text
Справочник кадровика

По каким критериям проверят бизнес по пожарной безопасности

  • 30 марта 2018
  • 354
По каким критериям проверят бизнес по пожарной безопасности

Как осуществляется государственный контроль в области пожарной безопасности.

Осуществление государственного контроля в сфере пожарной безопасности является одной из основных функций органов гражданской защиты по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения страны.

Государственный контроль

Для государственного контроля сформированы подходы, внедрена система оценки рисков, контроль сконцентрирован на объектах имеющих повышенные риски возникновения пожаров и тяжелые последствия от них на людей и материальные ценностей.

Согласно пункту 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса государственный контроль в области пожарной безопасности осуществляется в особом порядке проведения проверок и только в отношении объектов высокой степени риска.

Критерии оценки степени рисков в области пожарной безопасности утверждены совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 мая 2017 года № 307 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2017 года № 246.

Основные категории объектов

Основные категории объектов, отнесенные к высокой степени риска следующие:

- промышленные предприятия с пожароопасными производствами;

- объекты жизнеобеспечения;

- нефтебазы и склады нефтепродуктов;

- элеваторы (хлебоприемные и заготовительные, производственные, базисные, перевалочные и портовые);

- сельскохозяйственные объекты, животноводческие объекты и птицефабрики – с общей площадью строений более 1 500 квадратных метров;

- объекты образования;

- культурно-зрелищные, культовые религиозные объекты - одновременное пребывание 200 и более человек;

- спортивные и физкультурно-оздоровительные комплексы - одновременное пребывание 200 и более человек;

- объекты социальной сферы (дома престарелых и инвалидов, детские дома, дома интернаты, психоневрологические центры и так далее);

- дома и зоны отдыха, туристические базы, где предусмотрено одновременное пребывание 100 и более человек, детские летние оздоровительные лагеря (за исключением палаточных городков) – независимо от площади;

- объекты здравоохранения, оказывающие стационарную помощь – независимо от площади, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь – общей площадью строений 1 000 и более квадратных метров;

- объекты торговли и развлекательные комплексы - общей площадью строений 1 500 и более квадратных метров;

- аэропорты, железнодорожные и автомобильные вокзалы (станции), морские порты, метрополитены;

- автомобильные заправочные и газозаправочные станции;

- общежития и гостиницы - вместимостью 100 и более человек;

- организации бытового обслуживания - общей площадью строений 1 500 и более квадратных метров;

- организации общественного питания - общей площадью строений 1 500 и более квадратных метров (без учета площади временных летних площадок);

- многоквартирные жилые дома высотой более 28 метров;

- административные здания и многофункциональные комплексы – общей площадью 1 500 и более квадратных метров, а также независимо от площади высотой более 28 метров.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ПЕРВИЧНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Порядок проведения проверок

Периодичность проведения проверок, проводимых по особому порядку в отношении проверяемых субъектов, составляет не чаще одного раза в календарный год.

График проведения проверок на первое полугодие 2018 года можно скачать здесь:

Часть 1.    Часть 2.     Часть 3.     Часть 4.    Часть 5.    Часть 6.

Действующие на сегодняшний день положения законодательства в области контроля и надзора создают лояльные условия для субъектов предпринимательства, исключающие проведение необоснованных и внезапных проверок.

О предстоящей проверке предприниматель знает заранее. Непосредственно перед самой проверкой проверяемый субъект уведомляется за 30 календарных дней. В процессе проверки, предпринимателю предъявляются только требования, содержащиеся в проверочном листе, являющиеся общедоступными, для возможности подготовки к предстоящей проверке.

Вышеуказанные положения позволяют проверяемому субъекту знать о предстоящей проверке, о требованиях, по которым будет проводиться проверка, иметь достаточно времени для подготовки к ней и устранению нарушений, что в свою очередь исключает возникновение споров по итогам проверки.

Согласно пункту 4 статьи 38 Закона «О гражданской защите» в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности в результате проверки органами государственной противопожарной службы выдается предписание об устранении нарушений. Предписание вручается проверяемому субъекту в день окончания проверки.

Ответственность за неисполнение

В случае неисполнения предписания государственный инспектор обязан сформировать материалы для искового заявления в судебные органы для приостановки эксплуатации объекта эксплуатирующегося с нарушениями требованиями пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушение или невыполнение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 410 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. За неисполнение предписания государственные инспектора в области пожарной безопасности наделены правом составлять протокол об административном правонарушении по статье 462 КоАП, который в дальнейшем направляется для рассмотрения в судебные органы.

Подконтрольные объекты, отнесенные к незначительной степени риска, проверяются только во внеплановом порядке. Основания проведения внеплановых проверок четко регламентированы национальным законодательством в области контроля и надзора.

К примеру, обращения физических и юридических лиц являются основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии в них конкретных фактов о возникновении угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства.

НОВОЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС:

Проверочные листы

Согласно законодательству Республики Казахстан в области контроля и надзора к деятельности проверяемого объекта можно предъявить только те требования, которые перечислены в проверочных листах.

К примеру, к грубой степени отнесены требования пожарной безопасности направленные на исключение условий возникновения пожара, его распространения, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также требования регламентирующие вопросы деятельности негосударственной противопожарной службы, безопасной эксплуатации электрических сетей и электрооборудования, наличия и состояния путей эвакуации.

Значительные нарушения – требования пожарной безопасности направленные на профилактику и предупреждение возникновения пожара и создания условий для его успешного тушения.

Незначительные нарушения – требования пожарной безопасности, регламентирующие организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности.

Кроме того, содержание проверочных листов представляет собой перечисление конкретных фабул нарушений и в них отсутствуют отсылочные нормы позволяющие предъявлять в ходе проверки требования не отраженные в проверочных листах.

Всего проверочные листы содержат 897 требований пожарной безопасности, которые распределены по группам следующим образом: к грубой степени - 369 требований (41 %), к значительной степени – 429 требований (48 %), к незначительной степени – 99 требований (11 %).

Практика применения в работе проверочных листов для каждой категории объектов отдельно, включающие в себя исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности к деятельности проверяемых субъектов, в государственном контроле в области пожарной безопасности осуществляется с 2013 года и зарекомендовала себя с положительной стороны.

Подобные проверочные листы повышают правовую грамотность субъектов контроля, в части предъявляемых к ним требований и исключают необоснованное давление со стороны проверяющего органа.

Аудит в области пожарной безопасности

С 1 января 2015 года введен аудит в области пожарной безопасности, как альтернатива государственного контроля в области пожарной безопасности.

Под альтернативой принимается добровольное решение субъекта контроля быть проверенным экспертной организацией без участия государства, поскольку аудит в области пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Кроме того, такая форма проверки несет в себе инструмент поощрения добросовестных предпринимателей, так согласно Закону Республики Казахстан «О гражданской защите» при получении субъектом контроля высокой степени риска положительного заключения экспертной организации данный объект освобождается от проверок на 3 года, за исключением внеплановых проверок.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ

Вопросы по теме
Мы в соцсетях
Чтобы читать дальше, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций и защитить авторские права редакции.
После регистрации у вас будет доступ ко всем материалам и сервисам на портале.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль