главный редактор интернет - портала «МЦФЭР - Кадры и Охрана труда»
Каждое предприятие ведет у себя кадровое делопроизводство, так как невозможно обойтись без кадровых документов. Какие особенности имеет ведение кадрового делопроизводства в РК, как наладить кадровое производство, и какие правила его оформления необходимо соблюдать? Что нужно знать о кадровом делопроизводстве, чтобы бизнес - процесс в компании протекал четко и в строгом соответствии с Трудовым кодексом РК. В статье - инструкция по кадровому делопроизводству в РК для специалистов по кадрам. А также, организация кадрового делопроизводства, основы кадрового делопроизводства и как создать кадровый документооборот с нуля, в том числе электронный.
В процессе работы кадровым специалистам приходится составлять много однотипных кадровых документов, этапы оборота которых (подписание, утверждение, регистрация, доведение до сведения, архивирование и т. д.) также повторяются. И чтобы весь бизнес - процесс в организации выполнялся чётко и неукоснительно, необходимо его регламентировать и зафиксировать в письменной форме. Для организации кадрового делопроизводства, в первую очередь, необходимо наличие Инструкции по ведению кадрового делопроизводства (далее — Инструкция), которая является условием высокого уровня ведения кадровой работы и демонстрирует качество кадрового менеджмента в организации в целом.
Инструкция, о которой подробно расскажем ниже, предназначена для того, чтобы кадровое делопроизводство соответствовало стандартной технологии кадрового делопроизводства РК внутри организации, для упорядочения всех процедур в сфере кадрового документооборота и определяет правила подготовки, оформления, согласования (визирования), регистрации, учёта, хранения и контроля исполнения кадровых документов.
Наши эксперты составили подробную инструкцию кадрового делопроизводства с учетом произошедших изменений и изложили пошаговое руководство организации кадрового делопроизводства с нуля в эталонном материале «Как организовать документооборот в кадровой службе», которое может быть использовано, как кадровое делопроизводство для начинающих РК.
Что необходимо учесть, прежде чем переводить делопроизводство в электронный формат:
Полностью отказаться от бумажного делопроизводства нельзя.
Для работы в системе электронного документооборота нужно обязательно использовать электронные цифровые подписи, полученные организацией в установленном законодательством порядке.
Выбранная для работы система электронного документооборота должна иметь функциональную возможность проверки подлинности электронных цифровых подписей.
Также система электронного документооборота должна интегрироваться с системами государственных органов, в частности, с порталом электронной биржи труда, куда вносятся данные трудовых договоров.
Если вам поручили организовать кадровое делопроизводство с нуля, а опыта в этой области у вас недостаточно, воспользуйтесь нашим планом по организации кадрового делопроизводства для начинающих в РК. Возможно, вы новичок в кадровой сфере, бухгалтер или офис-менеджер, которому поручили заниматься кадрами, или начинающий предприниматель.
Также организация работы с документами в учреждениях регламентируется нормативными правовыми документами: инструкциями, правилами, положениями и др., в которых изложен порядок составления номенклатур дел, формирования дел, оформления дел и составления научно-справочного аппарата к ним, подготовки дел к архивному хранению.
☑️ Знакомимся с учредительными документами организации
Информация в кадровых документах должна строго соответствовать сведениям из уставных документов. Например название компании, персональные данные директора, а также порядок приема и установления заработных плат руководителей и директора.
☑️ Определяем обязательные кадровые документы фирмы
На практике документы, с которыми работает кадровая служба, делятся на две группы:
организационные, например, штатное расписание, графики, положения и прочие;
распорядительные, например, приказы, распоряжения, указания, решения.
Кадровая служба обычно занимается подготовкой проектов организационных и распорядительных документов, их согласованием, изданием, регистрацией, учетом и хранением. Для учета и хранения документов можно использовать номенклатуру дел.
В каждой кадровой службе должны быть документы, обязательное наличие которых регулируется законом. Соблюдение правил ведения делопроизводства в организации важно, так как отсутствие обязательных документов или их неправильное оформление может привести к финансовым потерям, включая штрафы и судебные издержки.
В хозяйственном товариществе создаётся исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчётный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть избран не из числа его участников (п. 2 ст. 60 ГК РК).
Из чего следует, что исполнительным органом ТОО может быть:
единоличный исполнительный орган;
коллегиальный исполнительный орган.
В качестве коллегиальных органов товарищества могут быть созданы:
правление (дирекция);
наблюдательный совет;
другие органы в случаях, предусмотренных законодательными актами или решением общего собрания участников хозяйственного товарищества.
Члены исполнительного органа избираются общим собранием на установленный срок, но не более пяти лет. В качестве члена исполнительного органа товарищества может выступать только физическое лицо (лица), которое может не являться участником данного ТОО (п. 3 ст. 51 Закона о ТОО).
Штатное расписание – это внутренний организационно-правовой документ, в котором зафиксированы структура организации, штатный состав и штатная численность с указанием должностей и окладов компании.
Структурные подразделения в штатном расписании укажите на основе организационной структуры организации. Под структурными подразделениями понимают отдел, цех, участок, филиал, представительство и т. д.
Закон не определяет, в каком порядке указывать подразделения в штатном расписании. С учетом практики первым включите в штатное расписание тот отдел, в который входит руководство. Затем в порядке подчиненности расположите остальные подразделения.
Далее внесите коды структурных подразделений. Присваивайте коды так, чтобы они отражали подчиненность отдела.
Правила трудового распорядка являются обязательным локальным нормативным актом, который координирует совместный труд, способствует поддержанию дисциплины, правильному распределению и использованию рабочего времени и даже повышению эффективности производства.
Правила трудового распорядка регламентируют порядок приема и увольнения сотрудников, время труда и отдыха, меры поощрения и взыскания, сроки выплаты зарплаты и другие условия.
Работодатель вправе оформить Правила трудового распорядка как самостоятельный документ и как приложение к коллективному договору. Если коллективного договора в организации нет, то Правила трудового распорядка оформите как самостоятельный документ.
Языком работы и делопроизводства государственных организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является казахский язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык.
В работе негосударственных организаций используются казахский и, при необходимости, другие языки (п. 6 Правил документирования).
Пока сотрудник работает в организации, в его трудовую книжку вносят сведения:
Записи о применении дисциплинарных взысканий в отношении работника в трудовую книжку не вносят. Если во время работы сотрудника изменилось название организации, об этом также сделайте запись в трудовой книжке.
☑️ Устанавливаем порядок ведения личных дел работников
Оформите личное дело сразу после того, как приняли работника на работу. Для этого заведите отдельную папку и вложите в неё документы, которые получите или оформите при приёме. В процессе работы пополняйте личное дело работника новыми документами. Размещайте их в определённом порядке, а после того, как работник уволится, сдайте личное дело в архив.
☑️ Определите порядок ведения учета рабочего времени
Каждый работодатель обязан вести учет рабочего времени, при этом форма и порядок ведения учета рабочего времени определяются актом работодателя (ст. 79 ТК РК). Этим актом является табель учета рабочего времени.
Табель учета рабочего времени – необходимый документ, который ведут не для «галочки». На основании табеля учета рабочего времени специалисты кадровой службы и бухгалтеры имеют возможность владеть информацией о присутствии и неявках работников, их нахождение по листу временной нетрудоспособности и др. Именно на основании этих данных бухгалтерия в дальнейшем исчисляет заработную плату сотрудников.
Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством отнесены к рабочему времени (пп. 47) п. 1 ст. 1 ТК РК).
Вместе с тем следует учитывать, что по соглашению сторон работодатель вправе отражать в документах учета рабочего времени меньшую продолжительность рабочего времени работника, но оплату данному работнику за его труд производить как за нормальную продолжительность рабочего времени.
☑️ Устанавливаем порядок предоставления отпусков работникам
Закрепите порядок и условия предоставления ежегодных основных и дополнительных отпусков в положении о предоставлении отпусков. Унифицированной формы положения нет, поэтому составьте его в произвольной форме.
Для эффективного управления персоналом и минимизации рисков для организации, необходимо установить четкий порядок оформления увольнений. Это поможет обеспечить соблюдение всех юридических требований и поддержать положительную репутацию компании.
Получение заявления об увольнении: работник подает письменное заявление с указанием причины и даты увольнения.
Оформление приказа об увольнении: на основании заявления подготавливается приказ об увольнении, который должен быть подписан руководителем.
Ознакомление работника: работник ознакомляется с приказом под роспись.
Расчет и выдача документов: производится окончательный расчет с работником, включая выплату заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск. Работнику выдают трудовую книжку (если она ведется) и справку о доходах.
Обновление данных: вносятся изменения в учетные системы и личное дело работника.
☑️ Устанавливаем порядок архивного хранения кадровой документации
Создание и деятельность архива организации регламентируются Правилами приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами (Приказ Министерства Культуры и Спорта РК №235).
Законодательством не установлена обязанность работодателя составлять Инструкцию по делопроизводству. Однако на практике многие организации и ведомства используют этот документ в своей деятельности.
Инструкция по делопроизводству регламентирует деятельность сотрудников службы ДОУ. Наличие такой инструкции позволяет:
соблюдать единый порядок оформления документов организации;
учитывать специфику организации при ведении делопроизводства;
быстрее адаптироваться новым сотрудникам к условиям работы в кадровой службе организации и т. д.
Структура текста Инструкции зависит от специфики компании и от того, как выстроено ее кадровое производство(у разных компаний может различаться состав кадровых документов и документооборот).
Вместе с тем, при организации кадрового делопроизводства (ведение кадрового администрирования), рекомендуется включить в неё следующие разделы:
Структура и штатная численность. Составление и введение в действие штатного расписания. Внесение изменений в штатное расписание.
Как утверждается инструкция по кадровому производству
Поскольку Инструкция относится к категории внутренних нормативных документов, она подлежит утверждению либо первым руководителем, либо высшим коллегиальным органом управления компании.
После того, как Инструкции будет утверждена и введена в действие, необходимо довести её до сведения всех заинтересованных должностных лиц. Прежде всего, это касается сотрудников кадровой службы.
Инструкция по кадровому делопроизводству особенно актуальна для организаций, имеющих филиалы или представительства в других регионах, в которых кадровое делопроизводство ведётся на местах, а не централизовано. В случае внесения каких - либо изменений в Инструкцию издаётся специальный приказ, который пополняет кадровое производство, его архив.
Вместе с тем, личное дело представляет собой совокупность основных документов, материалов и сведений, отражающих служебную (трудовую) деятельность сотрудника, биографические данные и другие сведения о нём.
Что проверить в инструкции по делопроизводству, чтобы вас не застали врасплох
Документы, которые включаются в состав личного дела, не регламентированы по форме и содержанию, но наиболее часто организация кадрового делопроизводства подразумевает следующий перечень и порядок расположения документов в личном деле:
Обучение по ведению кадрового делопроизводства в Академии кадровика и HR
Если вам нужна помощь в кадровом делопроизводстве или в других вопросах кадрового дела, обратитесь к онлайн-обучению в Школе кадровика и HR.
Курсы «Порядок организации кадровой службы: документы, процедуры», а также «Аудит кадровых документов и процедур» с обязательными кадровыми процедурами и способами их оформления. Материал позволяет провести аудит проводимых в организации процедур и выстроить безошибочные бизнес-процессы. Программа курсов позволит узнать какие документы следует разработать для службы, например, ДИ работников, Положение об отделе и многое другое.