Стандарты качества: ПРАВИЛА для всех

98
Стандарты качества: ПРАВИЛА для всех
Канешев Б. Б.
Председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан
В любой сфере должны быть ясные и понятные правила, которые соблюдаются всеми участниками процесса, четкая система контроля за соблюдением этих правил. В статье представлены приоритетные направления, которые определят работу Казахстана в ближайшее время.

Все государственные органы в пределах их полномочий обязаны создавать условия для безопасной жизни наших граждан, их комфортного проживания, повышения качества, условий и уровня жизни населения.

Министерство по инвестициям и развитию РК, как уполномоченный орган в сфере индустриально-инновационного и научно-технического развития страны, технического регулирования и метрологии, в первую очередь, определяет основные приоритеты своей деятельности, исходя из необходимости повышения безопасности и качества жизни граждан Казахстана.

Принимая во внимание предстоящие вызовы, связанные с масштабным внедрением информационных технологий, наличием высокой конкуренции рабочей силы, Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК (далее – Комитет) начал работу по реализации приоритетных направлений, важных для экономики страны.

SMART CITY

Быстрая урбанизация сегодня создает нагрузку на городские службы – транспортные, аварийно-спасательные, коммунальные. Увеличиваются объемы потребляемых ресурсов.

В мире уже получила широкое распространение концепция «Умный город» – Smart City. Это инновационная система жизнеобеспечения мегаполисов, обеспечивающая экологическую устойчивость и максимальную безопасность городской жизни с применением информационных технологий коммуникации при эффективном расходовании средств.

Ключевыми характеристиками городской среды, определяющими степень соответствия принципам «Smart City», являются:

–  умная экономика (smart economy);

–  умная мобильность (smart mobility);

–  умный подход к окружающей среде (smart environment);

–  умные люди (smart people);

–  умный образ жизни (smart living);

–  умное правительство (smart governance).

Наиболее активными институтами по стандартизации в данном направлении являются Международный союз электросвязи (ITU), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия (IEC), Немецкий институт по стандартизации (DIN), Администрация по стандартизации Китая (SAC).

Что касается нашей страны, отдельные элементы «Smart City» уже реализуются в городах Астана, Алматы, Шымкент, с которыми Комитет работает в пилотном режиме. Одним из инструментов реализации проекта концепции «Смарт Астана» является стандартизация, без которой невозможно внедрение и развитие инновационных технологий. Для этого Комитет активно сотрудничает с ISO/TC 268 «Устойчивое развитие общества» Международной организации по стандартизации ИСО.

На основе мирового опыта в Казахстане в этом году разработаны и утверждены 9 основополагающих национальных стандартов и направленны руководителям городов для содействия в реализации проектов «Смарт сити», планирования и осуществления инфраструктуры «Умного города», а также выработки требований к системе менеджмента устойчивого развития города.

13 декабря 2016 года в Астане прошел Международный семинар «Smart city», модератором которого выступил председатель технического комитета ТК 268 Международной организации по стандартизации ISO Др. Бернард Гиндроз.

Индустрия 4.0

Как известно, первая промышленная революция связана с использованием энергии пара и воды, вторая – электрической энергии, в рамках третьей промышленной революции за счет использования цифровых технологий были автоматизированы отдельные производственные процессы.

Четвертая промышленная революция, более известная как «Индустрия 4.0», становится новым технологическим прорывом человечества, и направлена на то, чтобы выпуск готовой продукции и распределение ее по центрам сбыта осуществлялись при минимальном участии человека.

Это позволит автоматизировать все производственные процессы на основе «киберфизических систем», выведет человеческий труд в разряд высококвалифицированного – инженеры и менеджеры, «надстройщики» самостоятельных процессов производства, – повысит продуктивность и оплату труда граждан.

Важнейшим инструментом реализации данного направления выступает стандартизация, поскольку стандарты сделают создание интеллектуального производства не только возможным, но и наиболее эффективным и действенным.

В этой связи, в рамках ключевых международных организаций по стандартизации ведется работа по анализу и последующей разработке необходимых международных стандартов по стимулированию перехода к Индустрии 4.0.

Кроме того, Комитетом технического регулирования и метрологии, Федеральным физико-техническим институтом (РТВ) и Немецким институтом по автоматизации производственных процессов (Fraunhofer Institute for Factory Operating and Automation IFF Magdeburg) реализуется совместный проект, направленный на развитие промышленной метрологии «Поддержка развития инфраструктуры качества в странах Центральной Азии». Налажен обмен опытом в области Индустрии 4.0 на местных объектах промышленности.

Строительная отрасль

В сфере строительства действующая многоуровневая нормативная база отличается многообразием обязательных документов.

Для постройки одного здания требуется анализ и применение нескольких десятков обязательных документов различного статуса и содержания, в отдельных случаях дублирующих и противоречащих друг другу. При этом, многие документы предусматривают предписывающий подход, не допускающий альтернатив, как наследие советских институтов нормирования.

Текущая ситуация не только не обеспечивает надлежащий уровень безопасности населения, но и создает барьеры для предпринимательской деятельности.

Для решения этой задачи Министерство по инвестициям и развитию и Министерство национальной экономики Республики Казахстан приняли совместный План по реформированию системы технического регулирования в строительной отрасли – в том числе и  структурированию действующей нормативной базы. С тем, чтобы исключить дублирующие и противоречащие требования, а также сократить ряд категорий документов.

Переход к двухуровневой нормативной базе, создание системы оценки соответствия требованиям нормативов и формирования адекватной системы контроля и инспектирования повысит качество и безопасность строительных объектов, а также устранит барьеры при внедрении новых технологий, упростит разрешительные процедуры. Аналогичная работа также проводится в направлении снижения дорожной безопасности, которая потребует применения новых стандартов в сфере дорожного строительства и придорожной инфраструктуры.

Верификация и валидация парниковых газов

Как известно, растущее производство и увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере усиливает естественный парниковый эффект и это приводит к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли, оказывает неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.

Все мы несем ответственность за загрязнение окружающей среды и должны предпринимать действия по ее защите для будущих поколений.

В связи с чем, принят Закон Республики Казахстан от 26 марта 2009 года № 144-IV «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». И государство приняло на себя добровольные обязательства перед международным сообществом по сокращению выбросов парниковых газов.

Для достижения поставленных целей государство активно внедряет международный опыт высокоразвитых стран мира, в этом году в законодательство внесены изменения по передаче полномочий по аккредитации независимых организаций, проводящих верификацию и валидацию парниковых газов в Орган по аккредитации. Это позволит по требованиям международных стандартов на основе принципа независимости оценивать компетентность организаций по верификации и валидации парниковых газов.

Нормы по квотированию выбросов парниковых газов распространяются на природопользователей из горнодобывающего сектора, сектора добычи полезных ископаемых, производителей кокса, нефтепродуктов, цемента, извести, кирпича, гипса, представителей химической и металлургической отраслей промышленности, а также представителей трубопроводного транспорта и энергетического сектора, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент 20 000 т двуокиси углерода в год.

В Казахстане действуют 17 независимых организаций, осуществляющих подтверждение отчета об инвентаризации парниковых газов, получивших аккредитацию в Министерстве энергетики Республики Казахстан. Основная задача аккредитованных независимых организаций заключается в проведении независимой оценки достоверности сведений и полноты информации, отраженных в отчетности предприятий по парниковым газам, их соответствия национальным и международным требованиям. 

Для признания результатов этих работ на международном уровне с 1 января 2018 года все эти организации должны проходить аккредитацию в Национальном центре аккредитации на соответствие международному стандарту ISO 14065:2013 «Парниковые газы. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов, применяемые для аккредитации или других форм признания». В соответствии с этим Комитетом и ТОО «Национальный центр аккредитации» (далее – НЦА) ведется подготовительная работа.

Органика и продукция халал

В мире придается большое значение органической продукции, но что мы понимаем под органикой? Если это растительная продукция, то ее не должны выращивать с использованием пестицидов и других химических средств защиты растений, химических удобрений, материалов, ионизирующих излучение. Это – вопрос качества сельскохозяйственных товаров, которые предлагаются на рынке нашим потребителям. Если это мясная продукция, то выпас скота должен осуществляться на экологически чистых пастбищах, а при откорме животного не должны использоваться стимуляторы роста, антибиотики, гормональные и ветеринарные препараты.

В ведущих странах в органическом секторе выстроены системы регулирования обращения органической продукции: от нормативной обеспеченности сектора до органов аккредитации, сертификации и контроля.

Для этого Законом Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 423-V ЗРК «О производстве органической продукции» утверждены Правила производства и оборота органической продукции. Активно развивается еще одно направление – халал индустрия. При этом единичные стандарты на продукцию и услуги не способны урегулировать такой большой объем выпускаемой продукции. Важное значение имеет регулирование халал-индустрии на законодательном уровне, отсутствие которого позволяет выпускать совершенно не соответствующую продукцию под этим брендом. Для полноценного развития органического сектора в республике необходимо создать инфраструктуру качества и реализовать ряд мероприятий.

В области стандартизации – это проработка вопроса принятия стандартов IFOAM, Кодекса Алиментариус (CAC/GL 32-1999); создание Технических комитетов по стандартизации приоритетных направлений; адаптация международных и региональных стандартов в области органической и халал продукций развитых стран, их внедрение.

В области аккредитации и оценки соответствия – обучение и подготовка квалифицированных кадров; установление со стороны Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан квалификационных требований к инспекторам для осуществления контроля за производством органической продукции, внедрение системы добровольной сертификации на соответствие требованиям национальных и межгосударственных стандартов на органическую продукцию.

Проще говоря, на основе международного опыта, нужно определить какую продукцию можно считать органической, а какую халал, и кто будет контролировать процесс ее производства.

Кроме того, в целях развития халал-индустрии Комитетом проведена работа с контрпартнерами из Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) и Исламского Банка Развития (ИБР). Инициирован и поддержан 4-сторонний проект «Reverse Linkage» (Обратная связь), целью которого является предоставление технической помощи Казахстану по созданию халал «эко-системы» на основе международного опыта.

Услуги

Всегда ли качество услуг нас устраивает? Отнюдь. Но часто в своих жалобах на сервис люди даже не могут объяснить – что конкретно им не понравилось. А тем, кто работает в сфере услуг, трудно понять, чего же хочет потребитель. Вот почему сегодня назрела необходимость развития стандартизации (и сертификации) в таких сферах, как туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, спорт, торговля и других.

В Казахстане есть инфраструктура качества для развития сертификации услуг. Однако, после исключения услуг из обязательной сферы подтверждения соответствия, она не используется в полной мере. Возможно потому, что у предпринимателей и потребителей нет правильного понимания добровольности. Сертификация услуг – это, прежде всего, подтверждение доверия пользователя к поставщику услуг. В этой связи планируется разработка и внедрение ряда первоочередных стандартов на услуги – через проведение рабочих встреч, «круглых столов», конференций и других разъясняющих мероприятий.

Здравоохранение

Для точной постановки диагноза и, следовательно, качественного лечения пациента, врач должен видеть результаты медицинского обследования. Но всем ли лабораториям можно доверять?  

Согласно мировой практике медицинские лаборатории должны соответствовать международному стандарту  ИСО 15189-2015 «Лаборатории медицинские. Требования к качеству и компетентности».

По рекомендации Всемирного банка министерство совместно с НЦА приступили к проработке вопроса аккредитации медицинских лабораторий на соответствие этому стандарту. На сегодняшний день в реестр внесены 6 медицинских лабораторий (Астана, Караганда, Алматы, Кызылорда), 9 лабораторий в процессе аккредитации (Алматы, Семей, Актобе, Караганда, Усть-Каменогорск, Кокшетау, Атырау, Павлодар). Это – новое направление в аккредитации в области оценки соответствия в республике.

Переход на международные стандарты позволит повысить качество медицинских услуг в стране.

По каждому из перечисленных направлений в Комитете созданы рабочие группы, приняты и реализовываются планы мероприятий, включающие разработку необходимых стандартов, обучение специалистов и другие базовые компоненты.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан», № 3, 2017



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль