Заключение трудового договора с гражданами по квоте

36
Работодатели в пределах установленной квоты заключают трудовые договоры с лицами, направленными для трудоустройства, при соответствии их квалификации требованиям

Трудовой  кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями от 01.01.2017) смотрите здесь.

Статья 21. Заключение трудового  договора с гражданами, направленными  в счет установленной  квоты

1.    Местными исполнительными органами устанавливается квота для трудоустройства категорий населения, определенных законами Республики Казахстан.

2. Работодатели в пределах установленной квоты заключают трудовые договоры с лицами, направленными для трудоустройства, при соответствии их квалификации требованиям работодателя.

КОММЕНТАРИЙ                                                                   

1. Для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, местные исполнительные органы разрабатывают региональные программы занятости, предусматривающие квотирование рабочих мест. Квота – это доля (часть) рабочих мест, которые организации, независимо от вида собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, представляют для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите. Конкретные предложения о квоте разрабатываются уполномоченными органами по труду с участием общественных организаций, представляющих интересы групп населения, особо нуждающихся в социальной защите, с учетом анализа, спроса и предложения на рабочую силу в регионе. На основании представленных предложений местные исполнительные органы своими решениями устанавливают организациям, расположенным на их территориях, квоту на рабочие места для приема лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и сроки ее введения. При определении квоты учитывается половозрастной состав, профессии и квалификационный уровень этих лиц, а также вид деятельности, режим, характер и социально-бытовые условия труда в организациях. В свою очередь, уполномоченные органы по труду информируют работодателей о принятом решении не менее чем за месяц до начала введения квоты. Квота определяется ежегодно в размере не более пяти процентов   от численности работающих в организации на срок не менее года. Работодатели в соответствии с установленной квотой создают или выделяют необходимое количество рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан. Трудоустройство на рабочие места по квоте производится по направлению уполномоченного органа по труду (на уровне района, города, района в городе).

Законодательством предусмотрены обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Так, работодатели обязаны принимать на работу таких лиц, направленных уполномоченным органом по труду в соответствии с установленной квотой. Информацию по заполняемости рабочих мест, выделенных в счет квоты, работодатели ежеквартально представляют в уполномоченный орган по труду.

Информацию об освобождающихся рабочих местах, созданных или выделяемых в рамках установленных квот, работодатели обязаны представлять в уполномоченный орган по труду в трехдневный срок со дня их появления, в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях. Что касается контроля заполняемости рабочих мест, выделенных в счет квоты, то он осуществляется местными исполнительными органами, уполномоченными органами по труду и инспекциями уполномоченных органов по труду.

2. Государственная политика занятости населения осуществляется по многим направлениям, в том числе по сокращению безработицы, созданию рабочих мест, организации трудового посредничества через уполномоченный орган и частные агентства занятости, защите внутреннего рынка труда путем квотирования иностранной рабочей силы и т.д. Особое внимание государство обращает на содействие занятости целевых групп населения. К ним относятся малообеспеченные; молодежь в возрасте до 21 года; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил РК; лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения; репатрианты (оралманы). Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и средств местного бюджета, а также дополнительные меры по социальной защите (ст. 5 Закона РК от 23 января 2001 г. № 149 «О занятости населения»).

Основания  возникновения правоотношений

3. Местные исполнительные органы ежегодно определяют целевые группы населения, проживающие на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальные меры по их защите, в том числе путем установления квоты для их трудоустройства.

Пункт 2 ст. 21 Кодекса предусматривает возникновение трудового договора с лицами указанных целевых групп на основании  направления на работу уполномоченным органом в счет установленной квоты. Правоотношения по трудоустройству возникают в тех  случаях,  когда лица из числа целевых групп реализуют свое право на свободный выбор места работы путем непосредственного обращения в местный уполномоченный орган по труду. Процесс трудоустройства, связанный с подыскиванием подходящей работы, включает правоотношения:

а) между уполномоченным органом по труду и гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве;

б) между уполномоченным органом по труду и работодателем;

в) между гражданином и работодателем, к которому он направлен

уполномоченным органом по труду.

4. Правоотношение между уполномоченным органом по труду и лицом из числа целевых групп населения возникает исключительно на основании одного юридического акта – обращения этого лица о содействии в трудоустройстве. Содержание правоотношения по трудоустройству состоит не только из взаимных прав и обязанностей сторон, но и практических действий уполномоченного органа по подысканию подходящей работы, соответствующей профессиональной пригодности обратившегося лица с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, транспортной доступности места работы. В то же время данное лицо не может требовать от уполномоченного органа по труду устройства на работу на конкретное предприятие (учреждение, организацию). Функции уполномоченного органа в этом случае ограничиваются лишь посредническими услугами. Работодатели, в свою очередь, имеют право принимать на работу граждан, непосредственно обращающихся в организацию, на равных основаниях с лицами, имеющими направления уполномоченного органа по труду. Таким образом, работодатели в пределах установленной квоты могут принимать на работу лиц, направленных для трудоустройства, при соответствии их квалификации требованиям работодателя.

5. Правоотношение между уполномоченным органом по труду и работодателем включает установление взаимных прав и обязанностей по вопросам трудоустройства лиц из числа целевых групп населения. Правоотношение возникает на основании следующих юридических фактов:

а) установление квоты (минимального количества рабочих мест) для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите;

б) обращение данных лиц к работодателю с направлением от уполномоченного органа по труду по поводу их трудоустройства.

Цель данного правоотношения – сократить срок поиска подходящей работы для лиц, направленных для трудоустройства.

6. Правоотношение между работником и работодателем является завершающим звеном в структуре правоотношения по трудоустройству, когда в пределах установленной квоты заключается трудовой договор с лицами, направленными для трудоустройства. Особенность данного правоотношения состоит в том, что оно может возникнуть только при условии двухстороннего волеизъявления и согласования взаимных интересов сторон. Это объясняется тем, что в силу договорного характера права на свободу труда, свободу выбора рода деятельности и профессии гражданин вправе отказаться от трудоустройства на любой его стадии (вплоть до момента заключения трудового договора). Что касается  направления уполномоченного органа по труду, то оно не может предрешать возникновение трудового правоотношения, ибо не связано с возложением на работодателя юридической обязанности это сделать. Законодательством установлены равные основания для граждан, непосредственно обратившихся к работодателю по поводу трудоустройства, и для лиц, имеющих направление уполномоченного органа по труду. В этом случае работодателю предоставлено право самостоятельно решать вопрос о том, какому кандидату на вакантную должность отдать предпочтение с учетом его квалификации и в соответствии с требованиями, установленными в данной организации.

Правоотношение по трудоустройству прекращается с момента возникновения трудового правоотношения.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль