Правила разработки учётной политики организации

1548
Нургалиева Роза Сагингалиевна
главный менеджер Юридического департамента АО «Народный банк Казахстана», г. Алматы
Учётная политика – нормы и правила, применяемые на практике, которые гарантируют правильную обработку финансовой информации всеми сотрудниками организации

Одним из важных документов в организации является учётная политика. Что это за документ, каковы его функции и как он разрабатывается, вы узнаете из статьи.

Что такое учётная политика?

Учётная политика – это документ, в котором организация закрепила способы ведения бухучёта, учитывающие специфику её деятельности. Как инструмент реализации права, учётная политика необходима для того, чтобы формализовать свободный выбор из ряда вариантов, установленных законодательством.

Для чего нужна учётная политика?

Правильный выбор способов ведения бухучёта позволит:

  • регламентировать многие процессы бизнеса;
  • повысить эффективность использования ресурсов организации;
  • снизить риски претензий со стороны налоговых органов;
  • сделать отчётность более прозрачной, а бизнес более привлекательным для инвесторов.

Таким образом, учётная политика:

  1.  Гарантирует последовательность в обработке финансовых данных.
  2.  Снижает риски претензий со стороны налоговых органов.
  3.  Сохраняет целостность информации, представляя внутренний контроль частью учётной политики.
  4.  Сокращает расходы путём усиления прозрачности и последовательности.
  5.  Оптимизирует процесс аудита.

Может ли организация обойтись без учётной политики?

Согласно ст. 6 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014) (далее – Закон о бухучёте), бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учёте и финансовой отчётности, а также учётной политикой.

НА ЗАМЕТКУ Учётная политика относится к бухгалтерским документам (ст. 7 Закона о бухучёте). Таким образом, разработать и принять учётную политику для целей бухучёта обязана каждая организация, которая ведёт бухучёт, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Разработка и утверждение

Учётная политика разрабатывается главным бухгалтером или другим сотрудником, ответственным за ведение бухучёта в организации и утверждается руководством (индивидуальным предпринимателем), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.

Иными словами, в случае, если законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность того или иного юридического лица, не установлено кто (какое лицо, какой орган юридического лица) обязан утверждать учётную политику, то эта функция может быть отнесена к лицам, указанным в уставе (положении) организации.

ПРИМЕР

1. Учётная политика для государственных учреждений разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета (п. 2 ст. 116 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.06.2015).

2. Учётная политика страховой организации разрабатывается правлением организации и утверждается советом директоров (Инструкция о требованиях по наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в страховых (перестраховочных) организациях, утверждённая постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 01 февраля 2010 года № 4 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2014)).

С чего начать создание учётной политики?

Перед созданием учётной политики необходимо внимательно изучить следующие нормативно-правовые акты:

  1. Закон о бухучёте;
  2. Международный стандарт финансовой отчётности (IAS) 8 «Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»;
  3. Методические рекомендации по разработке учётной политики организаций, рекомендованные к применению Экспертным Советом Министерства финансов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учёта и аудита согласно Протоколу от 24 января 2005 года №1 (далее – Методические рекомендации);
  4. Письмо Департамента методологии бухгалтерского учёта и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 4 июня 1998 года № 23-2-1/1584 «О некоторых вопросах по формированию учётной политики».

Разработка учётной политики - ответственное дело

1. Согласно Методическим рекомендациям, для формирования учётной политики руководство организации создаёт комиссию из числа специалистов бухгалтерского, финансового, технического подразделений, юристов и других компетентных специалистов, исходя из особенностей деятельности организации.

2. Комиссия формирует учётную политику в отношении активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов:

1) выявляя, анализируя и оценивая факторы, влияющие на выбор наиболее приемлемых способов ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности;

2) обосновывая исходные положения построения учётной политики;

3) приводя сформированную учётную политику в форму внутреннего нормативного документа организации;

4) разрабатывая должностные инструкции, положения, решения собраний, схему документооборота и т. п., которые оформляются отдельными приказами или распоряжениями руководителя.

НА ЗАМЕТКУ За основу при составлении проекта учётной политики можно порекомендовать учётную политику для государственных учреждений, утверждённую приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.06.2014).

Следует отметить, что нормативными правовыми актами могут устанавливаться определённые требования к структуре учётной политики для отдельных видов организаций.

Так, например, учётная политика страховой организации должна содержать не только принципы, основы, условия, правила и практику ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, но и:

1) наименование подразделения, ответственного за ежемесячное отслеживание доходов (расходов) в динамике и по видам деятельности;

2) порядок учёта договоров страхования и перестрахования, а также ведение их реестра;

3) требования к оценке стоимости финансовых инструментов на основе модели оценки риска и приведения текущих цен к рыночным;

4) методику осуществления тестов на обесценение финансового инструмента в случае отсутствия рыночной стоимости финансового инструмента и оценки адекватности страховых резервов, используя текущие расчётные оценки будущих потоков денежных средств по договорам страхования в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности.

Источник: журнал «Делопроизводство в Казахстане»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Нравится ли вам наш новый сайт?

  • Да 80%
  • Нет 20%
  • Незнаю 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий кадров и охраны труда! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!