  и иного характера), позволяющих уменьшить значения данных рисков до допустимых (приемлемых) уровней. Таким образом, механизм оценки и управления пожарными рисками регионов может быть основой для разработки математической модели системы проектирования пожарной безопасности в Республике Казахстан.

Подводя итог проделанной на сегодняшний день работе, можно выделить наиболее актуальные направления дальнейших научных исследований по разработке системы обеспечения пожарной безопасности:

1.        Для выявления твердой тенденции возникновения пожаров необходимо проведение более детального анализа пожаров и их последствий - не менее 5-10 лет.

2.        Проведение статистических исследований целесообразно проводить в различных разрезах, которые могут тем или иным образом повлиять на обстановку с пожарами в стране (социально-экономические, демографические, природно-климатические и др.).

3.        Необходимы более детальное сравнение и анализ с мировыми данными, особенно анализ вопроса обеспечения пожарной безопасности  в странах, где отмечается наименьшее количеством пожаров.

4.        Мировая статистика пожаров и деятельности противопожарных служб свидетельствует о том, что существуют страны, в которых обеспечена максимальная защита населения от пожаров, минимизировано их количество, например Чехия, где незащищенными остаются только 7% территории. Необходимо детальное изучение опыта работы по обеспечению пожарной безопасности в этих странах.

5.        Для разработки методики расчетов и выработки критериев создания пожарных частей в населенных пунктах необходимо дать оценку и выявить влияние показателей по административно-территориальному делению, демографической ситуации Казахстана в разрезах регионов (областей) на степень защищенности населенных пунктов. Следует также провести анализ инфраструктуры населенных пунктов, продолжить анализ деятельности ГПС.

6.        Должны быть исследованы роль и место добровольных противопожарных формирований, которые должны учитываться при расчете численности ГПС и мест дислокации пожарных депо.

7.        Должны быть проведены исследования по определению критериев для  расчета численности личного состава подразделений ГПС (инспекторского состава, службы пожаротушения)  и их технической оснащенности.

8.        Несмотря на наличие нормативных правовых документов, в стране не обеспечена полная защита территории и населения противопожарной службой. Необходимо разработать методику расчетов и определить критерии для создания подразделений противопожарной службы в населенных пунктах, включая отдаленные населенные пункты и населенные пункты с численностью проживающих менее 5000 человек.

9.        В соответствии с Законом РК «О пожарной безопасности» и в целях обеспечения пожарной безопасности следует разработать рекомендации по организации пожаротушения в сельской местности.

10.     Требуется детальное изучение деятельности ГПС в разрезе времени реагирования и радиуса обслуживания пожарной части с учетом природно-климатических, географических и временных условий местности.

11.     При разработке мероприятий по совершенствованию СОПБ целесообразно учитывать опыт зарубежных стран.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»   



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий кадров и охраны труда! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!