Безопасность и защита граждан зависят от управления рисками

25
Безопасность и защита граждан зависят от управления рисками
Бектемиров Абдраш Карбозович
Автор журнала «Охрана труда. Казахстан», заместитель директора ТОО «Институт сейсмологии», к. э. н., ассоциированный профессор РАМ
Интенсивная хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций с многочисленными жертвами. Как управлять такими рисками?

Статистика катастроф свидетельствует, что при сохранении сложившейся динамики их роста, в недалеком будущем мировая экономика будет не способна восполнить ущерб от всей совокупности бедствий на земном шаре. Ведь стабильность социального развития является условием обеспечения безопасности населения и территории страны.

Ответ на вызовы

Говоря о безопасности населения и территории Республики Казахстан, всегда следует принимать во внимание социальный компонент. Безопасность от природных угроз характеризуется состоянием защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания от различных опасностей. Сущность безопасности может быть определена как возможность действенного контроля территориальными органами управления за эффективностью использования природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов. При этом важную роль играют темпы роста эффективности регионального производства, повышение качества продукции, работ, услуг, рост конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

В ответ на все эти вызовы возникла концепция управления риском, то есть удержания его на допустимом (приемлемом по определенным критериям) уровне. Концепция является основой работ, проводимых многими странами по уменьшению опасности стихийных бедствий и техногенных катастроф, и напрямую связана с идеей устойчивого развития экономики. Под «устойчивым развитием» понимается управляемое развитие общества, не разрушающего свои природные основы и обеспечивающего непрерывный прогресс цивилизации.

Отдельная чрезвычайная ситуация определяет обстановку на определенной территории, возникшей в результате аварии, бедствия или катастрофы, которая повлекла или может повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Ситуации по природе возникновения

    Вот некоторое распределение ситуаций по природе возникновения:

–  природные;

–  техногенные;

–  экологические;

–  биологические;

–  антропогенные;

–  социальные;

–  комбинированные.

Природные ситуации: землетрясения, сели, лавины, наводнения, оползни, ураганы, циклоны, смерчи, молнии, наводнения, камнепады и др.

Техногенные: промышленные, транспортные и другие аварии, пожары (взрывы), ситуаций с выбросами сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях.

Экологические: аномальные природные загрязнения атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.;

Биологические: эпидемии, эпизоотии и эпифитотии, поражения сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

Антропогенные: ошибочные действия людей.

Социальные: инфекционные заболевания среди населения.

Каждая из вышеуказанных ситуаций сопровождается многими проблемами, требующими безотлагательных решений. Поскольку стихийные бедствия предотвратить нельзя, то борьба за снижение экономического ущерба от них становится важным элементом государственной политики страны. В основу проводимых действий должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем стихийном бедствии. Это принципиально, поскольку в ином случае взаимодействие между различными элементами будут хаотичным, потоки информации окажутся нескоординированными. На данном этапе развития нашей страны и всего мирового сообщества имеется социальный заказ на теорию анализа и управления риском природного и техногенного характера.

Природные опасности

Природные опасности с точки зрения угрозы для населения бывают:

–  создающие первичные поражающие факторы для людей;

–  поражающие здания и сооружения, когда угрозу представляют вторичные факторы, возникающие при разрушении объектов (в случае землетрясения).

Угроза экономического характера имеет место в случае, если негативные воздействия приводят к разрушениям, поражению людей, имущества, средств и предметов труда. Возможность разрушения зависит от качества зданий и сооружений, степени их уязвимости.

К примеру, природные катаклизмы в некоторой степени закономерны.

Во - первых, для каждого вида природной стихии характерна определенная пространственная приуроченность.

Во - вторых, чем больше интенсивность (мощность) опасного природного явления, тем реже оно случается.

В - третьих, при всей неожиданности проявления той или иной стихии могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.

К тому же, между всеми природными катастрофами существует взаимная связь (наиболее тесная – между землетрясениями и цунами). Землетрясения вызывают пожары, взрывы газа, прорывы плотин, отравления пастбищ, гибель скота, голод. Это может привести к загрязнению почвенных вод, отравлению колодцев, инфекциям, массовым заболеваниям людей и животных, создавая дополнительные риски для граждан. Все имеющиеся факторы должны быть учтены при разработке превентивных, предупреждающих мер для достижения цели по защите граждан, объектов.

Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев должно быть на первом месте государственной политики. Планируя защиту от природных катастроф, необходимо максимально ограничить вторичные последствия путем соответствующей подготовки специалистов и кадров по направлениям деятельности. Анализ риска, выработка концептуальных мер – главное предназначение системы обеспечения национальной безопасности. Для своевременного прогнозирования и обнаружения опасного природного явления необходима хорошо отлаженная общегосударственная система мониторинга предвестников стихийных бедствий и катастроф.

Закономерности стихии

Зная сущность процессов, можно их предсказать, а своевременный и точный прогноз является важнейшим условием эффективной защиты. Природа стихии зачастую проявляется как могущественная разрушительная сила, не подчиняющаяся человеку. Несмотря на глубокие различия, все стихийные явления подчиняются, по крайней мере, четырем закономерностям:

1) Для каждого вида природной стихии может быть установлена специфическая пространственная привязка.

2) Существует определенная повторяемость и ее связь с интенсивностью проявления стихии. В частности, чем больше интенсивность, тем реже данный вид проявляется с той же силой.

3) С определенной вероятностью может быть выявлена зависимость разрушительного эффекта стихийного бедствия от характеристик геологических, гидрометеорологических процессов. Если можно спрогнозировать стихию, то в определенной степени ею можно будет оперативно управлять, проводя превентивные действия.

4) Ситуации природного характера отличаются тем, что во многих случаях они возникают во взаимодействии друг с другом. В свою очередь, их разрушительная сила и частота проявления могут увеличиваться.

Измерение риска

Измерение риска достигается путем сбора данных по эффектам, вызываемым опасностями, статистике, прогнозу и вероятности будущих событий. Точность измерений риска в значительной степени зависит от имеющихся данных.

Управление риском – это заблаговременное предвидение риска и принятие мер по его снижению.

В целом, процесс определения риска состоит из двух основных частей:

–  расчет риска. Научная категоризация риска на основе данных процессов его характеризующих;

–  оценка риска. Социальные и экономические установки значимости риска для отдельного человека и общества.

По сведениям аналитиков различных стран в период с 1900 по 2000 годы в мире при стихийных бедствиях погибло около 12 млн. человек. При этом численность жертв приблизительно составляет:

–  52 % – от наводнений;

–  22 % – от засух;

–  18 % – от землетрясений и извержений вулканов;

–  7 % – от сильных ветров;

–  1 % – от прочих видов опасных природных явлений.

В бывшем Советском Союзе одним из крупнейших стихийных бедствий было Ашхабадское землетрясение 1948 года, когда пострадало около 100 тысяч человек. Разрушительная сила Спитакского землетрясения, произошедшего 7 декабря 1988 года была сопоставима с мощностью взрывов 10 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. По официальным данным 19 тыс. человек стали инвалидами, погибли более 25 тыс. человек, 514 тыс. граждан остались без крова.

Вот некоторые данные мировой статистики по различным бедствиям. При:

–  наводнении в Китае в 1959 году – 2 млн жертв;

–  засухе в Индии в 1965 - 1967 годы – 1,5 млн жертв;

–  урагане в Бангладеш в 1970 году – 300 тыс. жертв;

–  обвале в Перу в 1970 году – 70 тыс. жертв;

–  извержении вулкана на Мартинике в 1902 году – 26 тыс. жертв;

–  землетрясении в Тихом океане в 2004 году – 300 тыс. жертв.

 В сегодняшних реалиях каждый из нас понимает, что XXI век немыслим без такого источника энергии, как атомное ядро. Чтобы оценить важность данного направления ученые всего мира ведут дискуссии. Очередным поводом для изучения является факт землетрясения в Японии силой 9 баллов по шкале Рихтера, происшедшего 11 марта 2011 года с официальным названием «Великое землетрясение Восточной Японии». Около 93 % погибших стали жертвами гигантской волны. Ущерб от цунами, не считая затрат на АЭС «Фукусима - 1» составил 215 млрд. долларов США.

 В Республике Казахстан землетрясению отведено первое место по разрушительным последствиям и экономическому ущербу. При исследовании его поражающих факторов, энергетических характеристик и глубины очага, координат эпицентра особая роль отведена обеспечению сейсмической безопасности страны. Снижения уровней рисков имеет приоритетный характер в национальной политике. Поэтому в борьбу с бедствиями должны вступить правительство, гражданское общество, международные организации, научные сообщества, финансовые институты, частный сектор и добровольцы.

Системный подход

Необходимо иметь в виду, что без системного подхода, основанного на принципах поэтапного рассмотрения всех составляющих сейсмологии, невозможно осуществить анализ и оценку ущерба. Вместе с тем следует учесть, что единого стандартного подхода к измерению риска не существует и процесс снижения затрат на предотвращение различных видов ущерба происходит в условиях ограниченности экономических ресурсов общества.

Квалифицированное и своевременное решение зачастую зависит от:

–  наблюдения, оценки, прогноза и контроля источников и факторов опасных природных явлений, состояния окружающей среды, выявления ответных реакций на опасные явления;

–  контроля за динамикой процессов на промышленных, сельскохозяйственных и других объектах;

–  сбора, обработки, анализа и обобщения данных об энергоемких процессах на Земле и в околоземном пространстве с целью выявления аномалий, являющихся предвестниками опасных природных явлений;

–  проведения систематических инспекционных измерений фоновых параметров состояния окружающей среды;

–  моделирования различных сценариев реагирования на возможные аварии, нарушения технологического процесса, стихийные бедствия;

–  комплексной оценки состояния среды обитания человека, ведения экологических, химических, сейсмологических и других метеорологических карт для отдельных территорий и регионов страны.

Целенаправленное исследование факторов риска способствует выявлению опасностей на рассматриваемой территории, причин возникновения, механизмов воздействия негативных факторов на различные группы населения. Исходя из этого, заинтересованные органы управления, организации, производственные объекты и компании обязаны:

     - планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном объекте;

     - создавать собственные аварийно - спасательные, а также нештатные формирования из числа своих работников;

     - иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий природной стихии;

     - обеспечить подготовку персонала к действиям в различных условиях;

     - поддерживать в пригодном к использованию состоянии систем наблюдения, оповещения, связи и транспорта в условиях землетрясения;

     - страховать ответственность за причинение вреда жизни или имуществу других лиц и окружающей среде в случае возникновения природной стихии.

Повышая сейсмическую безопасность

В целях повышения сейсмической безопасности Казахстана, центральными исполнительными органами страны подписан совместный приказ «Об утверждении Дорожной карты «Комплекс мер по повышению эффективности работы по обеспечению сейсмической безопасности Республики Казахстан» в 2016 - 2018 годы в соответствии с пунктом 3.3. протокола заседания Правительства РК № 53 от 22 декабря 2015 год «О мерах по повышению сейсмоопасности страны» (далее – Дорожная карта).

Дорожная карта принята: Министерством внутренних дел РК от 18.01.2016 года. № 36, Министерством инвестициям и развитию РК от 22.01.2016 года № 44, Министерством национальной экономики РК от 28.01.2016 года № 37, Министерством образования и науки РК от 29.01.2016 года № 118, Министерством энергетики РК от 9.02.2016 года № 50, Министерством сельского хозяйства РК от 15.02.2016 года № 64, Министерством иностранных дел РК от 16.02.2016 года № 14 - 1-2/50 и Министерством здравоохранения и социального развития РК от 22.02.2016 года № 36.

Ответственным за реализацию плана мероприятий с участием центральных, местных исполнительных органов и заинтересованных компании является Акционерное общество «Национальный центр сейсмологических наблюдений и исследований» (далее – НЦСНиИ). В составе НЦСНиИ имеется два структурных подразделения: ТОО «Институт сейсмологии» и ТОО «Сейсмологическая опытно - методическая экспедиция».

В Дорожную карту включены мероприятия всех заинтересованных государственных органов и компаний по сейсмической безопасности. Дорожная карта состоит из 4 - х глав:

1. Совершенствование научно - методической базы, мониторинга и нормативных документов.

2. Совершенствование инженерно - технических мероприятий путем сейсмического усиления.

3. Совершенствование системы оповещения, подготовки населения.

4. Обеспечение готовности к ликвидации последствий землетрясений.

Научным потенциалом НЦСНиИ будет выполнена программа по разработке научно - методической информационной технологии прогнозирования сильных землетрясений на территории Казахстана по данным наземно - космического мониторинга. Для обеспечения постоянной готовности служб с участием НЦСНиИ также разрабатывается сценарий возможного ущерба с определением прогнозного количества расчетных данных по следующим позициям:

–  разрушенных зданий и сооружений;

–  погибших, раненых, оставшихся без крова;

–  повреждений энерго - , газо - , водоснабжения и транспортных систем.

Моделирование различных сценариев реагирования на возможные аварии, нарушения технологического процесса, стихийные бедствия вносит неоценимую лепту для подготовки населения приемам безопасности в условиях неординарных и различных ситуациях. Нельзя забывать, что ХХІ век ознаменовался еще одним грозным вызовом человечеству – международным терроризмом и экстремизмом. И есть возможность использования террористами современной техники, радиационно - , химически и биологически опасных веществ и материалов, а также умышленного создания техногенных ситуаций при совершении химических и биологических атак.

Аварийные ситуации, природные или техногенные, неизбежно вызывают определенные психосоциальные реакции, такие как страх и тревожность. В такой обстановке эффективная программа информирования общественности помогает свести эти реакции к минимуму. Система аварийного реагирования должна предусматривать регулярное сообщение аудитории всех известных фактов по мере их поступления с использованием СМИ. Сообщения группы информирования общественности должны быть правдивы, просты, точны и своевременны. Средства связи, включая телевидение, радио, ежедневные газеты, журналы и Интернет играют огромную роль в эффективности информирования граждан и влияют на положительный результат.

При выполнении своих функций государственные органы должны задаваться вопросом – «Дойдет ли правильная информация до той аудитории, кому она была предназначена?». В этой связи, аварийный (оперативный) план органа управления обязательно должен содержать необходимый раздел, касательно информировании общественности и механизма по его реализации. В противном случае из - за отсутствия взаимодействия с общественностью спикеры по ликвидации последствий не будут иметь доступа к достоверной информации. Противоречивые сообщения послужат причиной того, что население перестанет верить в способность сил реагирования защитить здоровье и собственность граждан.

Целью оценки риска является выработка решений, направленных на защиту населения и территории и объектов жизнеобеспечения путем снижения материального и человеческого ресурсов. На основе такого подхода можно будет оценивать затраты и результат квалифицированного решения. Новые методы мониторинга и технологий спасения населения отнесены к одним из приоритетов долгосрочной Стратегии программы развития Казахстан – 2030, исполнение которой находится на особом контроле Главы Государства и Правительства Республики Казахстан.

Наличие реальной оценки затрат и степень выигрыша от своевременного принятия решений является важным аспектом управления рисками. Применение системы управления – это осознанный шаг снижения финансовых и других затрат. Благодаря этим мерам можно получить объективную картину проведенных действий, а также научно - практического подхода.

Защита и безопасность граждан страны от различных ситуаций зависит от управления рисками государственными органами Республики Казахстан.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан», № 6, 2017   



Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль