Предмет и содержание управления охраной труда на предприятии

165
Кабжамитов М. Т.
Автор "Библиотеки специалиста по охране труда: приложение к журналу «Охрана труда. Казахстан»", государственный инспектор труда, заместитель руководителя Управления труда Павлодарской области
Задача управления охраной труда – свести к минимуму вероятность заболевания работающего, с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда

Основные направления государственной политики по вопросам безопасности
и охраны труда предусматривают обеспечение благоприятных условий труда на производстве, предупреждение и профилактику производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда за счет подготовки и реализации правовых, организационно-технических и социально-экономических мер.

Задача управления охраной труда

В связи с подготовкой Казахстана к вступлению в ВТО необходимо привести
в соответствие международным требованиям действующие в республике норма-
тивные правовые акты, сформировать систему законодательства в области стан-
дартизации в вопросах безопасности и охраны труда.
Наибольшую эффективность во многих странах с рыночной экономикой обес-
печивают:
- внедрение в организациях системы менеджмента в сфере промышленной
безопасности и охраны труда – международного стандарта OHSAS 18001 и систе-
мы управления охраной труда, рекомендованной МОТ в соответствии с «Руководс-
твом по системам управления охраной труда» МОТ-СУОТ 2001 ILO-OSH 2001;
- проведение аттестации производственных объектов по условиям труда.
Необходимо принять меры по организации работы по управлению охраной тру-
да, производству технических средств охраны труда, включая разработку и раз-
витие производства высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной
защиты.
Совершенствование системы управления предусматривает выполнение орга-
низационных, научных, технологических и опытно-конструкторских разработок, поз-
воляющих получить практические результаты, для чего необходимо создать служ-
бы безопасности и охраны труда в производственных организациях и провести
внутриотраслевые мероприятия, способствующие внедрению в производственных
организациях республики системы управления охраной труда в соответствии с тре-
бованиями международных стандартов.
Задача управления охраной труда – свести к минимуму вероятность пора-
жения или заболевания работающего, с одновременным обеспечением ком-
форта при максимальной производительности труда.
Реальные производственные условия характеризуются опасными и вредными
факторами. Опасные производственные факторы – факторы, воздействие ко-
торых на работающего в определенных условиях приводит к травме или другим
профессиональным заболеваниям. Вредным производственным фактором назы-
вается фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях
приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Опасные – движущи-
еся детали механизмов, раскаленные тела. Вредные – воздух, примеси в нем, те-
плота, недостаточное освещение, шум, вибрация, ионизирующее лазерное и элек-
тромагнитное излучения.

Система управления

Система управления – система для разработки политики и целей и достижения
этих целей (система управления организацией может включать различные систе-
мы управления, такие как система управления качеством или система управления
охраной окружающей среды).
Система управления охраной труда – часть общей системы управления
(менеджмента) организацией, обеспечивающая управление рисками в облас-
ти охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью
организации. Система включает:
● организационную структуру;
● деятельность по планированию;
● распределение ответственности;
● процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей,
анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в органи-
зации (ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы
управления охраной труда. Общие требования»).
Управление охраной труда рассматривается как часть системы управления про-
изводственной деятельностью организации на базе международного стандарта
ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управле-
ния охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001», принятого Евразийским со-
ветом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от
23 марта 2007 г. № 28), основанного на Руководстве МОТ по управлению система-
ми профессиональной безопасности и здоровья ILO-OSH-2001.
В 2010 году в Республике Казахстан приняты стандарты (далее – СТ РК) по
системе управления охраной труда: СТ РК 12.0.002-2010 «Система стандартов
безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Руко-
водство по оценке и управлению рисками», СТ РК 12.0.003-2010 «Система стан-
дартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации.
Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»,
СТ РК 12.0.004-2010 «Система стандартов безопасности труда. Система управ-
ления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по
применению», СТ РК 12.0.005-2010 «Система стандартов безопасности труда.
Система управления охраной труда в организациях. Организация проверки
(аудита)».
11 государств СНГ в марте 2007 года приняли новый межгосударственный
стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 системы стандартов безопасности труда «Системы
управления охраной труда. Общие требования. ILO-OSH 2001. (IDT)».
В Республике Казахстан, в соответствии с приказом от 21 мая 2008 № 249-од
Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индуст-
рии и торговли Республики Казахстан, данный ГОСТ введен в действие с 1 июля
2008 года.

Новый ГОСТ


Новый ГОСТ идентичен и полностью соответствует принципам Международной
организации труда, изложенным в Руководстве по системам управления охраной
труда МОТ-СУОТ 2001.
Важность нового ГОСТа для Республики Казахстан определяется:
Во-первых, тем, что этот ГОСТ идентичен единственному в мире официально-
му международному документу, регламентирующему систему управления охра-
ной труда, – Руководству МОТ-СУОТ 2001. Тем самым Казахстан входит в единое
правовое пространство по системам управления охраной труда, что облегчает его
вхождение в единое мировое экономическое пространство.
Во-вторых, создание систем управления охраной труда на предприятиях и
в организациях способствует совершенствованию работы по охране труда, ведет
к сокращению показателей производственного травматизма и профессиональной
заболеваемости. Внедрение системы управления охраной труда, апробированной
международной практикой, позволяет усовершенствовать управление охраной
труда в организациях республики.
В-третьих, наличие единой модели системы управления охраной труда позво-
ляет устанавливать соответствие действий работодателя по охране труда норма-
тивным требованиям охраны труда и безопасности производства.
Государственный стандарт содержит требования к системам управления ох-
раной труда в организации, гармонизирован со стандартом OHSAS 18001, разра-
ботанным при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Ве-
ликобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций
и руководством ILO-OSH 2001. Создание системы не является обязательным, а
определяется намерениями организации совершенствовать свою деятельность
в области охраны труда.

Задачи охраны труда

Система управления охраной труда, соответствующая требованиям стандарта,
предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области
охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элемен-
там системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к ор-
ганизациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики
(отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления ох-
раной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации,
ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также ис-
пользуемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной
и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области
охраны труда.
Внедрение системы управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 – не одномо-
ментный процесс. Предстоит серьезная работа по ее внедрению на местах.
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и де-
монстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безо-
пасностью) работников (персонала). Развитие рыночной экономики в Казахстане
определило новые приоритеты развития производства: повышение конкурентос-
пособности производимой в Казахстане продукции; осуществление перехода от
добывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих
потребностей населения; создание системы обеспечения безопасности потребля-
емой продукции.
В связи с этим возникла необходимость использования нового подхода к ре-
шению названных задач. Решение проблем обеспечения конкурентоспособности
отечественной продукции, ее безопасности, расширения экспорта на зарубежные
рынки сфокусировалось на достижении высокого уровня качества продукции, внед-
рении современных систем менеджмента.
В индустриально развитых странах уже давно интенсивная конкуренция и тех-
нологическое усложнение производства сделали внедрение и поддержание совре-
менных систем менеджмента крайне необходимыми.

Внедрение и поддержание современных систем менеджмента

Исходными предпосылками для этого являются:
1) необходимость повышения конкурентоспособности казахстанских предп-
риятий;
2) создание условий для интеграции казахстанской экономики в мировую эко-
номику;
3) обеспечение баланса интересов государственных органов, производителей,
общественных организаций и потребителей в условиях мобильного рынка.
Большую роль в понимании проблем современного менеджмента играют
стандарты систем менеджмента нового поколения.
Сегодня активно внедряются и действуют на предприятиях международные
стандарты: ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO
14001:2004 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство
по применению», OHSAS 18001 «Системы менеджмента в области профессио-
нальной безопасности и здоровья. Требования», ISO 22000:2005 «Системы менедж-
мента безопасности пищевой продукции. Требования к любым организациям в
продуктовой цепи», SА 8000:2001 «Социальная ответственность», ISO 17025:1999
«Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лаборато-
рий», ISO/ТS 16949:2002 «Системы менеджмента качества. Особые требования
по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях,
производящих соответствующие запасные части», ISO/TS 29001:2003 «Системы
менеджмента качества. Нефтяные, нефтехимические и газовые отрасли промыш-
ленности».
Наибольшую популярность и признание в мире получили системы менедж-
мента качества, соответствующие требованиям ISO серии 9000. Первая вер-
сия этих стандартов была принята в 1987 году, и с этого времени они стали
самыми внедряемыми в мире.

Идеология менеджмента качества

Идеология менеджмента качества заключается в постоянном управлении всеми
процессами производства продукции (оказания услуг) компанией, основной целью
которой является удовлетворение действующих и ожидаемых потребностей потре-
бителей, при участии всех сотрудников компании и лидирующей роли руководства
компании в менеджменте качества.
Методология создания и функционирования систем управления (менедж-
мента) по ряду направлений определяется общепризнанными международны-
ми стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000
(управление охраной окружающей среды). В основу методологии создания и
функционирования систем управления, определяемой этими международными
стандартами, положены известные принципы: «Планируй – выполняй – контро-
лируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом
направлении деятельности.
Британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам управления охра-
ной здоровья и безопасностью персонала» (Guide Occupational health and safety
management systems) и разработанный на его основе OHSAS 18001 (Occupational
Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и
безопасностью персонала. Требования» и руководство Международной организа-
ции труда ILO-OSH 2001 ориентированы на создание системы управления охраной
труда организации, которая в виде подсистемы могла быть объединена с другими
подсистемами системы менеджмента в рамках единой интегрированной системы
управления организации.
Успех функционирования системы управления охраной труда зависит от
обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразде-
лениями и работниками организации, особенно ее руководством (работода-
телем).

Основые методы реализации системы стандартов безопасности

Такая система дает организации возможность разрабатывать свою политику
в области охраны труда, устанавливать цели охраны труда и применять процессы,
направленные на выполнение взятых в рамках политики обязательств, принятие
необходимых мер для повышения результативности обеспечения охраны труда,
создание социально ориентированного производства и демонстрацию (деклариро-
вание) соответствия своей системы требованиям СТ РК 12.0.003-2010 «Система
стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации.
Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».
Основным методом реализации главной задачи СУОТ является обеспечение
безопасности на каждом рабочем месте и снижение риска до допустимого мини-
мума.
Риск – сочетание вероятности возникновения и последствий определенного
опасного события.
Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем
документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов,
таких как: область применения системы, размер предприятия и вида его деятель-
ности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).
Нормативно-методические, организационные документы, разрабатывае-
мые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечи-
вать выполнение следующих требований:
- постоянно оценивать состояние охраны труда в своих подразделениях;
- формулировать цели и политику в области охраны труда;
- разрабатывать и реализовывать способы их достижения;
- осуществлять предусмотренные действующим законодательством Рес-
публики Казахстан
контрольные функции;
- оценивать работу руководителей и специалистов организации, ее подраз-
делений по улучшению условий труда и охраны труда, стимулировать их
деятельность в этом направлении.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Респуб-
лики Казахстан в организации установлены следующие основные задачи, реша-
емые СУОТ:
- уточнение целей и политики организации в области охраны труда;
- разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распоряди-
тельных документов исходя из стратегических целей и политики организа-
ции в области охраны труда;
- подготовка и аттестация персонала организации по вопросам безопасности
и охраны труда;
- оценка, учет и контроль основных рисков;
- анализ причин аварий, производственных травм и профессиональных забо-
леваний;
- координация работ, направленных на предупреждение аварий;
- расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компен-
сации обусловленных ими потерь.

Функции системы управления охраной труда

Система управления охраной труда осуществляет следующие основные
функции:
● организация работы, установление должностных обязанностей участников
управления;
● планирование работ по безопасности и охране труда;
● контроль над состоянием безопасности и охраны труда;
● учет, анализ и оценка состояния безопасности и охраны труда;
● стимулирование улучшения условий труда.
Действующее трудовое законодательство устанавливает, что ответственность
за организацию охраны труда на предприятии несут работодатель и должностные
лица. По подразделениям такая ответственность возлагается на руководителей
подразделений. Непосредственное руководство охраной труда осуществляет служ-
ба безопасности и охраны труда организации. В системе управления охраной труда
объектом управления является деятельность функциональных дирекций и струк-
турных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых усло-
вий труда на рабочих местах во всех подразделениях, то есть в работе по управ-
лению охраной труда действуют все структурные подразделения в соответствии
с возложенными на них функциональными обязанностями в области безопасности
и охраны труда.

Организационно-методическая работа

Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подго-
товку решений и контроль над их реализацией осуществляет служба безопаснос-
ти и охраны труда. Организация и координация работ в области охраны труда
предусматривает распределение обязанностей и порядок взаимодействия лиц,
участвующих в управлении, а также принятие решений (приказа, распоряжения,
указания и др.). Более полное изложение функций позволяет не только лучше
организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля.
Постоянный профилактический контроль состояния охраны труда на рабочих
местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травма-
тизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного
выявления отклонений от требований охраны труда и принятия необходимых
мер по их устранению.
Кроме того, служба безопасности и охраны труда координирует деятельность
структурных подразделений предприятия по вопросам внедрения и применения
системы управления охраной труда; проводит проверки соблюдения правил и норм
по охране труда, технического состояния зданий, сооружений, производственно-
го оборудования, систем вентиляции, кондиционирования, санитарно-технических
устройств и санитарно-бытовых помещений на соответствие установленным нор-
мам и правилам; анализирует условия труда на рабочих местах, состояние про-
изводственного травматизма и заболеваемости; совместно с соответствующими
службами разрабатывает мероприятия по устранению выявленных нарушений,
предупреждению травматизма и заболеваемости, организует внедрение указан-
ных мероприятий; специалисты службы безопасности и охраны труда консультиру-
ют и оказывают практическую помощь структурным подразделениям предприятия
в организации внедрения СУОТ, разрабатывают проекты решений по применению
СУОТ и ведут соответствующую информационно-учетную документацию, проводят
вводный инструктаж по безопасности и охране труда и проверку знаний в установ-
ленном порядке и т. д.

Функции администрации предприятия

В целях внедрения СУОТ и соблюдения правил и норм по охране труда на
администрацию предприятия возлагаются следующие функции:
- проведение обучения и инструктирования по безопасности и охране труда,
производственной санитарии и пожарной безопасности;
- организация работы по профессиональному отбору сотрудников;
- осуществление контроля над соблюдением работниками предприятия всех тре-
бований и инструкций по безопасности и охране труда.
Руководитель и администрация осуществляют общее руководство организа-
цией работ по улучшению условий и обеспечению охраны труда; определяют перс-
пективы социального развития трудового коллектива в части обеспечения безо-
пасных методов работы и снижения влияния вредных условий труда работников,
выделяют средства на эти цели; обеспечивают регулярное рассмотрение вопроса
о состоянии охраны труда на производственных совещаниях руководящего сос-
тава предприятия; принимают меры поощрения или взыскания к руководителям
структурных подразделений предприятия по результатам работы по охране труда;
осуществляют контроль над выполнением требований нормативных документов
по охране труда и т. п.

Функции руководителей структурных подразделений

Руководители структурных подразделений:
- организуют работу подчиненных в структурных подразделениях по созданию
безопасных и безвредных условий труда, соблюдению других требований по
безопасности и охране труда;
- обеспечивают безопасную организацию работ и эксплуатацию оборудования
механизмов, приспособлений, инструментов, поддержание нормальных сани-
тарно-гигиенических условий труда, не допускают загромождения и захламлен-
ности проходов и проездов;
- обеспечивают по направлениям деятельности структурных подразделений раз-
работку и внедрение мероприятий по повышению уровня технической безопас-
ности оборудования, совершенствованию технологии производства в целях
исключения опасных и вредных процессов;
- анализируют причины производственного травматизма; обеспечивают разра-
ботку и выполнение мероприятий, направленных на предотвращение несчаст-
ных случаев на производстве, улучшение условий труда; разрабатывают инст-
рукции по безопасности и охране труда, программы инструктажей на рабочих
местах, проводят инструктажи и проверку знаний в установленном порядке и т. д.
Регулярное информирование коллектива о состоянии охраны труда, обсужде-
ние результатов нарушений охраны труда, аварий и несчастных случаев на собра-
ниях, совещаниях говорят о том, что работники всех подразделений задействованы
в решении задач СУОТ и реализации мероприятий по безопасности и охране труда.
Каждый работник обязан информировать вышестоящего руководителя о нару-
шениях требований охраны труда и мерах по устранению выявленных нарушений,
не допускать нахождения посторонних лиц на производственных участках, следить
за соблюдением трудовой дисциплины.

Роль профсоюзного комитета

Профсоюзный комитет организации через общественных инспекторов по
охране труда принимает постоянное участие в решении задач СУОТ:
- готовит предложения;
- осуществляет контроль над соблюдением законодательства о безопаснос-
ти и охране труда и иных нормативных правовых актов об охране труда,
за состоянием охраны труда;
- организует и проводит обучение общественных инспекторов по охране
труда и членов совместных комитетов по охране труда;
- оказывает необходимую консультационную помощь работникам по воп-
росам охраны труда, здоровья;
- информирует работников о происшедших несчастных случаях и авариях,
о мерах по их предупреждению.
Планирование мероприятий в рамках СУОТ происходит на основе фактического
состояния охраны труда в организации. При разработке планов учитываются: уро-
вень травматизма, заболеваемости (общая и профессиональная), имевшие место
аварии, инциденты и вероятность риска их возникновения; результаты аттестации
рабочих мест по условиям труда; техническое состояние оборудования, зданий и
сооружений; санитарно-гигиенические условия труда; предписания государствен-
ных органов надзора, законы, постановления и другие нормативные документы.
Осуществляется прогнозирование охраны труда, перспективное и текущее плани-
рование работ по охране труда.

Цели прогнозирования и планирования

Цель прогнозирования – вероятностная оценка снижения динамики производс-
твенного травматизма и профессиональной заболеваемости. Прогнозирование
базируется на исследовании производственных рисков и поддержании охраны тру-
да на уровне, обеспечивающем безопасность.
Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охра-
ны труда на основе трех-пятилетних программ и с учетом результатов финансово-
экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по улучшению
условий охраны труда должны иметь финансовое, материально-техническое, про-
ектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядитель-
ных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и
ответственные исполнители.
Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по охране труда
включает разработку планов мероприятий по охране труда. Годовые планы раз-
рабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие
(квартальные, месячные) – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких пла-
нах предусматриваются следующие мероприятия:
- повышение квалификации кадров, проверка знаний по охране труда инженерно-
технических работников, рабочих, служащих;
- аттестация рабочих мест по условиям труда ранее не аттестованных или вновь
организуемых объектов;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда с учетом результатов
аттестации рабочих мест;
- лечебно-профилактическое и санитарно-бытовое обслуживание работников;
- механизация, автоматизация тяжелых и трудоемких работ;
- комплексные и целевые проверки состояния охраны труда в подразделениях
организации.
В каждом пункте плана должны быть указаны сроки, объемы, финансовое
обеспечение и ответственный исполнитель. В коллективный договор организа-
ции включаются наиболее важные мероприятия, обеспеченные (подтвержден-
ные в соответствующих планово-экономических документах) материальны-
ми и финансовыми ресурсами, необходимыми для их реализации. Соглашение
по охране труда составляется с учетом годового плана, состояния охраны тру-
да в подразделениях организации и включает следующие вопросы: состояние
охраны труда, режим труда и отдыха, обучение и подготовка кадров, пособия,
компенсации за причиненный вред здоровью, а также условия контроля над со-
стоянием охраны труда. Внесение изменений и дополнений в соглашение про-
изводится по взаимному согласию сторон. Контроль выполнения соглашения
осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными предста-
вителями, контроль выполнения планов по охране труда – соответствующими
руководителями и специалистами организации, ее подразделений, профсоюз-
ными комитетами и комитетами (комиссиями) по охране труда. Ход выполнения
мероприятий периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по воп-
росам охраны труда.
Руководитель каждого уровня (отдела, участка, цеха, службы) обязан добивать-
ся выполнения мероприятий, предусмотренных планами или соглашением по ох-
ране труда. Перенос сроков согласуется с теми лицами, которые подписали план,
и утверждается ими.
Высшее руководство организации отвечает за политику в области охраны тру-
да, проявляет лидерство в решении проблем охраны труда и заинтересованность
в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью
системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге
руководство вырабатывает концепцию (философию) в области охраны труда и, та-
ким образом, формирует культуру охраны труда в своей организации.
С документами по вопросам СУОТ (за подписью руководителей высшего уров-
ня) должен быть ознакомлен каждый работник организации. Они вывешиваются на
рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на совещаниях, семина-
рах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня

Роль руководителей среднего уровня – обеспечение безопасности работ,
контроль над выполнением всеми работниками структурного подразделения
задач в области охраны труда, требований по вопросам безопасности и ох-
раны труда, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих
безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблю-
дение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня
обеспечивают связь между различными производственными группами подразде-
ления (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов охраны
труда, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах
охраны труда.
Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков, в СУОТ следует
предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за
несчастные случаи, аварии, происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямо-
го отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального
партнерства, удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нужда-
ются мастера и рабочие, от которых во многом зависит обеспечение безопасности,
соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Анализ и оценка

Для разработки СУОТ требуется подробный анализ и оценка состояния ох-
раны труда в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразде-
лениях и на рабочих местах, документации по всем направлениям охраны труда,
включающей:
- информацию об идентификации опасных факторов, выявлении и оценке
рисков;
- отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, ава-
рийности, об их причинах и принятых мерах с целью их исключения в буду-
щем;
- политики и процедуры, регламентирующие действия персонала при возник-
новении аварий и несчастных случаев;
- информацию о расследовании и мониторинге несчастных случаев, профес-
сиональных заболеваний, аварий;
- сведения о структуре (численность, должностные обязанности работников)
службы безопасности и охраны труда и других подразделений – пожарного
надзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;
- анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сведений
об аварийности, травматизме и заболеваемости;
- действующие в организации системы управления качеством продукции и за-
щиты окружающей среды;
- проверку эффективности информационного обеспечения охраны труда,
действенности системы обучения и проверки знаний (руководителей и подчи-
ненных) по вопросам безопасности и охраны труда, системы оценки резуль-
татов работы по улучшению условий охраны труда и материального поощ-
рения всех категорий работников;
- опрос персонала и руководителей разных уровней управления.
Собранную информацию важно задокументировать. Поэтому целесообразно
разработать:
Руководство по СУОТ – своеобразный путеводитель по системе, включающий
краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), долж-
ностными лицами организации.
Стандарты – более подробное описание взаимосвязей при осуществлении
общих для организации процедур (например методика оценки рисков, регламент
проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными опе-
рациями, которые являются значимыми для организации (например безопасность
эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электро-
безопасность и т. п.).

Инструкции по безопасности и охране труд

Инструкции по безопасности и охране труда – содержат требования, обеспе-
чивающие безопасное выполнение работ по отдельным профессиям и на конкрет-
ных рабочих местах (оборудовании).
Отчеты (о деятельности в области охраны труда) и формы отчетности (доку-
менты установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предпри-
ятиях) вводят, например, агрегатные журналы, технологические карты, наряды-
допуски и т. п.
В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об
опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийнос-
ти и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообраз-
но учитывать активные показатели, то есть оценивать работу руководителей по
достигнутым результатам в области безопасности и охраны труда. С активными
показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы
руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежеме-
сячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией)
разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по охране
труда, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные
показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц,
которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию
(несчастному случаю и др.).

Показатели работ по охране труда

К активным факторам относятся:

- обеспечение выполнения нормативных требований охраны труда; соответствие условий труда на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов условий труда;
- качество выполнения задач, планов по охране труда;

- проверка знаний руководителей и специалистов; состояние нормативно-технической и другой документации;
- своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, сове-
щаний и т. п.;

- организация рационализаторской работы;

- эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по охране труда; организация и техническое обеспечение аудита.
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональ-
ных заболеваниях, экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и по-
жаров, загрязнения окружающей среды и других происшествий, связанных с на-
рушениями действующих норм и правил по охране труда. Эту группу факторов
подразделяют на связанные:
● полностью или частично с недостатками в работе СУОТ;
● только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной докумен-
тации;
● с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже одного раза в год должна проводиться
комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой безопас-
ности и охраны труда с привлечением специалистов других подразделе-
ний или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специ-
алистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики
организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по охране
труда руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материаль-
ной ответственности, а в определенных законодательством Республики Казахстан
случаях – к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и
другие меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показате-
лей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений,
способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

Формы стимулирования

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
- дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых
оценок состояния охраны труда на основе активных показателей;
- премирование работников за длительную безаварийную работу;
- выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение
охраны труда (оригинальные и сформулированные на основе изучения спе-
циальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зару-
бежных предприятий);
- выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры
охраны труда, нормативно-технической документации;
- выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напри-
мер, с информационным обеспечением, разработкой компьютерных прог-
рамм, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностран-
ной литературы;
- введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации,
улучшение знаний по охране труда.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на
участке, в смене, службе) происходили:
- несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производс-
тва работ, невыполнения требований правил и норм охраны труда;
- аварийная остановка оборудования (электрического, механического, энергети-
ческого) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема
выполняемых работ;
- пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
- другие чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологи-
ческой и экологической безопасности.

Порядок проведения мероприятий

Обеспечение непрерывного совершенствования внедренной на предприятии
системы управления охраной труда в целом и ее элементов достигается установ-
лением мероприятий по совершенствованию этой системы на основе постоянного
комплексного анализа и своевременным их выполнением.
Порядок проведения мероприятий по разработке и внедрению стандартов:
● анализ существующей системы менеджмента (результат – отчет о состоянии
имеющейся на предприятии системы менеджмента с рекомендациями по раз-
работке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента ка-
чества);
● консультационно-методические услуги по составу, разработке и внедрению до-
кументации системы менеджмента качества (политика в области качества, руко-
водство по качеству, документированные процедуры, положения о подразделе-
ниях, должностные инструкции и т. д.);
● проведение тренингов для руководителей и специалистов по качеству организа-
ции заказчика;
● постановка системы внутренних аудитов, оказание консультаций при разработ-
ке корректирующих и предупреждающих действий по результатам проведенных
внутренних аудитов системы менеджмента, обучение специалистов заказчика
на внутренних аудиторов с выдачей свидетельства аудитора;
● консультирование по методике адаптации документации существующей систе-
мы менеджмента к требованиям отраслевых стандартов для последующей
ее сертификации в отраслевых системах сертификации;
● предсертификационный (контрольный) аудит внедренной системы менедж-
мента;
● оказание консультационной помощи при подготовке организации к прохожде-
нию сертификационного аудита в выбранном органе по сертификации.
После успешного завершения контрольного аудита компания заказчика мо-
жет пройти сертификацию в выбранном органе по сертификации (как отечествен-
ном, так и зарубежном). Опыт показывает, что срок подготовки к сертификации
составляет от 4 до 12 месяцев.
В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке отечественных и зару-
бежных организаций выжить могут лишь компании, обладающие главным конку-
рентным преимуществом – высоким качеством менеджмента. Мировая практика
показала, что применение этих стандартов на сегодняшний день является на-
дежным инструментом для построения эффективной системы управления, по-
вышения конкурентоспособности и создания благоприятных условий для роста
инвестиций.

Результат реализации системы

В результате реализации системы можно ожидать значительного снижения воз-
действия вредных и опасных производственных факторов на производстве. Соз-
дание безопасных условий труда может осуществляться за счет реконструкции и
технического перевооружения производства, повышения заинтересованности и от-
ветственности работодателей и содействия ускоренному переходу казахстанских
организаций на международные стандарты.
С учетом требований рыночной экономики и международных стандартов
можно создать принципиально новую законодательную, нормативную и пра-
вовую базу в области безопасности и охраны труда; обеспечить расшире-
ние объема научных исследований в области безопасности и охраны труда
и внедрение их достижений в производство; улучшить обеспечение работа-
ющих спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуаль-
ной защиты; организовать строительство новых и расширение действу-
ющих санитарно-бытовых помещений для работников; ускорить оснащение
организаций новыми техническими средствами, приборами безопасности и
контроля, соответствующими международным стандартам; совершенство-
вать контрольно-надзорные функции государственных инспекторов труда;
укрепить материально-техническую базу местных органов по инспекции тру-
да; усилить контроль над соблюдением законодательства о безопасности и
охране труда; внедрить в производственных организациях республики систе-
мы управления охраной труда, тем самым снизить уровень производственно-
го травматизма и профессиональных заболеваний и уменьшить численность
работающих в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиеничес-
ких нормативов, сократить непроизводительные потери рабочего времени
и расходы на лечение, реабилитацию и возмещение вреда пострадавшим на
производстве.

Подробнее материалы «Библиотеки специалиста по безопасности и охране труда 2016 года» читайте: biblioteka.mcfr.kz



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль