Перемещения ИРС в Казахстане: простые правила – сложные вопросы

36
Перемещения ИРС в Казахстане: простые правила – сложные вопросы
Емельянова Лариса Анатольевна
старший юрист Юридической компании «AEQUITAS», г. Алматы
Общие и спорные вопросы уведомления миграционных органов о прибытии и перемещении иностранца по территории Казахстана.

Одним из важных, но наименее известных и тем более мало исполняемых требований миграционного законодательства является уведомление миграционных органов о прибытии и перемещении иностранца по территории Казахстана. В статье рассмотрим общие и спорные вопросы уведомлений миграционных органов с соблюдением законодательства.

Между тем уже готовятся изменения в Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V «Об административных правонарушениях», предусматривающие ответственность за неисполнение таких требований.

Компании или граждане, принимающие иностранца в Казахстане, обязаны направлять уведомления в органы внутренних дел (далее – ОВД) в течение трёх рабочих дней о следующих перемещениях иностранца в Республике Казахстан:

1) о прибытии иммигранта (далее – Уведомление № 1):

пункт 4 ст. 6 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017) (далее – Закон о миграции населения);

·       пункт 2 Правил регистрации паспортов иммигрантов, предоставления принимающими лицами информации о пребывающих у них иммигрантах, изготовления и выдачи миграционных карточек, передвижения иммигрантов, въезда иммигрантов в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан, утверждённых приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 (далее – Правила регистрации паспортов);

·      пункт 9 Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учёта иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещён въезд на территорию Республики Казахстан, утверждённых постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.06.2017) (далее – Правила въезда).

СЛОВАРИК

Под иммигрантом понимается иностранец или лицо без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания (пп. 8) ст. 1 Закона о миграции населения).

ВНИМАНИЕ Исчисление указанных сроков начинается с 00.01 часов суток, в течение которых иммигрант прибыл к принимающему лицу (п. 9 Правил въезда).

2) об изменении иммигрантом временного места жительства в Республике Казахстан (далее – Уведомление № 2):

·      пункт 10 Правил въезда;

·      пункт 13 Правил регистрации паспортов;

3) о выезде иммигранта в другой регион Республики Казахстан на срок свыше пяти календарных дней (далее – Уведомление № 3):

·      пункт 13 Правил регистрации паспортов.

Спорные вопросы по уведомлению миграционных органов

Простые на первый взгляд требования по уведомлению миграционных органов вызывают у принимающих лиц ряд вопросов, важных для точного исполнения законодательства. Рассмотрим наиболее актуальные из них с учётом письменных разъяснений, предоставленных Департаментом миграционной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Департамент).

ВНИМАНИЕ

Во всех случаях спорных ситуаций мы считаем целесообразным толковать законодательные требования максимально широко и уведомлять ОВД во всех случаях в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий для работодателя и иностранного работника.

ВОПРОС Следует ли уведомлять ОВД только о первичном прибытии иностранца к принимающему лицу или это необходимо делать всякий раз при его возвращении из командировки, отпуска и т. д.?

Из приведённых выше нормативных правовых актов следует, что направление принимающим лицом уведомления о прибытии иностранца связано с контролем его своевременной регистрации. Это вызывает вопрос о необходимости направления повторных уведомлений в случае, когда иностранец уже зарегистрирован и не требуется его перегистрация (например, если иностранец отсутствовал по месту регистрации сроком не более пяти календарных дней).

По нашему мнению, контрольная функция уведомления предполагает уведомление во всех случаях прибытия иностранца (как первичного, так и после временного выезда). Департамент также придерживается мнения, что ОВД должны быть уведомлены и при возвращении иностранца из поездки.

ВОПРОС Будет ли поездка и остановка в гостинице или съёмной квартире в другом городе на время командировки рассматриваться как изменение временного места жительства иностранца? Если «да», то следует ли уведомлять ОВД о выезде иностранного работника в командировку на любое количество дней, в том числе до пяти календарных дней, или только в случае выезда на срок более пяти календарных дней согласно п. 13 Правил регистрации паспортов?

В этом вопросе мнение Департамента, как и исходное нормативное правовое регулирование, неоднозначно.

С одной стороны, проживание иностранца в гостинице в другом городе во время командировки, отпуска будет относиться к изменению временного места жительства. Следовательно, будет работать Уведомление № 2.

С другой стороны, Департамент комментирует, что «уведомление о выезде иностранца в командировку в другие регионы Республики Казахстан направляется в органы внутренних дел по месту первичного пребывания только в случае, если совокупный срок поездки составляет более пяти календарных дней», то есть фактически применяет только Уведомление № 3.

ВОПРОС Следует ли уведомлять ОВД только о выезде иностранца или также нужно уведомлять о его прибытии в рамках командировки в другой город?

Департамент не предоставил прямого ответа. Однако если широко толковать требования об уведомлениях, а также учитывать ответы на предыдущие вопросы, то следует уведомлять и о прибытии в другой город.

ВОПРОС Кто должен направлять уведомления:

·      юридическое лицо, принимающее иностранца (работодатель);

·      юридическое лицо, к кому иностранец направлен в командировку;

·      лицо, у которого иностранец проживал и откуда выехал;

·      лицо, у которого иностранец будет временно пребывать по новому адресу?

Согласно пп. 10-1) ст. 1 Закона о миграции населения, под принимающим лицом понимаются физические (гражданин Республики Казахстан, иностранец, лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан) и юридические лица, зарегистрированные в Республике Казахстан, ходатайствующие о приглашении иммигрантов в Республику Казахстан для временного проживания и (или) предоставляющие место для их проживания.

Несмотря на такое ограниченное Законом о миграции населения определение принимающих лиц, не исключён риск его расширительного толкования применительно к вопросам уведомлений (смотрите также ответ на следующий вопрос).

ВОПРОС Следует ли юридическому лицу, пригласившему иностранца (на работу, для проведения переговоров и т. д.), направлять в отношении него уведомления, если иностранец пребывает в Республику Казахстан в безвизовом режиме?

Из определения, приведённого в ответе на предыдущий вопрос, следует, что принимающими являются лица, ходатайствующие о приглашении иммигрантов в Республику Казахстан.

В случае с безвизовым въездом иностранца в Казахстан ходатайство о приглашении иммигранта в Республику Казахстан для временного проживания не осуществляется.

Такое ходатайство (то есть письменное обращение приглашающей стороны о выдаче, аннулировании, восстановлении виз Республики Казахстан, продлении и сокращении сроков их действия, а также получателя визы, намеревающегося посетить Республику Казахстан) подаётся только в рамках выдачи визы.

Это следует из определения термина «ходатайство», установленного в пп. 13) п. 3 Правил оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия, утверждённых совместным приказом и. о. Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 ноября 2016 года № 11-1-2/555 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 ноября 2016 года № 1100 (далее – Правила выдачи виз).

Департамент пояснил, что безвизовое пребывание иностранца (например, гражданина Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) или иностранца в служебной командировке с деловыми целями) не освобождает принимающее лицо от уведомления ОВД. Согласно пп. 10-1) ст. 1 Закона о миграции населения, под принимающими в случае безвизового въезда иностранца понимаются лица, предоставляющие место для его проживания.

Таким образом, если применять узкое толкование, то можно заключить, что в случае въезда иностранца в безвизовом режиме пригласившая его компания не связана обязательствами по уведомлениям ОВД. Такие обязательства возлагаются на лицо, предоставляющее место для проживания иностранца.

Вместе с тем Правила регистрации паспортов и Правила въезда не содержат определения термина «принимающее лицо», которое в контексте данных Правил может толковаться расширительно. Поэтому не исключено применение расширительного толкования понятия «принимающее лицо» ОВД разных регионов Казахстана для цели уведомлений с включением в него и юридических лиц, у которых иностранец (даже в случае безвизового въезда) работает или временно пребывает в командировке.

ВОПРОС Какими законными методами без нарушения личных конституционных прав принимающее лицо вправе контролировать частную жизнь иностранного гражданина (в том числе гражданина стран ЕАЭС) при изменении им места жительства, перемещении по частным делам по территории Казахстана вне рабочего времени?

Для того чтобы направить уведомление о перемещении иностранца, принимающее лицо должно иметь об этом информацию. Лица, у которых иностранец проживает, могут не знать о его командировке; а компания-работодатель может не знать, куда работник выехал во время своего отпуска.

Права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну любого лица, в том числе иностранного, защищены конституционными нормами. 

Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» №10, 2017



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль