Обучение и проверка знаний работников по вопросам охраны труда

297
Реализация основных направлений государственной политики по безопасности труда требует повышения квалификации специалистов системы управления охраной труда

В целях эффективности обучения работников организаций требованиям
безопасности и охраны труда необходимо:

Требования по безопасности

- организовывать курсы повышения квалификации для работодателей и
работников, руководителей и специалистов в области безопасности, охра-
ны труда;
- осуществлять разработку программ, справочной литературы, инструктив-
ных документов, плакатов, брошюр, видеофильмов и рекламных роликов
по вопросам безопасности и охраны труда;
- проводить конкурсы среди организаций на лучшую организацию работ
по охране труда, промышленной санитарии, безопасности производства,
пожарной безопасности, лучшего инженера по охране труда;
- разрабатывать компьютерные и мультимедийные программы для обуче-
ния и проверки знаний по профессиям и видам работ в области безопас-
ности и охраны труда и др.
Обучение, инструктирование, проверка знаний работников по вопросам безо-
пасности и охраны труда проводятся работодателем за счет собственных средств
(ст. 313 ТК РК).

Правила и сроки проведения обучения

Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по
вопросам безопасности и охраны труда работников утверждены постановлением
Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1225.
От качества проведения обучения и проверки знаний работников по охране тру-
да, своевременности проведения всех видов инструктажей, наличия записей в жур-
нале регистрации инструктажей зависит основная цель организации безопасности
и охраны труда на предприятии.
Практическое обучение новых рабочих безопасным приемам труда осуществля-
ется при производственном обучении под руководством инструктора или на рабо-
чем месте под руководством высококвалифицированного рабочего, бригадира или
другого специалиста, имеющего необходимую подготовку. Прохождение каждым
обучающимся учебной темы по охране труда регистрируется в журнале учета учеб-
ной работы.
Работодатель обязан детально ознакомить вновь поступивших работ-
ников с правилами внутреннего трудового распорядка, тщательно проинс-
труктировать по технике безопасности, обучить безопасным методам
работы по утвержденным программам, не позже одного месяца со дня пос-
тупления провести проверку знаний и выдать соответствующее удосто-
верение. Проверка знаний по технике безопасности повторно производится
через каждые 12 месяцев (для работ и профессий, к которым предъявляют-
ся дополнительные (повышенные) требования безопасности труда).

Профилактика производственного травматизма

Одним из эффективных мероприятий по профилактике производственного
травматизма, проводимых работодателем, считается инструктирование и обучение
работников по вопросам безопасности и охраны труда. К эффективным меропри-
ятиям относятся квалифицированное проведение вводного, на рабочем месте, пе-
риодического (повторный), внепланового и целевого инструктажей работников по
безопасности труда. Не стоит к этому относиться как к потере рабочего времени.
В целях профилактики производственного травматизма важно организовать
специальное курсовое обучение по технике безопасности для лиц, которые по
условиям работы подвергаются повышенной опасности (кочегары, машинисты,
электромонтеры и др.). Курсовое обучение обязательно также и для бригадиров,
организующих выполнение такелажных, монтажных, ремонтных и погрузочно-
разгрузочных работ.
Для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний
на предприятиях можно оборудовать кабинеты или уголки по технике безопаснос-
ти, где будут размещаться плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике
безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума,
света, вибрации и так далее.
Систематическое проведение семинаров, лекций, бесед, инструктажей
с использованием наглядных пособий, кинофильмов и телевизионных пере-
дач является действенным способом пропаганды техники безопасности на
производстве. Например, на ряде предприятий проводятся конкурсы, смот-
ры по вопросам охраны труда, на лучший кабинет, лучшего инженера по
охране труда, лучшее структурное подразделение; внедряются системы и
стандарты по безопасности и охране труда; устанавливается день охраны
труда (раз в неделю); проводится трехступенчатый контроль и т. п. Пов-
семестное проведение Всемирного дня охраны труда (28 апреля) также по-
зитивно влияет на рабочие коллективы.
Обучение работников безопасности и охране труда в пределах их профессио-
нальной компетентности должно рассматриваться как важнейшая профилактичес-
кая мера предотвращения случаев производственного травматизма и профессио-
нальной заболеваемости на производстве.

Цели обучения

Исходя из целей обучения, организаторы обучения должны определять его
конкретное содержание, обусловленное характером трудовой деятельности обу-
чаемых работников, выполняемых ими трудовых функций. Научить работников ра-
ботать без травм и отравлений, а руководителей – качественно организовывать
безопасные условия труда – основная цель обучения безопасности и охране труда.
Работники рабочих профессий должны знать требования охраны труда и
безопасного ведения работ в пределах своей трудовой функции, т. е. в пределах
инструкций по охране труда или по выполнению работ по рабочей профессии. Ра-
ботники, занимающие должность руководителя или специалиста, должны знать
требования охраны труда и безопасного ведения работ в пределах своей трудовой
функции, т. е. в пределах своих должностных обязанностей.

Методы обучения

Используемые методы обучения работников должны учитывать психологичес-
кие особенности взрослого обучаемого, к которым относят:
● мотивацию обучения (положительную и отрицательную);
● заинтересованность/незаинтересованность в быстроте и высоком качестве
овладения специальными знаниями;
● нетерпимость к механическому заучиванию книжных истин, зачастую далеких
от практики.
Обучение по безопасности и охране труда работников (взрослых обуча-
емых) должно делать основной упор не на простое запоминание информа-
ции, а на формирование умения действовать профессионально, уверенно,
правильно и осознанно. Любая методика обучения взрослых обучающихся
работников должна включать в себя элементы активного обучения.
При построении методики обучения необходимо учитывать базовые образова-
тельные уровни, грамотность и языковые навыки работников.
Для пробуждения интереса у слушателей и стимулирования их активно-
го участия нужно:
1) как можно чаше обращаться непосредственно к слушателям, их проб-
лемам и личному опыту;
2) приводить конкретные примеры из повседневной жизни;
3) использовать «свежие факты» событий, которые недавно произош-
ли на работе самих слушателей или на другом предприятии, но все слышали
о нем;
4) рассказывать в естественной, неофициальной, неформальной и жи-
вой манере, тем самым демонстрируя вовлеченность преподавателя в об-
суждаемые события;
5) как можно чаще задавать вопросы, побуждающие к анализу, осозна-
нию;
6) быть внимательным к реакции слушателей, которая может выявить
необходимость усиления того или иного момента изложения или изменения
темпа обсуждения, манеры изложения или способа ведения диалога.
Все лица, принятые на работу (далее – работники), в обязательном
порядке проходят организуемое работодателем предварительное обучение
с последующим обязательным проведением проверки знаний по вопросам
безопасности и охраны труда. Работники, не прошедшие предварительное
обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, к ра-
боте не допускаются. Работники допускаются к самостоятельной работе после
стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безо-
пасных способов работы.

Сроки проверки знаний

Обучение и проверка знаний работников по рабочим профессиям осуществля-
ются не реже одного раза в год. Обучение работников по рабочим профессиям
завершается проверкой знаний (экзаменом) по безопасности и охране труда. Ре-
зультаты проверки знаний оформляются протоколом.
Перечень работ и профессий, по которым проводится обучение работников по
рабочим профессиям, а также порядок, форму и содержание такого обучения уста-
навливает работодатель, исходя из характера профессии, вида работ, специфики
производства и условий безопасности труда по согласованию с представителями
работников, а при его отсутствии – актом работодателя.
Для своевременной организации обучения и проверки знаний работников по
рабочим профессиям в соответствии с перечнем работ и профессий, по которым
проводится такое обучение, работодатель ежегодно составляет поименный список
работников, подлежащих обучению, с указанием его формы и сроков.
Обучение по рабочим профессиям проводится с привлечением высококвалифи-
цированных специалистов, опытных инженерно-технических работников, работни-
ков служб безопасности и охраны труда самой организации, а также (при необходи-
мости) сторонних организаций.

Рабочие учебные программы по безопасности и охране труда

Рабочие учебные программы по безопасности и охране труда должны
предусматривать теоретическое и производственное обучение с учетом
специфики данной организации и утверждаться работодателем.
Теоретическое обучение в виде лекционных или семинарских (собеседо-
вание, дискуссия, деловая игра) занятий проводят в учебных классах или
других пригодных для этого помещениях под руководством ответственных
лиц работодателя за организацию теоретического обучения по безопаснос-
ти и охране труда.
Производственное обучение безопасным методам и приемам труда про-
водят в специальных учебных классах, мастерских, участках, цехах под ру-
ководством ответственных лиц работодателя за организацию производс-
твенного обучения по безопасности и охране труда.
В отдельных производствах, к которым предъявляются установленные за-
конодательством специальные требования обеспечения безопасности производс-
твенного процесса и труда работников, все работники проходят дополнительное
специальное обучение. Формы и содержание такого обучения, в том числе по-
рядок его включения в общий курс безопасности и охраны труда, определяет рабо-
тодатель, исходя из специальных требований, установленных для данных произ-
водств законодательством Республики Казахстан.
Работники, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, профессии,
должности три и более лет либо более одного года, если они связаны с выполнени-
ем работ повышенной опасности, должны пройти обучение по вопросам безопас-
ности и охраны труда до начала самостоятельной работы.
Обучение безопасности и охране труда ведется по рабочим учебным планам
и программам обучения. Рабочие учебные планы и программы обучения должны
отражать практические потребности и запросы конкретной аудитории слушателей
и разрабатываться по программе обучения с учетом отраслевых, региональных
и корпоративных особенностей. Рабочие учебные планы и программы обучения
должны быть согласованы со службой безопасности и охраны труда, профсоюзной
организацией и утверждены (подписаны) руководителем.
Для каждой группы обязанных пройти обучение работников могут быть исполь-
зованы свои рабочие учебные планы, в которых нужно варьировать объем и нап-
равленность обучения.
Поскольку программа обучения и учебные планы максимально унифицированы
для разных категорий обучаемых работников по своей структуре и последователь-
ности изложения тем, то варьирование и конкретизация положений любого раздела
и темы учебного плана и программы обучения для конкретной группы обучаемых
работников достигаются либо при помощи перераспределения учебного времени,
отведенного на изучение отдельных тем, либо при помощи акцентирования препо-
давателем внимания на тех или иных вопросах внутри тем.
Руководящие работники и лица, ответственные за обеспечение безопасности
и охраны труда (далее – руководители и специалисты либо руководящие работ-
ники), периодически, не реже одного раза в три года, должны пройти обучение
и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда на курсах повыше-
ния квалификации в соответствующих организациях образования, осуществляю-
щих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
кадров.
Рабочие учебные программы по безопасности и охране труда для руко-
водящих работников должны предусматривать теоретическое и производс-
твенное обучение с учетом специфики организации отраслей экономики,
разрабатываться обучающими организациями, в том числе по согласованию
с местным органом инспекции труда.
Теоретическое обучение (в форме лекционных и семинарских занятий) руково-
дящих работников по вопросам безопасности и охраны труда проводится с привле-
чением специалистов органов государственного управления, надзора и контроля,
преподавателей организаций образования, других учебных заведений, опытных
юристов, экономистов, медиков и инженерно-технических работников, а также ра-
ботников служб безопасности и охраны труда крупных промышленных, строитель-
ных, транспортных, агропромышленных и иных организаций.

Проверка знаний

Проверка знаний по вопросам безопасности и охраны труда у руководящих ра-
ботников проводится на курсах повышения квалификации (на месте занятий) по
завершении учебной программы экзаменационной комиссией численностью не ме-
нее трех человек, создаваемой приказом местного органа инспекции труда. Функ-
ционирование экзаменационной комиссии осуществляется на постоянной основе.
Порядок работы экзаменационной комиссии определяется ее председателем.
Комиссия состоит из председателя – государственного инспектора труда и чле-
нов комиссии. В состав экзаменационной комиссии включается руководитель курса
повышения квалификации, а также специалисты государственных органов надзора
и контроля (по согласованию).
Для проверки знаний руководящих работников экзаменационная комиссия
может использовать методы тестирования или экзаменационные билеты. Эк-
заменационные билеты или тесты разрабатываются с учетом особенностей
производства, квалификационных требований к специалистам и программам
обучения.

Контроль своевременного прохождения обучения и проверки знаний

Контроль своевременного прохождения обучения и проверки знаний руково-
дящих работников в организациях осуществляет работодатель. Ответственность
за своевременность обучения и необходимую профессиональную компетентность
руководителей и специалистов несет в установленном законом порядке работода-
тель данных руководителей и специалистов.
В основу рабочих учебных планов и программы обучения при их разработ-
ке обучающей организацией должна быть положена практическая направлен-
ность обучения, определяющая его эффективность, – предотвращение про-
изводственных травм и профессиональных заболеваний, а также аварий и
инцидентов.
Содержание и структура рабочего учебного плана и программы обучения поз-
воляют использовать модульные системы обучения и компьютерные обучающие
и контролирующие программы, учебную литературу.

Инструктирование

Особую роль в обучении работников по вопросам безопасности и охраны труда
играет инструктирование.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:
1) вводный;
2) первичный на рабочем месте;
3) повторный;
4) внеплановый;
5) целевой.
Вводный инструктаж по безопасности и охране труда проводится службой
безопасности и охраны труда или лицом, на которое приказом по организации воз-
ложены эти обязанности, со всеми вновь принимаемыми на работу работниками
независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности,
с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, при-
бывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной службой безопас-
ности и охраны труда и утвержденной работодателем, с учетом требований стан-
дартов безопасности труда, правил, норм и инструкций по безопасности и охране
труда, а также всех особенностей производства.

Первичный инструктаж

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной де-
ятельности проводят:
1) со всеми вновь принятыми в организацию работниками, переводимыми из
одного подразделения в другое;
2) с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными,
временными работниками;
3) со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на терри-
тории действующей организации;
4) со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение
или практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработан-
ным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразде-
лений организации с учетом требований стандартов безопасности труда, соответс-
твующих правил, норм и инструкций по безопасности и охране, производственных
инструкций и другой технической документации.
Повторный инструктаж проходят работники независимо от квалификации, об-
разования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Внеплановый инструктаж

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников
одной профессии:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инс-
трукций по безопасности и охране труда, а также изменений к ним;

- при изменении технологического процесса, замене или модернизации обору-
дования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и дру-
гих факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут
привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
- по требованию контролирующих надзорных органов.

Целевой инструктаж

Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае
в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведе-
ния. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных
с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка террито-
рии, разовые работы вне организации, цеха и участка), при ликвидации последс-
твий аварий, стихийных бедствий и катастроф, при производстве работ, на которые
оформляется наряд-допуск.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой
проводит непосредственный руководитель работ (мастер, начальник цеха).
Инструктаж на рабочем месте завершается проверкой знаний: устным опросом
или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных
навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший
инструктаж.
Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной
работе не допускаются и вновь проходят инструктаж.
О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внеп-
ланового и допуске к работе работника проводивший инструктаж делает за-
пись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, который прону-
меровывается и прошнуровывается согласно «Правилам и срокам проведения
обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и
охраны труда работников», утвержденным постановлением Правительства
Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1225. При регистрации внеп-
ланового инструктажа также указывают причину его проведения.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль