Справочник кадровика

Трудоустройство. Молодежная практика

  • 18 октября 2018
  • 312
Трудоустройство. Молодежная практика

Кадровому специалисту важно правильно оформить трудоустройство по молодежной практике. Как это сделать, расскажем подробно.

В связи с организованной молодёжной практикой (сроком на 6 месяцев) по направлению Центра занятости населения г. Алматы в организацию трудоустраиваются студенты, являющиеся участниками «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы». В связи с чем возникают вопросы:

  1. Как кадровому специалисту правильно оформить данных работников (заключать с практикантами трудовые договоры, издавать приказы) либо необходимо заключить трудовой договор с Центром занятости населения г. Алматы и с практикантами?
  2. Как будет производиться оплата труда участников молодёжной практики?

Коммунальное государственное учреждение «Центр занятости города Алматы» создано постановлением акимата города от 24 июня 2011 года № 2/400.

Центр занятости города Алматы (далее – ЦЗН) является структурным подразделением Управления занятости и социальных программ.

ЦЗН оказывает следующие услуги:

Для граждан:

  • регистрация обратившихся лиц в качестве ищущих работу и безработных;
  • поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве;
  • направление на краткосрочное профессиональное обучение;
  • проведение профессиональной ориентации;
  • направление на социальные рабочие места, общественные работы, молодёжную практику (временные рабочие места);
  • предоставление консультаций по микрокредитованию;
  • содействие добровольному переселению лиц для повышения мобильности рабочей силы;
  • предоставление адресной социальной помощи.

Для работодателей и инвесторов:

  • содействие в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на городском рынке труда, реализуемых программах, государственных услугах в области содействия занятости населения и обеспечения кадрами;
  • содействие кадровому обеспечению, в том числе посредством развития и стимулирования внутригородской трудовой мобильности, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов из других субъектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов;
  • оказание методической и консультационной помощи по вопросам кадрового обеспечения, охраны труда, развития квалификаций, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919 была утверждена «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы», целью которой является содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство.

Реализация Программы будет осуществляться по следующим трём направлениям:

  1. обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением;
  2. развитие массового предпринимательства;
  3. развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов.

Первое направление Программы предусматривает массовое обучения разных категорий граждан, в том числе, выпускников школ, безработных, молодежи, самозанятых и сокращаемых работников.

Второе направление предусматривает обращение претендентов напрямую либо через филиалы региональной палаты предпринимателей «Атамекен»/акимов сельских округов и населённых пунктов, городов и районов в составе городов в центры занятости населения для получения консультаций по мерам содействия предпринимательской деятельности и прохождения проверки на предмет соответствия требованиям к участникам Программы; обучение основам предпринимательства; выдачу кредита (микрокредита) на срок до 5 и до 7 лет (максимальная сумма кредита – до 8 000 МРП).

Третье направление предусматривает усиление адресной поддержки в трудоустройстве отдельных категорий граждан, повышение мобильности трудовых ресурсов и развитие инфраструктуры рынка труда, путём организации социальных рабочих мест, молодёжной практики и общественных работ.

Ежемесячный размер субсидий на заработную плату участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учётом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учёта выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определённой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Размер оплаты труда физических лиц, направленных на молодёжную практику, из республиканского бюджета составляет 25 МРП (60 125тенге) в месяц.

Общественные работы не требуют предварительной профессиональной подготовки работника и финансируются в пределах средств местного бюджета (56 568 тенге) и средств работодателей по их заявкам.

Субсидирование затрат работодателей, связанных с созданием специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оснащением специального рабочего места технологическим оборудованием, орудием труда осуществляется центрами занятости населения в соответствии с утверждёнными планами финансирования и в пределах сумм, предусмотренных на эти цели бюджетами районов (городов областного, республиканского значения и столицы).

Постановлением  Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 919 была утверждена «Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы». Данным постановлением также были внесены изменения и дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1136 «Об утверждении перечня правительственных программ и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан».

Согласно Плану мероприятий по реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы (далее – Программа), целью Программы является содействие продуктивной занятости населения и вовлечение граждан в предпринимательство.

При этом первым направлением исполнительной функции является обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением.

Также в данном направлении определены две задачи:

Задача 1. Подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учётом потребностей рынка труда.

Задача 2. Краткосрочное профессиональное обучение рабочих кадров по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам.

Оператором первого направления Программы является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Со стороны действующего законодательства Республики Казахстан мероприятия по реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы регламентируются следующими основными нормативно-правовыми актами (НПА):

  1. Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2018) (далее – ТК РК);
  2. Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018) (далее – Закон об образовании);
  3. Законом Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2018) (далее – Закон о занятости населения);
  4. приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 «Об утверждении Правил организации дуального обучения»;
  5. приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 июня 2016 года № 516 «О некоторых вопросах содействия занятости населения»;
  6. Правилами организации и финансирования молодёжной практики (приложение 3 к приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 июня 2016 года № 516) (с изменениями по состоянию на 14.06.2018) (далее – Правила организации и финансирования молодёжной практики).

В ТК РК определены следующие понятия, регламентированные в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 1 ТК РК:

  • социальное партнёрство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с трудовыми отношениями (пп. 7));
  • соглашение генеральное, отраслевое, региональное (далее – соглашение) – правовой акт в форме письменного соглашения, заключаемого между сторонами социального партнёрства, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников на республиканском, отраслевом и региональном уровнях (пп. 8));
  • трудовые отношения – отношения между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан, соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя (пп. 21));
  • отношения, непосредственно связанные с трудовыми, – отношения, складывающиеся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнёрства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных ТК РК случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (пп. 22));
  • трудовой договор – письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определённую работу (трудовую функцию), соблюдать трудовой распорядок, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РК, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (пп. 36));
  • работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях (пп. 39));
  • работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору (пп. 43)).

В соответствии со ст. 19 ТК РК, субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

При этом трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РК, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан (п. 1 ст. 21 ТК РК).

В аспекте вопроса, представленного на разрешение, рассматриваются отношения, непосредственно связанные с трудовыми, которые по своей сути являются социальным партнёрством.

В частности, согласно ст. 147 ТК РК, сторонами социального партнёрства являются государство в лице соответствующих исполнительных органов, работники и работодатели в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Одной из форм подготовки кадров для последующей трудовой деятельности, в том числе в рамках социального партнёрства, является дуальное обучение.

Согласно пп. 19-1) ст. 1 Закона об образовании, дуальным обучением является форма подготовки кадров, сочетающая обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося.

Подпунктом 9) ст. 1 Закона о занятости населения определено, что молодёжная практика – это вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности).

Одной из мер государственной поддержки участникам Программы является организация молодёжной практики, которая предоставляется в целях обеспечения занятости данных участников (подраздел 5.3.1).

Соответственно, молодёжная практика организуется для выпускников организаций образования с целью получения выпускниками первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности).

При этом в рамках Программы молодёжная практика предназначена специально для безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по полученной профессии (специальности), завершивших обучение в течение трёх лет, и не старше двадцати девяти лет.

В рамках государственной Программы молодёжная практика организуется на предприятиях и в организациях всех форм собственности, при этом к участию допускаются работодатели, которые регулярно производят налоговые и другие социальные отчисления, у которых отсутствует просроченная задолженность по заработной плате и действующие более одного года.

Следует отметить, что молодёжная практика проводится вне постоянных рабочих мест и вне вакансий на постоянные рабочие места.

Кроме того, количество рабочих мест по молодёжной практике может быть не ограничено.

При этом работа по молодёжной практике носит временный характер. Продолжительность молодёжной практики составляет не более шести месяцев.

Местным исполнительным органом по вопросам занятости населения является Центр занятости населения, в исполнительные функции которого входит:

  • формирование спроса и предложения на организацию молодёжной практики;
  • утверждение перечня предприятий в регионах, представивших заявку на организацию молодёжной практики, уточнение количества привлекаемых безработных из числа выпускников организаций образования, предоставление условий, решение вопросов, связанных с оплатой их труда, поиск источников финансирования.

Центр занятости населения в соответствии с утверждённым перечнем заключает с работодателем договор на финансирование молодёжной практики для трудоустройства безработных.


Полезную информацию по данной теме читайте в электронной системе «ACTUALIS: Кадровое дело»

Работодатель на основе договора с Центром занятости населения создаёт рабочие места для прохождения молодёжной практики. Рабочие места соответствуют полученной выпускником в организации образования профессии (специальности).

Для участия в молодёжной практике безработные подают в центры занятости населения заявление по форме согласно Правилам организации и финансирования молодежной практики.

Центры занятости населения консультируют безработных по вопросу прохождения молодёжной практики и выдают в случае их согласия направление на молодёжную практику.

Работодатель извещает Центр занятости населения о приёме на работу или отказе.

Между работодателем и безработным, участвующим в молодёжной практике, заключается трудовой договор.

На безработных, направленных на молодёжную практику, распространяется трудовое законодательство Республики Казахстан.

По инициативе работодателя при возникновении вакансии и с согласия участника молодёжной практики допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключённого трудового договора. При этом работодатель направляет в Центр занятости населения копию приказа о приёме на постоянную работу в сроки, установленные трудовым законодательством Республики Казахстан.

Работодатель за участником молодёжной практики закрепляет наставника из числа опытных работников для передачи профессиональных знаний и опыта работы.

В случае нарушения работодателями установленного порядка организации молодёжной практики соответствующий договор с ними подлежит расторжению с возмещением работодателями в бюджет расходов государства на выплату заработной платы участникам молодёжной практики.

Финансирование молодёжной практики осуществляется за счёт средств республиканского или местного бюджетов, а также из других источников, не запрещённых законодательством Республики Казахстан. Финансирование заработной платы участникам молодёжной практики из числа выпускников осуществляется в течение шести месяцев согласно трудовому договору.

Размер субсидии в месяц из республиканского или местного бюджетов составляет 25 месячных расчётных показателей (с учётом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг), без учёта выплат по экологическим надбавкам.

Софинансирование и субсидирование за счёт средств местного бюджета оплаты труда физических лиц, направленных на молодёжную практику, осуществляются по решению местных исполнительных органов.

В частности, согласно п. 28 Правил организации и финансирования молодёжной практики, финансирование молодёжной практики осуществляется центром занятости населения на основании заключённых договоров с работодателями ежемесячно в соответствии с утверждёнными планами финансирования и в пределах сумм, предусмотренных на эти цели бюджетами районов (городов областного, республиканского значения, столицы), либо иных источников, не запрещённых законодательством Республики Казахстан.

При этом планы финансирования осуществляются на основании приказа Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания».

Оплата труда участников молодёжной практики производится Центром занятости населения ежемесячно на основании сведений, представленных работодателем, по форме согласно приложению 2 к Договору на финансирование молодёжной практики для безработных, исходя из размера, установленного трудовым договором, и осуществляется путём перечисления денежных средств на текущие счета (карточные), открытые в банках второго уровня (п. 29 Правил организации и финансирования молодежной практики).

Цент занятости населения города Алматы в рамках реализации «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы» сообщает о начале приёма заявок от работодателей, желающих принять участие в активных мерах занятости на 2019 год.

Набор осуществляется по программам: общественные работы, молодёжная практика и социальные рабочие места. Заявку на участие необходимо предоставить до 1 ноября 2018 года по адресу: пр-т Назарбаева, 50.

Справки по тел.: 8 (727) 341-04-60 (вн. 1018, 1019, 1027). 

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться