Справочник кадровика

Охрана труда на железнодорожном транспорте

  • 10 декабря 2018
  • 155
Безопасность на жд. Журнал ОХРАНА ТРУДА.Казахстан
Безопасность на жд. Журнал ОХРАНА ТРУДА.Казахстан

Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте обеспечивается мероприятиями, направленными на защиту жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, создание условий безаварийной работы перевозочного процесса, содержание в исправности магистралей, подвижного состава, сооружений, оборудования, устранение последствий возможных аварий.

Порядок обеспечения охраны труда и безопасности на железнодорожном транспорте

Охрану труда на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать все участники перевозочного процесса, вспомогательные службы, осуществляющие деятельность в сфере железнодорожного транспорта, независимо от формы собственности в пределах своей компетенции, а также безопасность движения и соблюдение требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и технических регламентов.
Участники перевозочного процесса, вспомогательные службы железнодорожного транспорта обеспечивают:
Железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие объекты железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой, являются зонами повышенной опасности и должны иметь сигнальное ограждение в соответствии с ПТЭ и Инструкцией.
Объекты, на территориях которых осуществляются производство, хранение, погрузка, выгрузка (разгрузка), транспортировка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей, населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений на необходимые расстояния, в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Владельцы линий связи, электропередач, нефтепроводов, газопроводов и других пересекающих железнодорожные пути, или находящихся в непосредственной близости от них сооружений, обеспечивают безопасность их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений, а также своевременное информирование уполномоченных органов и организации железнодорожного транспорта о возникновении аварий или аварийных ситуациях, угрожающих безопасности движения.
Участники перевозочного процесса и вспомогательные службы железнодорожного транспорта, осуществляющие производство, погрузку, выгрузку (разгрузка), хранение и транспортировку опасных грузов, обеспечивают безопасность их перевозок, имеют средства аварийно-спасательные службы, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.
При возникновении аварийной ситуации в процессе перевозки опасных грузов, участники перевозочного процесса обеспечивают немедленную отправку указанных аварийно-спасательных служб на место происшествия.
  1. выбором способов производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;
  2. подготовкой и организацией мест производства работ;
  3. применением средств защиты работающих;
  4. проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением.
При содержании и эксплуатации производственных и других помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, перевозке пассажиров и грузов обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности.

Пожарная безопасность обеспечивается:
- организацией контроля за погрузкой, сортировкой и выгрузкой опасных грузов, в части соблюдения мер пожарной безопасности, а также за подготовкой подвижного состава под погрузку указанных грузов;
- соблюдением установленного противопожарного режима, недопущением к работе лиц, не прошедших инструктаж по соблюдению мер пожарной безопасности;
- проведением периодических осмотров территории, зданий, производственных и служебных помещений с целью контроля за содержанием путей эвакуации, противопожарных преград, разрывов, подъездов и дорог, средств пожаротушения (гидрантов, внутренних пожарных кранов, огнетушителей) и принятием срочных мер по устранению обнаруженных нарушений и недостатков;
- исправным содержанием, постоянной готовностью к действию установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и связи.

★ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС ★

В организации работник за 30 минут до сдачи дежурства почувствовал себя плохо и был доставлен бригадой скорой помощи в больницу, где ему поставили диагноз «обширный инсульт». Будет ли данный инцидент считаться несчастным случаем, связанным с трудовой деятельностью? Должен ли работодатель извещать об этом происшествии инспекцию по труду?
Охрана труда на железнодорожном транспорте

Альбина Третьякова

эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», юрисконсульт, г. Алматы

 Виды нарушений безопасности на железнодорожном транспорте

Не соблюдение мер обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте в зависимости от последствий подразделяются (классифицируются) по следующим видам нарушений безопасности на железнодорожном транспорте:
  • крушение;
  • авария;
  • событие;
  • инцидент.
К крушениям относятся случаи столкновения, схода железнодорожного подвижного состава, специального подвижного состава на магистральных, станционных, подъездных путях или на железнодорожных путях по договорам государственно-частного партнерства, в том числе по договорам концессии, в результате которых погибли люди или поврежден железнодорожный подвижной состав, специальный подвижной состав до степени исключения его из инвентаря.
К авариям относятся случаи столкновения, схода железнодорожного подвижного состава, специального подвижного состава на магистральных, станционных, подъездных путях или на железнодорожных путях по договорам государственно-частного партнерства, в том числе по договорам концессии, в результате которых получили тяжкие телесные повреждения люди или поврежден железнодорожный подвижной состав, специальный подвижной состав в объеме капитального ремонта.
К событиям относятся случаи столкновения, схода железнодорожного подвижного состава, специального подвижного состава на магистральных, станционных, подъездных или на железнодорожных путях по договорам государственно-частного партнерства, в том числе по договорам концессии, но не имеющие последствия.


Система управления безопасностью на железнодорожном транспорте

Участники перевозочного процесса должны разработать и внедрить систему управления безопасностью на железнодорожном транспорте. При этом можно руководствоваться международными стандартами ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования», ISO 14001:2004 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по их управлению», OHSAS 18001:2007 «Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования».
Система управления безопасностью участников перевозочного процесса включает:
1) политику в области безопасности движения, устанавливающую приоритет безопасности деятельности и содержащую принципы управления безопасностью, который утверждается руководителем участника перевозочного процесса и доводится до сведения всего персонала;
2) определение процедуры выявления опасностей и оценки рисков нарушений безопасности, установления и реализации мер по управлению рисками в области безопасности на железнодорожном транспорте, с указанием методов, исполнителей, ответственных за проведение идентификации опасностей, оценки рисков, разработку плана мероприятий или корректирующих действий, а также их реализацию;
3) целевые показатели по безопасности на железнодорожном транспорте и связанные с ними планы мероприятий по достижению утвержденных целевых показателей. Участник перевозочного процесса устанавливает цели (измеримые и достижимые), планы мероприятий по достижению этих целей (с указанием показателей, ответственных и сроков выполнения);
4) процедуру оценки требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и технических регламентов. Участник перевозочного процесса обеспечивает разработку перечня идентифицированных требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и технических регламентов, которым должна соответствовать деятельность участника перевозочного процесса. Данный перечень обновляется не реже, чем один раз в три года. Участником перевозочного процесса устанавливается процедура проведения оценки требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и технических регламентов с указанием методики, ответственных и периодичности проведения оценки. По результатам оценки составляется отчет, который доводится до сведения всего персонала и представляется руководителю участника перевозочного процесса для принятия соответствующих решений;
5) обеспечение соответствующими людскими, производственными и финансовыми ресурсами, требуемыми для достижения целей по безопасности участника перевозочного процесса посредством:
  • установления и распределения обязанностей, ответственности и полномочий работников участника перевозочного процесса в обеспечении безопасности;
  • повышения квалификации и осведомленности персонала;
  • наличия необходимой инфраструктуры, находящейся в рабочем состоянии и создания производственной среды для персонала;
6) проведение анализа деятельности участника перевозочного процесса с периодичностью, установленной внутренними документами участника перевозочного процесса, а также постоянного мониторинга и измерения показателей деятельности и периодического внутреннего аудита системы управления безопасностью.

★ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС ★

Есть ли необходимость при приёме работника-инвалида II группы требовать заключение медучреждения об отсутствии противопоказаний для работы в организации?
Охрана труда на железнодорожном транспорте

Лариса Степуро

эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий юрист, г. Алматы
Область действия системы управления безопасностью движения охватывает управленческие и производственные процессы и распространяется на всех участников перевозочного процесса, за исключением пользователей услуг по перевозке и операторов вагонов (контейнеров).
При обнаружении 10 и более несоответствий система управления безопасностью не может быть признана соответствующей требованиям по безопасности, что влечет принятие решения о приостановлении сертификата соответствия сроком до трех месяцев.

Трудовой кодекс Республики Казахстан. Постатейный практический комментарий

Подготовлен с учетом изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан и одобрен Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

 Руководитель авторского коллектива генеральный директор РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», академик, доктор технических наук, профессор С. Г. Бисакаев

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться