Когда грузоподъемная операция – искусство

63
Когда грузоподъемная операция – искусство
Колесник А. В.
Автор журнала "Охрана труда. Казахстан", начальник отдела безопасности и охраны труда ТОО «Консорциум ISKER»
Об уникальной операции на одном из крупнейших проектов Атырауской области, которая может стать инновационной матрицей в области грузоподъемных перемещений, рассказывает автор статьи.

Стройка без подъемного крана, как дом без окон или как море без волн. Невозможно себе представить возведение сооружений без применения грузоподъемных механизмов. Сегодня можно долго удивляться тому, как были построены пирамиды Древнего Египта, афинский Акрополь или Колизей в Риме, без помощи какого-нибудь гиганта, поднимающего на строительном объекте изо дня в день многотонные элементы, словно детали игрушечного конструктора. Но так было, и нам лишь остается восхищаться чудесами инженерной мысли строителей того времени.

Но в этой статье я бы хотел написать не о временах былых и ушедших, а как раз, наоборот, о днях сегодняшних, когда использование грузоподъемных механизмов является неотъемлемой частью ведения строительства на любом из выполняемых проектов.

Кто из нас, участников крупных, строительных проектов не видел картину из стрел грузоподъемных кранов, вздымающихся в небо? Они будто удилища спиннингов в осенний сезон, когда рыбаки усеивают берег реки.

Крупнейший проект

Так было и на одном из крупнейших проектов Атырауской области, который на сегодняшний день подходит к завершению, – проект железнодорожного комплекса в Западном Ескене. Заказчиком проекта выступила международная Компания North Caspian Operating Company (далее – NCOC), а генеральным подрядчиком – ТОО «Консорциум ISKER». В пик строительства в период 2014 - 2015 гг. на проекте было задействовано одновременно более 30 кранов различной грузоподъемности от 35 до 750 тонн. Апогеем грузоподъемных операций (далее – ГПО) был подъем «Установки для забора и транспортирования серы с серной площадки на перегрузочную башню» (далее – Reclaimer). Но обо всем по порядку.

Все ГПО, проводимые на проекте, выполняются согласно Приказу Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 359 «Об утверждении Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов», а также согласно процедурам NCOC в ТОО «Консорциум ISKER». В соответствии с этими процедурами, ГПО подразделяются на:

 рутинные;

 не рутинные.

В свою очередь не рутинные ГПО подразделяются на:

 простые;

 сложные и критические;

Сложные и критические подъемы – подъемы особой категории, включающие в себя следующие виды подъемов:

 подъемы грузов, масса которых превышает 20 тонн;

 подъемы над действующим оборудованием, трубопроводами;

 «слепые» подъемы;

 подъемы в пространстве с ограниченной высотой;

 подъем людей;

 подъем с трудноопределимым или неизвестным центром тяжести;

 подъемы с использованием двух или более грузоподъемных механизмов;

 подъемы в условиях, влияющих на подъем.

Критический подъем

Тот самый подъем, о котором говорилось выше, относился к одному из критических, в котором смешались несколько сложнейших критериев: слепой подъем, одновременное использование более чем двух грузоподъемных механизмов, и критическая масса. Для осуществления подъема такого типа необходимо выполнение следующих мероприятий:

 подготовка детального плана грузоподъемной работы с иллюстрированной демонстрацией движений подъема, указанием действия нагрузок, указанием установки грузоподъемных механизмов;

  подготовка схемы строповки;

  проведение тщательной оценки рисков предстоящей работы;

  оформление наряда допуска на проведение работы;

  проведение детального инструктажа со всеми работниками, вовлеченными в подъем

Когда грузоподъемная операция – искусство

Схематичное изображение метода установки ГПМ для подъема Reclaimer

Детали установки: длина – 65 м, высота – 18 м, масса – 142 т.

Такого рода ГПО для безопасного выполнения требуют детальных расчетов, а безопасность, как известно, находится на первом месте.

Для выполнения расчета этого подъема была задействована команда инженеров, которые провели тщательную работу по калькуляциям и подготовке плана производства работ.

Совместно с отделом БиОТ была сделана оценка рисков, оформлен наряд - допуск, осуществлена проверка и монтаж оборудования. На все мероприятия ушла не одна неделя работы всей команды. И вот, когда все подготовительные мероприятия выполнены, наступает день, которого на проекте и ждали и, одновременно, переживали все те, кто участвовал в этом процессе.

Утром 17 февраля 2016 года на площадке будущего хранения серы начинается финальная поверка подъема. Необходимо еще раз проверить задействованное оборудование, а именно:

 750 - тонный гигант на гусеничном ходу Manitowac - M1800;

 500 - тонный кран на пневмоходу Demag - AC - 5002;

 200 - тонный кран на пневмоходу Demag - AC - 200 - 1;

 два автогидроподъемника (далее – АГП);

 один вилочный погрузчик;

 все такелажное оборудование.

 Также необходимо обязательно провести инструктаж перед началом проведения работ, обсудить, кто является главным сигнальщиком, определить какие команды, и кто будет подавать, а это особенно важно, когда в работе принимают участия сотрудники, говорящие на четырех языках: казахском, русском, турецком и английском.

Всего в процессе грузоподъемной операции принимали участие:

 менеджер по механическим работам;

 супервайзер, ответственный за грузоподъемную операцию;

 два мастера, помощники супервайзера;

 шесть монтажников;

 два оператора АГП;

 три оператора кранов;

 восемь стропальщиков;

 оператор вилочного погрузчика.

Главная роль - супервайзер

После завершения всех подготовительных операций наступает время для выполнения, пожалуй, самой главной во всем этом мероприятии роли – роли супервайзера, ответственного за выполнение подъема. От его четкого и уверенного руководства действиями команды зависит не только безопасность людей, вовлеченных в данный подъем, но и целостность огромного оборудования, части комплекса. Малейшая ошибка или повреждение оборудования приведут к срыву операции и долгосрочному отставанию проекта от плана.

Отточенными движениями дирижера оркестра он поочередно отдает команды участникам – операторам каждого из кранов, стропальщикам. Видно, как каждый кран отдельно и в тоже время одновременно со всеми по миллиметру поднимает эту махину все выше и выше.

Но мало поднять оборудование вверх, необходимо еще и установить его и закрепить болтами. На этом этапе подключается партия монтажников, которые с высоты АГП стягивают все болты для уверенной сцепки всех деталей.

Когда грузоподъемная операция – искусство

Работа монтажников, стягивание болтовых соединений установки

По прошествии нескольких часов грузоподъемной операции, установка поставлена на свои «лапы», монтажники завершают последние штрихи болтового соединения. Все участники операции могут свободно вздохнуть, а супервайзеру, ответственному за данный подъем, и его команде – аплодировать стоя, как аплодируют дирижеру и его оркестру!

 Когда грузоподъемная операция – искусство

Подробнее: журнал «Охрана труда. Казахстан», № 7, 2017   



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль