text
Справочник кадровика

Ведение табеля учёта рабочего времени

  • 21 июня 2017
  • 13433
Эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», юрисконсульт, г. Алматы
Ведение табеля учёта рабочего времени

Каждому кадровому специалисту ясна необходимость чёткого и безошибочного ведения табеля учёта рабочего времени. Как не ошибиться?

 Прежде всего, необходимо отметить, что табель учёта рабочего времени – необходимый документ, который ведётся не для «галочки».

На основании табеля учёта рабочего времени специалисты кадровой службы и бухгалтеры имеют возможность владеть информацией о присутствии и неявках работников, их нахождение по листу временной нетрудоспособности и др.

Именно на основании этих данных бухгалтерия в дальнейшем исчисляет заработную плату сотрудников.

Порядок ведения табеля учёта рабочего времени

В свою очередь рабочим считается время, в течение которого работник, в соответствии с актами работодателя и условиями трудового договора, выполняет трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством отнесены к рабочему времени (пп. 47) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями от 16.04.2018) (далее – ТК РК).

Порядок ведения табеля учёта рабочего времени является важной составляющей работы. Рассмотрим основные положения.

Шаг 1. Определяем форму документа, где будем отражать учет рабочего времени

Многие кадровые специалисты жалуются на то, что в казахстанском законодательстве, кроме необходимости вести учёт рабочего времени, определённого ст. 79 ТК РК, нет установленного образца документа для негосударственных организаций, где бы этот учёт фиксировался.

Действительно, согласно ст. 79 ТК РК, работодатель обязан вести учёт рабочего времени, при этом форма и порядок ведения учёта рабочего времени определяются актом работодателя.

Следовательно, в первую очередь необходимо определиться с формой и содержанием соответствующего документа. На практике, как правило, учёт рабочего времени осуществляется с помощью табеля. Содержание его во многом зависит от графика работы организации. Как известно, существует график гибкого рабочего времени, суммированный учёт рабочего времени и др. Всю специфику работы организации можно определить самостоятельно в содержании табеля.

Допустимо оформлять один табель на всю организацию, а в случае если в организации большой штат сотрудников, то вести табель отдельно на каждое структурное подразделение.

Таким образом, можно определиться, что учёт рабочего времени будет отражаться в документе под названием «Табель учёта рабочего времени».

Читайте также: ВЕДЕНИЕ ТАБЕЛЯ УЧЁТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПРИ СМЕННОМ ГРАФИКЕ РАБОТЫ

Шаг 2. Ведем учет рабочего времени

Прежде чем решить, что должен содержать табель рабочего времени, необходимо  внимательно ознакомиться со ст. 79 ТК РК.

В соответствии с п. 1 ст. 79 ТК РК работодатель должен осуществлять учёт рабочего времени, фактически отработанного работником.

Согласно п. 2 ст. 79 ТК РК, учёту подлежит отработанное и неотработанное работником время. При этом отдельно учитываются время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни, дни командировок.

В составе отработанного времени учёту подлежат:

•             фактически отработанное работником рабочее время;

•             иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени согласно трудовому законодательству.

Отдельному учёту подлежат:

•             время сверхурочных работ;

•             работы в ночное время;

•             работа в выходные и праздничные дни;

•             дни командировок.

Дни нахождения работника в командировке учитываются на основании командировочного удостоверения, предоставляемого работником.

В составе неотработанного времени учёту подлежат:

•             оплачиваемое и неоплачиваемое время (например, к неотработанному времени работников может быть отнесено время, предоставленное ему для отдыха или обогрева, питания и иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени);

•             потери рабочего времени по вине работника и (или) работодателя (например, в связи с простоем).

При этом в случаях, когда в рабочее время работника включаются периоды выполнения работ не на рабочем месте, либо их выполнение не может быть зафиксировано работодателем конкретным временем, эти периоды отмечаются в документах учёта рабочего времени как выполнение объёма работ, установленного трудовым договором.

Полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» №2, 2017

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Бесплатно только сегодня!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль