Бизнес-симуляция, или когда тренинг уже не работает

14
Бизнес-симуляция, или когда тренинг уже не работает
Архипов Дмитрий Анатольевич
Генеральный директор ТОО «IPCG», бизнес-тренер, консультант, организатор-коуч, психолог, психотерапевт, г. Алматы
Лекции уходят в прошлое, а на смену приходят кейсы, бизнес-симуляции, деловые и ролевые игры. Что это за технологии, откуда они пришли и что они могут дать образованию и бизнесу?

История бизнес-симуляции

НА ЗАМЕТКУ

Первой формой применения каких-либо симуляций в обучающих целях был игровой процесс. Из истории известно, что в Китае около 3 000 лет до н. э. для военных тренировок применялась специальная игра-симулятор. Этот симулятор был подобен шахматам.

В западном мире военные обучающие игры берут начало из немецких военно-тактических учений на карте в середине девятнадцатого столетия. Различные военные игры применялись в Японии ещё до Второй мировой войны, а англичане и американцы использовали их для проверки боевой стратегии.

Использование игр в бизнесе и экономике начинается уже в 1956 году, когда American Management Association разработала первую, так называемую decision-making игру, которая была названа Top Management Decision Game и стимулировала разработку и использование десятков других бизнес-симуляций.

Перечислим причины интереса к бизнес-симуляциям в академических кругах:

·      рост числа студентов;

·      увеличение числа новых учебных курсов;

·      повышение популярности различных методов обучения, в том числе неклассических;

·      доступность новых технологий.

В конце 90-х годов ХХ столетия среди западных компаний широко распространялось проектирование и настройка бизнес-симуляций для расширения своих корпоративных программ развития лидерства. Деловые игры часто нацелены на выработку стратегии и развитие деловой хватки. Такие бизнес-симуляции позволяют участникам проверять свои навыки и компетенции в принятии решений, совершать ошибки, исправлять их и делать соответствующие выводы.

НА ЗАМЕТКУ

В США в настоящее время используется более 250 деловых игр, в которых задействовано около 9 000 преподавателей в более чем 1 900 колледжах, которые предлагают бизнес-программы для обучения.

В Казахстане также используются деловые и ролевые игры как в университетах, так и в школах бизнес-тренинга.

Что же такое бизнес-симуляция?

СЛОВАРИК

Бизнес-симуляция – специально разработанная уникальная игровая модель, максимально приближенная к реальности, с ещё большей степенью детализации отражаемой действительности и существующих законов взаимодействия.

Это интерактивная модель  экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство).

Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает её от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своём относятся к сфере развлечений.

НА ЗАМЕТКУ

Комплексность и системность подходов, которые присутствуют в концепции бизнес-симуляции, позволяют применять в учебном процессе элементы игрового процесса, которые при правильном балансе с обучающими задачами повышают эффективность образовательных результатов. Именно это позволяет выделить бизнес-симуляцию в отдельную категорию.

Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению компанией: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий – то есть научиться делать всё то, что можно усвоить только в практической деятельности.

Классификация бизнес-симуляций

Типы

Описание альтернатив

Функциональные и целостные

Разработанные для сосредоточения внимания на принятии решения в узкой функциональной области (например: маркетинг, производство, финансы и т. п.) или для имитации деятельности целого предприятия с целью развития навыков высшего уровня управления

Конкурентные и неконкурентные

Наличие или отсутствие взаимосвязи между решениями одного участника и результатами других

Интерактивные и не интерактивные

Наличие или отсутствие в симуляции роли администратора

Отраслевые и общие

Направленные на имитацию экономических процессов отдельной отрасли или на общие экономические процессы

Командные и индивидуальные

Моделирование

ситуации, позволяющей

отработать и оценить качество основных

навыков.

Команды проводят оценку собственной

деятельности

Детерминированные и стохастические

Принятие решения и его результат имеют вероятностный (стохастический) или определённый (детерминированный) характер

Степень сложности

Два измерения сложности:

сложность экономической модели;

наличие выбора сложности в симуляции

Период времени моделирования

Размер периода, который выбран для моделирования (например: квартал, день, год и т. д.)

ВНИМАНИЕ

В бизнес-симуляции сценарий развивается в искусственно созданной среде, и участнику предлагается сделать индивидуальное или командное обоснованное решение о том, как действовать в конкретной ситуации.

Чаще всего существует несколько альтернатив, при этом выбор является составляющим элементом так называемого «дерева решений», на основании которого принимаются решения. В течение учебного процесса через определённые промежутки времени обеспечивается обратная связь.

Бизнес-симуляции в образовании

Бизнес-симуляции в наше время широко используются в учебных целях. Свидетельством этого является включение их в учебный процесс многих высших учебных заведений, проведение в рамках масштабных обучающих конференций, интеграция в модульные программы развития.

Возможность использования бизнес-симуляций в обучении тесно связана с появлением в западной педагогике концепции experiential learning, что переводится как обучение действием или обучение практикой.

НА ЗАМЕТКУ

Бизнес-симуляция является одной из самых эффективных образовательных технологий, поскольку позволяет участникам получать навыки, компетенции и практический опыт в процессе обучения. Именно поэтому они широко используются в учебном процессе многих университетов и бизнес-школ мира.

Имитационные игры на основе бизнес-симуляций имеют ряд преимуществ:

·      безрисковая зона – ошибки в игре не приведут к краху бизнеса;

·      смена масштаба – возможность занимать различные позиции в иерархии компании: от экономиста до топ-менеджера;

·      повышение финансовой грамотности – получение новых знаний в инновационном формате;

·      командная работа – улучшение навыков коммуникаций и взаимодействия в коллективе.

Применение бизнес-симуляций в обучении стало объективной необходимостью нашего времени, поскольку методы обучения, которые сильно зависят от формата лекции, недостаточно эффективны для развития у студентов когнитивных учебных навыков и роста привлекательности экономики среди лучших студентов, чтобы мотивировать их продолжать курсовую работу по данной дисциплине.

Отличия бизнес-симуляций от тренингов

Тренинг

Бизнес-симуляция

Фасилитация выводов

Тренер комментирует правильное или неправильное поведение

Участники сами делают выводы в процессе прохождения бизнес-симуляции + наглядные компьютерные графики

Обучение (изменение поведения)

У участников есть 1–2 попытки в ролевой игре

В течение всей игры у участников есть возможность менять своё поведение

Формат отработки материала

Работа в паре

Работа в команде

Принимаемые решения

Краткосрочные

Долгосрочные + экономическое обоснование

Материалы

Стандартные (рабочие тетради, презентации)

Яркие (настольная игра, игровые элементы, фишки ресурсов)

Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» №9, 2017



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль