Справочник кадровика

Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта

  • 4 января 2019
  • 2740
Автор журнала "Охрана труда. Казахстан", заместитель генерального менеджера департамента оптимизации производства / техники безопасности и охраны окружающей среды ТОО «Тенгизшевройл»
Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта

Достижение нулевого показателя по происшествиям является абсолютной целью «Тенгизшевройл», поэтому мы уделяем очень большое внимание видам работ с высоким уровнем риска, технике безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Требования стандарта для техники безопасности на автотранспорте

Техника безопасности на автотранспорте «Тенгизшевройл» (далее ТШО) обеспечивается требованиями стандарта «Безопасного управления автотранспортными средствами» (далее – БУАТС).

Задачами БУАТС являются снижение рисков и повышение безопасности управления автотранспортом, а именно:

  • планирование и подготовка рейса;
  • отбор и учет состояния здоровья водителей;
  • обучение водителей;
  • программа безопасного поведения за рулем;
  • проверка и техобслуживание автотранспортных средств;
  • стандарты эксплуатации автотранспортных средств;
  • требования к подрядным организациям;
  • подкрепление и дисциплинарные меры.

Процесс БУАТС обязателен для ТШО и применим ко всему автотранспорту, включая  транспорт подрядных и субподрядных организаций, которые находятся под оперативным управлением ТШО в городах Атырау, Астана и на Тенгизе. Также под действие процесса подпадают все водители, имеющие право на управление автотранспортом на территории объектов ТШО и работающие по контрактам.

К примеру, если водитель автобуса доставляет рабочий персонал на объект, то он тоже подпадает под действие процесса БУАТС. Исключением из правил являются вилочные погрузчики, оборудование техобслуживания, краны, не использующие общественные дороги, транспорт, имеющий максимальную скорость менее 16 км/ч, транспорт, работающий на фиксированных рельсах, дорожно-строительное оборудование, общественный и частично общественный транспорт, используемый по необходимости при перевозках в бизнес-целях.

★ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС ★

Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта

Надежда Маликова

эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор статей ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», директор юридического департамента ТОО «FactorOfTime», г. Алматы
Может ли работник пройти стажировку в другом филиале организации?

Снижение риска через планирование и подготовку к рейсу

Главные задачи снижения риска – через планирование и подготовку к рейсу – повышение уровня безопасности водителей и пешеходов, подробное изучение маршрута, предварительный осмотр транспортных средств, систем безопасности, сокращение вероятности воздействия рисков и определение опасных условий, связанных с каждым рейсом. Риск может быть снижен наиболее эффективным образом, если будет сокращено число рейсов там, где это целесообразно.

Техника безопасности при эксплуатации автотранспортных средств

Четыре фактора безопасной поездки:

  1. Планирование
Есть ли необходимость в этой поездке – могу ли я решить вопросы по телефону?
Могу ли я объединить поездки для сокращения перемещений?
Рассмотрел ли я другие способы поездки, чтобы сократить риски при вождении?
Определился ли я с безопасным маршрутом?
Определил ли я все опасные факторы, связанные с этой поездкой, и принял ли я меры по их снижению (например погода, вождение в ночное время, состояние дорог и т. п.)?
Располагаю ли я временем для безопасной поездки (с учетом остановок)?
Сообщил ли я о своих планах поездки (ожидаемое время отправки/прибытия, маршрут) своим коллегам?
Взял ли с собой водительские права?
  1. Подходящие инструменты и оборудование
Провел ли я визуальный осмотр автомашины: фары, тормоза, шины (включая запасное колесо), домкрат, сигнал, стеклоочистители, уровни жидкостей?
Есть ли у меня карта, местные контактные номера и номера аварийных служб?
Есть ли в машине аптечка и другие средства с учетом климата и местности?
  1. Обучение
Имею ли я навыки управления автотранспортным средством, на котором я собираюсь совершить поездку?
Прошел ли я обучение по безопасности и охране труда, безопасному вождению?
Буду ли я ездить осторожно с применением навыков обзора 5-ти точек?
  1. Психологический настрой
Буду ли я уделять полное внимание безопасной эксплуатации этой машины?
Остановлюсь ли я для пересмотра плана при изменении физического состояния или других условий?
Хорошо ли я отдохнул: в состоянии ли я сесть за руль?

Эксплуатация автотранспортных средств и правила безопасности

Эксплуатация автотранспортных средств требует соблюдения следующих правил безопасности:
  1. Водитель должен убедиться, что все пассажиры пристегнуты ремнями безопасности до начала движения. Пассажиры должны оставаться пристегнутыми во время движения транспорта до полной остановки.
  2. Водителю автотранспортного средства во время движения запрещается пользоваться сотовым телефоном, рацией и другими видами средств коммуникации.
  3. Водителям запрещается управлять автотранспортным средством, если они находятся  под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарственных препаратов.
  4. При перевозке грузов необходимо соблюдать требования по маркировке, креплению грузов.
  5. До начала движения водитель должен провести внешний осмотр автомобиля на предмет наличия препятствий, проверить соответствие уровней рабочих жидкостей, провести осмотр светотехники и внешних кузовных панелей и проверить наличие документов.
  6. Парковка должна осуществляться таким образом, чтобы при выезде с места парковки транспортное средство могло двигаться вперед.

Правила безопасности на дороге на объектах ТШО соблюдаются и подрядчиками.



Техника безопасности на дороге

Техника безопасности на дороге требует различных скоростных ограничений. В ТШО внедрено использование датчиков близости во время движения задним ходомВ настоящее время датчиками оснащены более 50 % автомобилей ТШО, и в ближайшем будущем все транспортные средства будут использовать их в качестве дополнительного безопасного средства. Эти датчики являются одним из вспомогательных средств и не заменяют другие проверенные и безопасные методы, такие как парковка по ходу движения и использование сигнальщика.

Парковочный радар (парктроник) – электронная система, следящая за расстоянием между вашим автомобилем и окружающими предметами. При критическом расстоянии, грозящим столкновением, она подает предупредительный сигнал, позволяющий водителю вовремя среагировать и остановиться. Принцип действия парковочного радара основан на современной технологии измерения расстояния до препятствия с помощью ультразвукового сигнала. 

 


Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Подготовлен с учетом изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан и одобрен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

 Руководитель авторского коллектива генеральный директор РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», академик, доктор технических наук, профессор С. Г. Бисакаев

Программа безопасного вождения

Для безопасного вождения одной из важнейших задач процесса является обязательное 100 %-ное комплектование транспортных средств мониторами вождения как ТШО, так и подрядных организаций. Монитор вождения способствует мониторингу параметров автомобиля, его географического местоположения и случаев несоблюдения правил безопасности при управлении автотранспортным средством. К примеру, при использовании мониторов вождения могут быть получены следующие конкретные данные: вождение с превышением установленного лимита скорости, резкое ускорение, резкое торможение, управление транспортом с не пристегнутым ремнем, движение с не включенными фарами ближнего света, несоблюдение знаков безопасности или пренебрежение остановкой на пешеходных переходах, разговор по мобильному телефону или рации при вождении.

Наблюдение за вождением со стороны третьих лиц является тоже очень эффективной мерой предупреждения нарушений и несоответствий на дороге. Своевременная конструктивная обратная связь может предостеречь водителя от совершения ДТП.

Результатом работы мониторов вождения служат системные данные, анализирующие методы вождения водителя. Система анализа данных является предельно наглядной и простой и при этом эффективной. Для наглядности приняты 3 категории водителей: красный – желтый – зеленый (далее – К-Ж-З), примерно разграничить водителей можно следующим образом:

  • красный – систематические нарушения (требуется вмешательство руководства);
  • желтый – вождение с периодическими нарушениями (рекомендуются корректирующие меры);
  • зеленый – хорошее вождение (нет несоответствий/есть незначительные и не систематические несоответствия).

Количество водителей в компании постоянно растет, и как следствие – увеличивается километраж. Казалось бы логичным, что при увеличении километража увеличивается и вероятность нарушений, но мы идем вразрез с устоявшимися принципами, и статистические данные лишь подтверждают это. К примеру, только за два года удалось снизить количество водителей, находящихся в красной и желтой зонах, с 13 до 6 %, что является свидетельством обучения и привития водителям навыков использования безопасных методов и практик вождения.

 

«Actualis: Госзакупки»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Кадровое дело»


Применение дисциплинарных мер за нарушение правил безопасности 

 Данные по нарушениям правил безопасности предоставляются на постоянной основе руководителям отделов. По итогам анализа данных можно определить водителей, систематически нарушающих правила безопасности, водителей, имеющих наилучшие показатели по безопасному вождению, а также общую тенденцию вождения в группе и моменты для улучшения.

Для постоянного улучшения результатов безопасности управления транспортными средствами ТШО использует самые разные методы повышения личной ответственности водителей за результаты своей работы, например план выполнения личных обязательств сотрудников и план применения дисциплинарных мер.

План дисциплинарных мер имеет последовательное увеличение суровости взыскания, начиная с устного или письменного выговора и заканчивая запретом на  управление автомашиной.

Могут быть следующие последствия нарушения правил вождения:

  • за первое нарушение – как минимум – инструктаж от начальника и как максимум –  письменное предупреждение;
  • за второе нарушение – как минимум повторное прохождение обучения водителей в течение 30 дней и как максимум запрет на вождение любого транспортного средства, используемого в целях ТШО в течение 6 месяцев;
  • за третье нарушение – запрет на вождение любого транспортного средства, используемого в целях ТШО, в течение 12 месяцев.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться