text
Справочник кадровика

Как реагировать на критику

  • 2 мая 2018
  • 209
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий психолог, доцент Балтийского федерального университета им. И. Канта, действительный член (академик) МАПН, доктор психологических наук, г. Калининград
Как реагировать на критику

Как взаимосвязаны успех и чувство юмора человека? Способы правильного реагирования на критику. Практические упражнения.

Каждый день мы оцениваем друг друга, погоду, финансовые и другие риски, вкус блюда на обед, услышанное мнение, фигуру того, кто стоит напротив, машину соседа, своих детей… И этот список бесконечен. Мы не просто оцениваем, мы делаем выводы. Если говорить очень упрощённо, то выбор у нас невелик: то, что мы оцениваем, нам либо нравится, либо не нравится. Логично предположить, что критику рождает то, что нам не нравится. Но правда такова, что критике мы подвергаем и то, что любим, и то, что нам непонятно, и то, что хотим развивать и совершенствовать. То есть критика – это своеобразный сигнал о том, что вас заметили, к вам неравнодушны, возможно, в вас заинтересованы, вы небезнадёжны!

И всё-таки, положа руку на сердце, критика – это очень неприятно, обидно, иногда страшно. Она не оставляет нам выбора – мы начинаем размышлять, думать, анализировать, дискутировать. Критика, как звонок будильника, – беспощадный и заставляющий изменять такое комфортное пространство вокруг себя: вылезать из тёплой кроватки, мыть мокрой водой тело и выходить на улицу, где, возможно, очень холодно.

Иногда, услышав не то, что хотели, на что надеялись, мы впадаем в бешенство! Особенно, если критикуют то, что нам очень дорого. Почему же это происходит? У каждого из нас есть мир, который можно описать словом «Моё» или словом «я». И этот мир выходит далеко за пределы нашего тела, нашей личности. Это такие невидимые «бирки», которыми мы как будто маркируем пространство – это моё, а это чужое. В детстве первые «войны» ведутся за игрушки: «Это моя!» Взрослея, мы отстаиваем своё право на свою полку в шкафу, своё место в комнате или квартире, вывешивая таблички на двери своей комнаты: «Вход воспрещён!» Потом понятие «я» («моё») мы распространяем на свою машину, квартиру, супруга, компанию, страну и т.д. Масштаб меняется, а реакция остаётся прежней: за то, что без спроса взял моё – получи лопаткой по башке! И критика того, что мы называем своим, вызывает такую же внутреннюю реакцию. Но наше сознание диктует свои правила. Взрослея, мы не можем быть настолько импульсивными и откровенными в своих реакциях, как в детстве. За это наказывают. Кроме того, мы вдруг начинаем понимать, что критика позволяет увидеть изъяны и совершенствоваться, то есть без неё невозможно развитие.

ВОПРОС Как же конструктивно реагировать на критику?

Во-первых, не отвечайте сразу на критическое замечание. Первый порыв – это всегда эмоции. Под влиянием эмоций достойный ответ придумать очень сложно. Вздохните и выдохните. Прикусите язык, если это необходимо. Дайте себе пару минут, чтобы перейти из первой, детской, реакции на уровень взрослого реагирования. Возьмите столько времени на передышку, на сколько это возможно. Иногда происходит удивительное – отвечать на критику уже не хочется, потому что главная работа, главный диалог уже состоялся внутри человека. И нашлись ответы на вопросы.

ВНИМАНИЕ

Если ответ на критику необходим, лучше это делать в личном разговоре, а не по электронной почте. Сохранять спокойствие в реальном разговоре намного легче, чем в виртуальном пространстве интернета.

Во-вторых, дистанция. Это очень важное умение – не переносить слова критики на всю свою личность, делая вывод: я неудачник, я никогда не справлюсь и т.д. Не обобщайте! Не думайте о критике как о личном оскорблении, не относите её ко всем своим действиям.

Дистанцию нужно держать и с тем, кто критикует. Это позволяет ослабить давление личности того, кто критикует, на  вас.

В-третьих, стоит поговорить с кем-то. Если нет собеседника, разговор с самим собой вслух – это не признак отклонения, а вполне нормальное явление. Разговор позволяет понять мотивы, расставить приоритеты, высказать версии, услышать слова поддержки.

В-четвёртых, не заражайтесь критичностью. Найдите, за что похвалить себя!

ВНИМАНИЕ

Высший пилотаж – восхититься каким-то качеством (чертой) человека, который вас критикует. Перенаправить своё восприятие с негатива на позитив – это навык взрослого, уверенного человека. Если вас раскритиковали, это вовсе не повод «задавать взбучку» тем, кто вас окружает.

В-пятых, смех и юмор. Это универсальное «лекарство» от хандры, плохого настроения, самобичевания, понижения самооценки и т.д. Смотрите комедии, найдите повод посмеяться над ситуацией, гиперболизируйте своё состояние страха или гнева до смешного, скорчите страшную или гневную гримасу и взгляните в зеркало.

Улыбайтесь шире, и тело вас не подведёт, вам реально станет лучше! Вспомните, что с улыбкой невозможно сказать: «Как мне плохо!» А значит, вам становится лучше.

Статья представлена в сокращённом варианте, полный текст читайте в журнале «Справочник кадровика. Казахстан» № 4, 2018

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Бесплатно только сегодня!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль