Стресс на рабочем месте: методы управления рисками

90
Стресс на рабочем месте: методы управления рисками
Ткаченко О. В.
менеджер по работе с персоналом СНГ (Казахстан, Беларусь, Украина, Каспийский регион)
Негативное влияние стресса на наш организм приобретает масштабы эпидемии и представляет собой одну из главных социальных проблем современного общества.

Несмотря на то, что стресс является неотъемлемой частью нашей жизни, не стоит забывать, что постоянный стресс на работе существенно снижает производительность труда, физическое и эмоциональное здоровье. Именно поэтому так важно найти способы, чтобы держать производственный стресс под контролем. К счастью, каждый из нас может самостоятельно ограничивать и управлять стрессом на работе, для этого необходимо правильно определить его признаки. Итак, давайте разбираться.

Стресс, связанный с выполнением рабочих обязанностей (стресс на рабочем месте), – это совокупность реакций, возникающих, когда требования к работнику не соответствуют его знаниям, навыкам и способностям.

К  проявлениям такого стресса можно отнести:       

·      физиологические реакции – например, увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, гипервентиляция, а также секреция «гормонов стресса», таких как адреналин и кортизол;

·      эмоциональные реакции – нервозность, раздражённость;

·      когнитивные реакции – снижение или сужение внимания и восприятия, забывчивость;

·      поведенческие реакции – агрессивное, импульсивное поведение, появление ошибок в работе.

НА ЗАМЕТКУ

Законодательством многих стран на работодателей возлагается обязанность заботиться о здоровье и безопасности своих работников. Причём психическое здоровье сотрудников не менее важно, чем физическое, поэтому защита от стресса тоже входит в обязанности работодателей.

Защита от стресса на рабочем месте подразумевает не только создание благоприятных условий и качественное управление рабочими процессами, но и решение уже возникших проблем: если сотрудник находится в стрессовом состоянии, вне зависимости от причин, вызвавших его, работодателю желательно принять меры, чтобы вывести его из этого состояния.

Сотрудники, испытывающие стресс, имеют проблемы со здоровьем, слабо мотивированы и менее продуктивны в работе.

Находясь в состоянии стресса, человек напряжён, обеспокоен, от этого он становится менее бдительным и менее эффективным при выполнении задач. Соответственно, и организации, в которых они работают, имеют меньше шансов быть успешными на конкурентном рынке.

Основные причины возникновения стресса

Избежать давления на рабочем месте в сегодняшних условиях труда практически невозможно. Пока давление воспринимается работником как приемлемое, оно может приносить пользу, мотивируя человека, поддерживая его в постоянном тонусе, подталкивая к обучению и развитию. Но когда прессинг становится чрезмерным или нерегулируемым – это приводит к стрессу.

Результаты исследований, проводимых Всемирной организацией здравоохранения, подтверждают, что наиболее стрессовой является:

·      работа с завышенными требованиями и чрезмерным давлением на сотрудников;

·      работа, не предоставляющая возможностей выбора или контроля над ситуацией;

·      работа при недостаточной поддержке со стороны коллег.

Меньше подвержены стрессу работники, когда:

·      требования, предъявляемые к ним, соответствуют их возможностям и умениям;

·      их работа контролируется;

·      ощущается поддержка со стороны коллег и руководства;

·      есть возможность участвовать в принятии решений, затрагивающих их работу.

Причины возникновения стресса на рабочем месте делятся  на девять основных  групп:

1. Содержание работы: монотонность рабочих процессов, чрезмерная стимуляция, бессмысленные задачи, отсутствие разнообразия, неприятные задачи и т. д.

2. Рабочая нагрузка и темп работы: слишком много или слишком мало задач, работа с ограничением времени и постоянным контролем,  напоминаниями и т. д.

3. Рабочее время: отсутствие гибкости в рабочем графике, продолжительный рабочий день, неудобное или ненормированное время работы, отсутствие чёткой регулировки рабочих смен и др.

4. Участие и контроль: невозможность участия в принятии решений, отсутствие контроля над рабочими процессами, графиком и условиями работы и т. д.

5. Карьерный рост, статус и заработная плата: ненадёжность занятости, отсутствие возможностей продвижения по службе, недостаточное или чрезмерное продвижение, труд, имеющий низкую социальную ценность, сдельная оплата, неясная или несправедливая система оценки эффективности, недостаточная или чрезмерная квалификация для занимаемой должности и др.

6. Должность: не обозначенная конкретно должность, конфликт задач в рамках одной должности, ответственность за других людей, постоянный контакт с другими людьми и их проблемами.

7. Межличностные отношения: неадекватный контроль (недостаточно точный или осуществляемый не в интересах работников), нездоровая атмосфера в коллективе, издевательства, притеснение и насилие, изолированная от других или одиночная работа, отсутствие процедуры реагирования на проблемы сотрудников и жалобы и т. д.

8. Организационные вопросы: плохая коммуникация, неважное руководство, отсутствие установленных правил поведения, ясности в отношении организационных целей, структур и стратегий.

9. Баланс работы и личной жизни: конфликт рабочих и домашних интересов, отсутствие поддержки со стороны сотрудников в отношении личных проблем, отсутствие поддержки дома в отношении рабочих проблем, непродуманность организационных правил, поддерживающих баланс между работой и личной жизнью.

Отдельно стоит выделить психосоциальные причины, которые приводят к тому, что грань между работой и личной жизнью практически стирается:

·      постоянная соревновательность;

·      более высокие ожидания по производительности и продолжительности рабочего дня;

·      стремительное наращивание темпов работы, связанное с мгновенными коммуникациями и высоким уровнем глобальной конкуренции.

Кроме того, из-за значительных изменений трудовых отношений и текущего экономического спада работники часто страдают от организационных перемен и реструктуризации, сокращения рабочих перспектив, увеличения сомнительных предложений по занятости, постоянного страха потерять работу, массовых увольнений и снижения финансовой стабильности.

Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» №4 , 2017



Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль