Государственный контроль. Формы и виды проверок

538
Согласно статье 16 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые

Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме:
1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется законодательством;
2) иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профи-
лактический характер.
При проведении иных форм контроля и надзора не требуются предварительное уведомление проверяемого субъекта, а также регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

Итоги проверок

По итогам иных форм контроля и надзора за субъектами частного предпринимательства в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением проверяемому субъекту порядка его устранения.
Проверка проверяемого субъекта – одна из форм контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий:
1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом государственного органа;
2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора;
3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

Виды проверок

Согласно статье 16 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» проверки проверяемых субъектов делятся на следующие виды: плановые и внеплановые.
Плановая проверка – проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана проверок, утвержденного уполномоченным органом, в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Внеплановая проверка – проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
В свою очередь плановые и внеплановые проверки подразделяются на комплексные и тематические.
Комплексная проверка – проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
Тематическая проверка – проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

Планы проведения проверок

В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 10 мая текущего календарного года органы контроля и надзора направляют полугодовые планы проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан полугодового сводного плана проведения плановых проверок.
Изменения в полугодовые планы проведения проверок не допускаются.
Генеральная прокуратура РК размещает полугодовой сводный план проведения плановых проверок на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года.
Основанием для назначения плановой проверки проверяемых субъек-
тов является план, утвержденный органом контроля и надзора по результатам мероприятий системы оценки рисков.

Основания внеплановой проверки

Основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются:
1) контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;
2) получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента РК и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
3) встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
4) инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности;
5) реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;
6) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;
7) подача проверяемым субъектом уведомления о начале осуществления деятельности или определенных действий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах».
Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные
в отношении конкретных субъектов частного предпринимательства и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора и уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих пяти рабочих дней в уполно-
моченный орган по правовой статистике и специальным учетам.
Значительным отдалением от места расположения контролирующих и регистрирующих органов считается расстояние, превышающее сто километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения.

Время проверки

Проверки организуются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, если иное не установлено законодательством. Однако внеплановая проверка может проводиться и во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в случаях необходимости пресечения
нарушений непосредственно в момент их совершения. Проверки также применяются в отношении структурных подразделений государственных органов, юридических лиц, структурных подразделений юридических лиц-нерезидентов, юридических лиц- нерезидентов, осуществляющих деятельность без регистрации в органах юстиции.
При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.
При необходимости одновременного проведения проверки нескольких
проверяемых субъектов по одному и тому же кругу вопросов одним органом контроля и надзора данный орган обязан оформить акт о назначении проверки на каждого проверяемого субъекта и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

Степень риска

В зависимости от степени риска государственные органы относят проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:
1) одного раза в год – при высокой степени риска;
2) одного раза в три года – при средней степени риска;
3) одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.
Распределение проверяемых субъектов по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан, а также результатов внеплановых проверок. Иными словами, для включе-
ния субъекта в план проверок учитываются критерии оценки степени риска по ранее проведенным в отношении него плановым и внеплановым проверкам. Критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показа-
телей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.
Совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 16 февраля 2011 года № 54-п и Министра экономического развития и торговли РК от 16 февраля 2011 года № 35 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства», а также приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 16 февраля 2011 года № 56-п
«Об утверждении Критериев оценки степени рисков» определены группы рисков, где учитываются следующие критерии оценки степени риска: объективные и специальные критерии.

По объективным критериям субъекты распределяются на три группы:

– к высокому риску относятся субъекты с численностью работников свыше 250 человек, проверки – один раз в год;
– к среднему риску относятся субъекты с численностью работников свыше 50 человек, но не более 250 человек, проверки – один раз в 3 года;
– к незначительному риску относятся субъекты со среднегодовой численностью работников до 50 человек, проверки – один раз в 5 лет.
К специальным критериям относятся:
1) риски нарушения в области безопасности и охраны труда;
2) риски нарушения трудовых прав работников;
3) риски нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы.

Оценка критерия по нарушениям в области безопасности и охраны труда осуществляется в следующем порядке:

1) к группе высокого риска, с кратностью плановых проверок один раз в год, относятся субъекты, получившие 20 баллов и выше;
2) к группе среднего риска, с кратностью плановых проверок один раз в 3
года, относятся субъекты, получившие от 10 до 20 баллов;
3) к группе незначительного риска, с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет, относятся субъекты, получившие до 10 баллов.

Риски нарушения в области безопасности и охраны труда

Государственный контроль. Формы и виды проверок

Государственный контроль. Формы и виды проверок

Государственный контроль. Формы и виды проверок

Оценка критерия по нарушениям трудовых прав работников осуществляется в следующем порядке:

1) к группе высокого риска, с кратностью плановых проверок один раз в год, относятся субъекты, получившие 15 баллов и выше;
2) к группе среднего риска, с кратностью плановых проверок один раз в 3
года, относятся субъекты, получившие от 7 до 15 баллов;
3) к группе незначительного риска, с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет, относятся субъекты, получившие до 7 баллов.
Оценка критериев нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы осуществляется в следующем порядке:
1) к группе высокого риска, с кратностью плановых проверок один раз в год, относятся субъекты, получившие 15 баллов и выше;
2) к группе среднего риска, с кратностью плановых проверок один раз в 3
года, относятся субъекты, получившие от 10 до 15 баллов;
3) к группе незначительного риска, с кратностью плановых проверок один раз в 5 лет, относятся субъекты, получившие до 10 баллов.
Учетным периодом для определения указанных критериев является календарный год, предшествующий году, на который планируются проверки.

Периодичность проверок

Периодичность проверок субъектов высокой или средней степени риска будет зависеть от количества выявленных нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан с получением возможности быть проверенным значительно реже, чем это установлено базовой кратностью плановых проверок.
В случае выявления в результате проверок нарушений и получения более
высоких баллов, субъекты средней или незначительной степени риска будут переведены соответственно в высокую или среднюю степень риска. При наборе баллов только по одной группе риска проверка проводится тематически, то есть только по вопросам, касающиеся данной группы риска, а при наборе баллов по двум и более группам рисков проверка проводится комплексно по всем вопросам
контроля.
Принципы отбора субъектов для проведения проверок в рамках одного уровня степени риска:
1) по наибольшей сумме присвоенных (полученных) баллов;
2) в случае равенства присвоенных баллов отбор субъекта для провер-
ки осуществляется в зависимости от принадлежности его к производ-
ственным или непроизводственным объектам;
3) в случае равенства показателей по вышеуказанным признакам в план
проверок включается субъект, имеющий наибольший не проверенный период.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ 



Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях