text
Справочник кадровика

Офисная агрессия

  • 19 января 2017
  • 653
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий психолог, доцент Балтийского федерального университета им. И. Канта, действительный член (академик) МАПН, доктор психологических наук, г. Калининград
Офисная агрессия

Все хотят жить в мире, работать в спокойной обстановке, отдыхать с комфортом. Откуда тогда берётся агрессия? Как себя вести, если вы заразились «офисным бешенством»? Попробуем разобраться

Откуда берётся офисная агрессия?

О проблеме агрессии на рабочем месте не очень часто пишут, несмотря на то, что это весьма актуальная тема и для менеджеров, и для работников. Предпринимались попытки исследования этого феномена человеческого поведения, согласно которым 50 % сотрудников предприятий и компаний хотя бы раз в жизни переживали состояние офисной агрессии – контролируемых или неконтролируемых вспышек гнева. Обычно причинами такого состояния являются сложности, возникающие на работе. Наиболее  явно эта проблема проявляется в тех сферах, где между людьми изначально существует высокая конкуренция. Враждебность опасна тем, что не только разрушает рабочую атмосферу, но может привести к более тяжким последствиям: умышленного нанесения вреда коллегам, работодателю или компании. Поэтому профилактика агрессивного поведения включена в систему безопасности организации.

Типы агрессии на рабочем месте

В психологии различают активную и пассивную форму агрессии. Активная форма агрессии представляет собой вспышку неконтролируемой ярости, которую иногда называют «офисным бешенством». Внешней причиной такого состояния может стать слишком шумное поведение коллег, которое мешает сосредоточиться на выполнении своих функций. Кроме того, частой причиной агрессивной вспышки является неисправность компьютерного или офисного оборудования; помехи, прерывающие деловые телефонные разговоры.

НА ЗАМЕТКУ Истинная причина офисной агрессии – это, конечно, не мелкие неприятности на работе, а переутомление, которое возникает у людей, занимающихся сидячей, монотонной, но при этом, ответственной и сложной работой.

Несмотря на то, что принято считать мужчин более агрессивными, исследования показывают, что женщины в офисах больше, чем мужчины склонны к оскорблениям и рукоприкладству.

Специалисты различают три типа агрессии на рабочем месте:

1.  Враждебная агрессия:

а) враждебность – злонамеренные цели вербального или символического характера;

б) обструкция – действие с намерением помешать выполнению работы;

в) открытая агрессия – насильственные действия.

2.  Экспрессивная агрессия – непроизвольный и быстро прекращающийся взрыв ярости и гнева, который позволяет быстро снизить напряжение в сложной ситуации.

3.  Инструментальная агрессия – активные действия руководства, направленные на достижение цели.

ПРИМЕР Примером инструментальной агрессии может служить ситуация, когда новичков превозносят, а «старичков» недооценивают, что в свою очередь провоцирует вражду. Если, при этом, новичкам поднимают зарплаты, а давно работающим не выплачивают бонусы, конфликт неизбежно будет разрастаться. Руководство может объяснять свою позицию стремлением мотивировать сотрудников на достижения, развитие, овладение новыми технологиями, но, в результате, может получить банальную драку или вредительство.

При использовании приёмов инструментальной агрессии руководителям следует различать «хороший» и «плохой» стресс. «Хороший» задаёт разумное соотношение поставленных задач и мотивации.  «Плохой» характеризуется неоправданно сжатыми сроками, неприемлемыми условиями работы, неоправданной критикой и др.

Пусковой механизм проявления агрессии

Пусковым механизмом проявления агрессии в служебных отношениях могут послужить такие факторы как:

·      проигнорированная жалоба;

·      снижение уровня стабильности;

·      экономический спад;

·      низкий уровень социальной защищённости;

·      нестабильная карьера или перерывы в трудовом стаже;

·      увольнение;

·      отсутствие профессионального и материального роста;

·      личные и семейные проблемы;

·      серьёзные проблемы со здоровьем (своим или членов семьи);

·      дисциплинарные взыскания, критика со стороны руководства и коллег;

·      финансовые или юридические проблемы.

* Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» № 1, 2017

Мы в соцсетях
Простите, что мы прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрирроваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты, а вы получите:
  • доступ к 8 500+ полезным статьям
  • 10 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
1 минута, и вы продолжите чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль