text
Справочник кадровика

Дуальная система как основа подготовки специалистов

  • 2 апреля 2018
  • 55
Автор журнала "Охрана труда. Казахстан", начальник учебного центра АО «Костанайские минералы»
Дуальная система как основа подготовки специалистов

Представлены новые подходы в системе профессионального технического образования. Как решаются главные вопросы качества подготовки специалистов, низкой конкурентоспособности рассказывается на примере учебного центра АО «Костанайские минералы»

ЧИТАЙТЕ также эту статью на казахском языке.

В настоящее время в центре внимания работодателей находится поиск продуктивных тенденций развития профессионального образования, пересмотр его структуры и содержания, разработка многовариантных образовательных технологий, а также внедрение дуальной системы обучения как инновационной стратегии образовательного процесса.

Обучение – одно из важных направлений деятельности в управлении развитием персонала. Оно имеет непрерывный характер и осуществляется на протяжении всей трудовой деятельности работника в целях последовательного расширения и углубления знаний и компетенций, повышения профессионального мастерства.

Профессиональное образование

АО «Костанайские минералы» (далее – Предприятие) учебный центр (далее – УЦ), на базе которого проводится обучение работников, компания тем самым восполняет потребность в профессиональных и управленческих компетенциях специалистов.

История развития УЦ началась в 1963 году, когда бурно шел процесс становления Джетыгаринского асбестового горно- обогатительного комбината «Кустанайасбест» и появилась потребность в квалифицированных рабочих кадрах.

Сегодняшний УЦ намного расширил свой функционал и проводит подготовку специалистов по нескольким направлениям:

*  обучение на краткосрочных курсах профессионального обучения;

*  аттестация персонала в соответствии с требованиями промышленной безопасности, охраны труда, пожарной безопасности;

 * повышение квалификации своих сотрудников в сторонних учебных заведениях;

 * организация обучения работников Предприятия в высших учебных заведениях;

 * организация корпоративного обучения с привлечением сторонних тренеров и коучей;

 * организация внутреннего корпоративного обучения;

 * организация прохождения практики студентами ВУЗов и СУЗов.

Дуальная система как основа подготовки специалистов

Учебный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Предприятия, аттестатом на право проведения работ в области обеспечения промышленной безопасности по подготовке, переподготовке специалистов, работников, выданным в 2017 году, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2017), Типовыми правилами деятельности организаций дополнительного образования для взрослых, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.04.2017), Правилами организации подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием и краткосрочного профессионального обучения, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 января 2017 года № 35 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2017), Типовыми правилами деятельности видов организаций технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 сентября 2013 года № 369 (с изменениями и дополнениями от 08.01.2016), Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.06.2017).

Основные направления обучения

Материально - техническая база УЦ находится на достаточном уровне для организации образовательного процесса: общая площадь – 1203,1 м2, полезная площадь – 736,3 м2, общая площадь аудиторий – 404,4 м2. Каждый класс обеспечен соответствующим преподаваемой дисциплине наглядным материалом: плакаты, макеты, образцы и т. п. Имеется огромная библиотека, которая содержит более 10 тыс. книг и ежегодно обновляется технической литературой, нормативно - правовыми документами.

Основные направления:

* автомобильный транспорт;

* обогащение полезных ископаемых;

* грузоподъемные механизмы:

* открытая разработка месторождений полезных ископаемых;

* железнодорожный транспорт;

* радиовещание и связь;

* металлургия;

* деревообрабатывающая промышленность;

* тепловодоснабжение и др.

Библиотекой пользуются как работники предприятия, так и студенты «Житикаринского политехнического колледжа», сторонние физические лица. Учебный центр внесен в перечень обучающих организаций Республики Казахстан, осуществляющих профессиональное обучение, для размещения государственного образовательного заказа и проводит обучение по более сотни программам краткосрочного профессионального обучения, по следующим видам:

* профессиональная подготовка (новые профессии);

* переподготовка (смежные профессии);

* повышение квалификации.

Содержание профессиональных программ определяется УЦ самостоятельно с учетом требований Единого тарифно - квалификационного справочника, Классификатора профессий и специальностей технического и профессионального послесреднего образования и других нормативных актов Республики Казахстан. Структура краткосрочных профессиональных программ включает в себя цели, задачи, содержание программы, учебный план, описание совершенствуемой или приобретаемой компетенции, список используемой литературы.

Ежегодно по трем видам подготовки постигают премудрости рабочих профессий около 500 человек по следующим направлениям:

*  автомобильный транспорт (аккумуляторщик, слесарь по ремонту автомобилей, водитель БелАЗ и др.);

*  обогащение полезных ископаемых (слесарь, дробильщик, машинист ДПСМ, машинист РУМ, маркировщик и др.);

*  грузоподъемные механизмы (слесарь, стропальщик, машинист крана и др.);

* открытая разработка месторождений полезных ископаемых (помощник машиниста экскаватора и др.);

*  железнодорожный транспорт (помощник машиниста электровоза и др.).

ЧИТАЙТЕ также:

ЧТО  ПОМОЖЕТ  УБЕДИТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ  ВЫДЕЛИТЬ  ДЕНЬГИ  НА  ОХРАНУ  ТРУДА

Переподготовка и повышение квалификации
 

Согласно п. 5.12 Коллективного договора, вследствие производственной необходимости Предприятие за счет собственных средств обеспечивает переподготовку и повышение квалификации работников, а также обучение смежным профессиям. За 9 месяцев 2017 года на краткосрочных курсах профессиональное обучение прошли 440 работников на общую сумму 5 млн тенге.

УЦ АО «Костанайские минералы» активно участвует в различных государственных программах. С сентября по декабрь 2016 года Предприятие участвовало в государственной программе «Дорожная карта занятости–2020». Ее суть заключается в предоставлении грантов предприятиям отраслей промышленности, то есть 80 % затрат работодателя на переобучение рабочего персонала возмещается государственным бюджетом. В программе приняли участие 88 работников, которые обучались по 25 профессиям, а также 17 человек, направленных к нам центрами занятости Костанайской области. Итогом сотрудничества стало первое место в Республике Казахстан по количеству работников, принявших участие в данной программе. Технический директор Предприятия А. Р. Смагулов был приглашен для участия в заседании Сената Парламента, где поделится нашим опытом участия в госпрограмме.

Реализуя государственную программу

В 2017 году УЦ принял участие в реализации «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы», и проводил краткосрочное профессиональное обучение рабочих кадров по востребованным на рынке труда профессиям. Так, с мая по август прошли обучение на курсах переподготовки и профессиональной подготовки по профессии «слесарь по обслуживанию и ремонту газового оборудования» 14 человек, которые были направлены Камыстинским центром занятости. На сегодняшний день 9 человек работают по полученной профессии в организациях района.

 Кроме того, на УЦ возложена функция вводного инструктажа, который проводится согласно Правилам проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан № 1019, со всеми вновь прибывшими работниками, студентами учебных заведений, проходящих практику на Предприятии, посетителями промышленной зоны.

Учебный материал излагается в доступной форме, иллюстрируется плакатами, макетами, моделями, показом учебных фильмов, сопровождается конкретными примерами из жизни и практики. После проведения вводного инструктажа выдается удостоверение по охране труда и «Руководство по технике безопасности и охране труда». Для посетителей и гостей транслируется ролик, который знакомит с подразделениями Предприятия и мерами личной безопасности при посещении промышленной зоны.

НОВЫЕ ДАННЫЕ по производственному травматизму смотрите здесь:

О  ЗАЩИТЕ  ПРАВ  РАБОТНИКОВ  В  ОБЛАСТИ  БЕЗОПАСНОСТИ  И  ОХРАНЫ  ТРУДА

Безопасность и охрана труда

УЦ АО «Костанайские минералы» проводит аттестацию персонала в соответствии с требованиями промышленной и пожарной безопасности, охраны труда своих работников.

На территории Предприятия находятся такие опасные производственные объекты, как: карьер, склад взрывчатых материалов (ВМ), склад легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), корпус сушки, котельная, компрессорные установки, грузоподъемные механизмы, сосуды под давлением, газовая служба, автозаправочная станция. Персонал, задействованный в работе этих объектов, проходит обучение по 10 -  и 40 - часовым программам, соответствующим отрасли, а также проверку знаний по промышленной безопасности. Охват аттестации в 2017 году составил порядка 4 тысяч человек.

Обучение по безопасности и охране труда проходит по 40 - часовой программе, согласованной с ГУ «Управление по инспекции труда акимата Костанайской области». Его проводят специалисты службы охраны труда и промышленной безопасности, главные специалисты, приглашенные представители государственных органов контроля и надзора, имеющие соответствующую квалификацию и сертификат о прохождении обучения и проверки знаний по безопасности и охране труда. УЦ проводит обучение для руководителей и работников, ответственных за обеспечение безопасности, которые, в свою очередь, проводят обучение по единой программе и проверку знаний рабочего персонала, находящегося в их подчинении. Ежегодно аттестацию проходят около 200 человек.

Обучение по пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Правилами обучения работников организаций и населения мерам пожарной безопасности и требований к содержанию учебных программ по обучению мерам пожарной безопасности, утвержденными приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 276. Обучение проводится приглашенными специалистами уполномоченного органа для руководителей организаций, лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа производственных объектов, а также работников, осуществляющих пожароопасные работы. Ежегодно обучение проходят около 100 работников Предприятия.

 За 9 месяцев 2017 года затраты Предприятия на проведение аттестации своих работников составили 14 млн тенге.

Формы обучения

Руководство Предприятия уделяет большое внимание повышению квалификации персонала. Ежегодно порядка 10 млн тенге выделяется на обучение в сторонних учебных заведениях, а также привлечение внешних тренеров и коучей. Основные направления и их соотношение в общем объеме обучения представлены на рисунке.

СКАЧАЙТЕ:  

В целях развития управленческих компетенций руководителей разного уровня проводится корпоративное обучение высококвалифицированными тренерами республиканских бизнес - школ.

Дуальная система как основа подготовки специалистов

В 2016 году организовано обучение по программе «Мини - МВА», направленное на формирование профессиональных и управленческих навыков руководителей высшего и среднего уровня. Программа включала в себя следующие модули:

* «Лидерское поведение – инструмент достижения целей современного руководителя», бизнес - тренер М. М. Бекжанов;

*  «Эффективный менеджмент», бизнес - тренер А. А. Алталиева;

*  «Управление персоналом», бизнес - тренер С. А. Филин;

*  «Бережливое производство. Оптимизация бизнес - процессов», бизнес - тренер П. Г. Сериков.

* Эффективность проведенного обучения оценивалась по результатам реализации конкретных проектов на Предприятии.

В 2017 году организован тренинг «Технологии инновационных решений» с участием сертифицированного фасилитатора, выпускницы Международной Facilitation school Анны Ивановой. Участниками тренинга стали топ-менеджеры Предприятия, руководящий состав основных подразделений (35 человек). Данный курс позволил изучить инструменты профессиональной организации процесса групповой работы, достижение поставленных целей с максимальным вовлечением всех участников.

В 2017 году планируется организация корпоративного обучения по темам «Эффективные коммуникации» и «Управление стрессами».

В социальных партнерах - колледж

Основной целью кадровой политики Предприятия является обеспечение количественного и качественного состава персонала. Что касается количества, тут все понятно, а вот как обеспечить качество? Мы понимаем, что отдаленность от областного центра, крупных городов страны не позволяют нам испытывать профицит человеческих ресурсов. Поэтому мы большое внимание уделяем нашему социальному партнеру – колледжу.

Сотрудничество осуществляется в нескольких направлениях:

•   бюджетные места, предоставленные работникам Предприятия для обучения по профильным специальностям. Общее количество – 60 человек;

•   участие работников в учебном процессе, где они выступают в качестве членов комиссии при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов;

•   проведение различных обучающих семинаров и круглых столов. В 2016 году состоялось два круглых стола по темам: «Развитие социального партнерства в области дуального обучения», «Итоги прохождения производственной практики студентов, обучающихся по дуальной форме». Целью данных встреч стала необходимость в привлечении внимания руководителей и наставников практики к качеству ее проведения, решение актуальных вопросов прохождения практики на нашем Предприятии.

В честь празднования 50-летия «Житикаринского политехнического колледжа» проведена I городская студенческая предметная олимпиада «Горная электромеханика». Цель олимпиады: ускоренная адаптация студентов к работе в отраслевых структурах, выявление талантливых личностей, их стимулирование к дальнейшему совершенствованию и, как следствие, профессиональному росту при работе на промышленном предприятии. Заявки на участие подали 35 студентов 2–4 курсов, обучающихся на очной форме обучения. Оценивало знания юных электромехаников компетентное жюри, состоящее из квалифицированных руководителей Предприятия и преподавателей учебного заведения.

Еще одним направлением УЦ является обучение профильным рабочим профессиям. Все мы понимаем, что принять на работу выпускника колледжа сразу на должность инженерно - технического работника (далее – ИТР) нереально. В связи с этим по нашему заказу студентов параллельно обучают рабочим профессиям: электрогазосварщик, слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, электрослесарь, токарь, машинист экскаватора и другие. Ребятам это дает возможность узнать работу изнутри, быстрее адаптироваться на Предприятии, в коллективе. А Предприятию – своевременно покрывать дефицит в рабочих кадрах. И если бывший студент хорошо зарекомендует себя в качестве грамотного специалиста, ответственного работника, мы включаем его в резерв кадров на исполнение обязанностей линейного руководителя. При вакансии ИТР его переводят на эту должность.

Нашим главным направлением является прохождение практики студентами колледжа. Мы уже завершили этап апробации элементов дуальной системы, в этом году выпущена экспериментальная группа «нГЭ - 13», обучавшаяся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт электромеханического оборудования». Совместно с колледжем был разработан алгоритм взаимодействия, и уже пятый год мы работаем по нему. В последние годы практические занятия на производстве носили преемственный характер: учащиеся проходили практику на одном и том же участке, под руководством одного и того же наставника. Начиная с января следующего года, мы планируем делать ежемесячно ротацию, – прохождение практики будет осуществляться в различных подразделениях, у разных наставников для того, чтобы студенты лучше понимали специфику одной профессии в разных подразделениях.

В дуальной форме подготовки кадров мы видим множество преимуществ. Для нас, прежде всего, это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», экономя расходы на поиск и подбор персонала, их переучивание и адаптацию.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан», № 3, 2018  

Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль