text
Справочник кадровика

Простой или приостановка работ в организации

  • 18 января 2018
  • 934
Эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», юрист, г. Караганда
Простой или приостановка работ в организации

Понятие, виды и установление причин простоя или приостановления работ в организации.

В период финансового кризиса многим организациям приходится  приостанавливать свою деятельность. Как в таких случаях поступить с сотрудниками? Оформлять приказ о простое и выплачивать работникам компенсации, полагающиеся им по закону. Какие это суммы? Что делать, если работник становится нетрудоспособным в период простоя? Обязаны ли сотрудники в этот период находиться на рабочих местах? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в данной статье.

Понятие и причины простоя организации

Простой в организации – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера (пп. 10) п. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.06.2017) (далее – ТК РК)).

То есть временная приостановка деятельности работника в связи с поломкой оборудования и ремонтом, переездом, отсутствием сырья, материалов, фронта работ и т. п.

Простои в организациях происходят по разным причинам и имеют свои особенности, среди которых:

1) причины организационного характера, к которым можно отнести ликвидацию, объединение или разделение структурных подразделений компании;

2) причины технологического характера, которыми можно считать внедрение новых или изменение существующих методов производства продукции;

3) причины технического характера, которыми являются, например, поломка, замена или модернизация производственного оборудования;

4) причины экономического характера – финансовый кризис, тяжёлое материальное положение компании и т. д.

Простой может коснуться всего предприятия в целом, определённой части работников либо только одного работника.

В зависимости от продолжительности простои делятся на внутрисменные и целосменные.

Внутрисменные простои  зависят в основном от внутренних факторов, а целосменные от внешних.

Внешние факторы находятся вне пределов контроля организации, в то время как внутренние факторы могут контролироваться и изменяться самой организацией.

ПРИМЕР

К внутренним факторам относятся: создание новых видов продукции; внутренняя реорганизация и освоение новых технологий и т. п. К внешним – изменение процентной ставки, валютного курса; изменение спроса на товары или услуги; в связи с изменениями в законодательстве, в политике организации; техногенные и природные катастрофы.

Простой на предприятии может возникнуть:

1) по вине работодателя;

2) по вине работника;

3) по причинам, не зависящим от работника и работодателя.

Отметим, что любое происшествие, которое приведёт к простою, может случиться неожиданно и по чьей угодно вине.

ПРИМЕР

В компании произошла поломка оборудования. Если работник нарушил правила техники безопасности или условия эксплуатации оборудования, что привело к его неисправности, простой будет, безусловно, по вине работника.

Однако оборудование может быть повреждено и  по вине работодателя (если он, например, при установке данного оборудования не следовал инструкции), и по причинам, не зависящим от сторон трудовых отношений (например, по вине производителя, допустившего при изготовлении оборудования брак).

Законодательно не устанавливаются ограничения простоев, значит, они могут продолжаться неограниченное время. Выходит так, что рабочий процесс будет приостановлен до тех пор, пока работодатель не примет решение его возобновить. Данное решение в основном зависит от воли руководителя и реальных возможностей. В данной ситуации важно, чтобы данный период был оформлен официально как простой.

Работникам кадровой службы важно установить причину простоя (виновного), поскольку такие сведения непосредственно влияют на принятие дальнейших решений нанимателя. С этой целью должны быть оформлены соответствующие документы. В настоящее время типовых форм таких документов нет.

Предлагаем следующий порядок действий работников кадровых служб при простое:

1) установить причину простоя;

2) оформить решение работодателя о простое;

3) определить необходимость нахождения работника на рабочем месте;

4) учесть время простоя.

Установление причин простоя в организации

На этапе установления причин простоя работники кадровых служб совместно с заинтересованными руководителями проводят работу по фиксации факта простоя в документах первичного учёта (листок учёта простоев и др.), а также оформляют акты о простое, представляют докладные записки о нём.

На работника возложена обязанность принимать меры к немедленному устранению причин и условий простоя, а также немедленно сообщать о случившемся нанимателю. В случае если простой произошёл по вине работника, и он вовремя не сообщил об этом работодателю, это время (простоя) оплате не подлежит (п. 2 ст. 112 ТК РК).

На практике в локальных нормативных актах  устанавливают обязанность работника заявлять о выявленном им факте простоя.

Таким образом, если работник установил факт простоя, он должен представить руководителю структурного подразделения или организации докладную записку. В ней нужно описать причину, вызвавшую простой, и по возможности привести свои предложения и рекомендации по его устранению.

На основании этого документа руководитель организации издаёт приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию причин, повлёкших простой (приложение), организации мероприятий по сокращению вызванных им потерь и т. п. Обычно издаётся приказ, в котором определяются условия оплаты работникам за время вынужденного простоя, временный перевод работников на другую работу и т. д.

Созданная приказом руководителя комиссия составляет отчёт о своей работе и акт о простое. Отчёт составляется в произвольной форме, подписывается всеми членами комиссии. На основании этих документов руководитель принимает окончательное решение о причине простоя, виновном лице и источнике покрытия связанных с простоем затрат.

Так, в ходе расследования комиссия:

1) опрашивает и получает объяснения должностных лиц и других работников;

2) устанавливает причины, виновных и факторы, повлёкшие простой;

3) выясняет обстоятельства, предшествующие простою, устанавливает причины его возникновения;

4) выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;

5) проверяет квалификацию обслуживающего персонала;

6) предлагает меры по устранению причин простоя, предупреждению возникновения его в будущем;

7) определяет прямые потери и упущенные в связи с простоем выгоды и др.

Обращаем ваше внимание на то, что названные действия комиссии не являются обязательными во всех ситуациях простоя и зависят от причин производственного и организационного характера.

Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» № 01, 2018

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль