Государственный контроль в области безопасности и охраны труда

1063
Основные функции по контролю за безопасностью и охраной труда осуществляет государственная инспекция труда

Государственный контроль (далее – контроль) – деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования (ст. 1 Закона РК «О государственном контроле и надзоре»).

Проверяемые объекты

К проверяемым субъектам относятся – физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляется контроль.
В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы контроля имеют определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях.
В XXI веке в РК неизбежен подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства станет малый и средний бизнес.
Характерной особенностью становления малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями труда, использованием дешевой рабочей силы, эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Казахстан.

Приоритетные направления

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Социально-экономическая роль этого сектора велика как в странах с устоявшейся рыночной экономикой, так и в тех, что только недавно пошли по этому пути. С одной стороны, малый бизнес, представляющий собой в социальном плане слой мелких собственников, определяет в силу своей массовости социальную и экономическую стабильность страны. С другой стороны, он является основным «нарушителем» трудового законодательства. В целом можно отметить, что в республике государственная поддержка малого и среднего бизнеса носит многоуровневый характер: осуществляются мероприятия в области снижения налогового бремени, проводится легализация собственности и активов, реализовывается комплекс мер по облегчению доступа к кредитным ресурсам, упрощаются административные процедуры и разрешения, организовываются региональные центры поддержки малого и среднего бизнеса и в городах, и на селе.

Защита бизнеса

По поручению Главы государства в Казахстане неоднократно вводился мораторий на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса, возникла необходимость законодательно защитить интересы бизнеса, и был принят Закон РК «О частном предпринимательстве». В силу увеличения контрольнонадзорных государственных органов и их функций, дополнительно были защищены интересы бизнеса и Законом РК «О государственном контроле и надзоре» установлены единые принципы при осуществлении контрольной и надзорной деятельности.
Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, свидетельствуют, что, как правило, на малых и средних предприятиях состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим
требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.
В той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда осуществляет достаточно большое количество государственных органов.

Государственная инспекция труда

Основные функции по контролю за безопасностью и охраной труда осуществляет государственная инспекция труда. Наряду с ней государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда проводят: уполномоченный орган в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, госпротивопожарная служба, орга-
ны санитарно-эпидемиологического надзора, энергонадзора.
Прокуратура РК осуществляет высший надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, участвует в проведении проверок как самостоятельно, так и с привлечением специалистов других органов государственного контроля и надзора в пределах их компетенции.
Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда осуществляются Правительством Республики Казахстан, уполномоченным государственным органом по труду и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией (ст. 307 Трудового кодекса РК).
Согласно статье 328 Трудового кодекса РК государственный контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан обеспечивают государственные инспекторы труда.

К государственным инспекторам труда относятся:

1) главный государственный инспектор труда РК – руководитель государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду РК;
2) главные государственные инспекторы труда государственной инспекции
труда – должностные лица государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду;
3) главный государственный инспектор труда области, города республиканского значения, столицы – руководитель областного, города республиканского значения, столицы территориального подразделения государственной инспекции труда уполномоченного государственного органа по труду;
4) государственные инспекторы труда – должностные лица областного, города республиканского значения, столицы территориального подразделения органа государственной инспекции труда.
Государственные инспекторы труда при исполнении служебных обязанностей охраняются законом и руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Государственный контроль за соблюдением участниками регионального финансового центра трудового законодательства Республики Казахстан осуществляет уполномоченный государственный орган по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.

Уполномоченные должностные лица

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государствен-
ный контроль за соблюдением участниками Регионального финансового
центра города Алматы трудового законодательства, приравниваются к государственным инспекторам труда и осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Уполномоченный государственный орган по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы обязан:
1) информировать в пределах своей компетенции уполномоченный государственный орган по труду о фактах нарушения трудового законодательства Республики Казахстан;
2) представлять ежеквартально в уполномоченный государственный орган по труду информацию о состоянии исполнения требований трудового законодательства Республики Казахстан в соответствии с формой, установленной уполномоченным государственным органом по труду.
Государственный контроль в области трудового законодательства Республики Казахстан осуществляется в форме проверки и иных формах.
Проверка организуется в соответствии с Законом РК «О государственном
контроле и надзоре в Республике Казахстан». Иные формы  государственного контроля осуществляются в соответствии с Трудовым кодексом РК.
Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами надзора и контроля, с представителями работников, общественными объединениями, другими организациями.
Государственные органы обязаны оказывать содействие государственному инспектору труда в выполнении задач по проведению контроля за исполнением трудового законодательства Республики Казахстан.

Основные принципы

Деятельность государственной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод работников, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами государственной инспекции труда являются:
– обеспечение государственного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Казахстан;
– обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод работников, включая
право на безопасные условия труда;
– рассмотрение обращений, заявлений и жалоб работников и работодателей
по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан.
Работодатель при проведении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан вправе:
1) представлять государственному инспектору труда пояснения по актам проведенных проверок;
2) не представлять сведения и документы, если они не относятся к предмету проводимой проверки;
3) обжаловать акт о результатах проверки и действия (бездействие) государственного инспектора труда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Работодатель при проведении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан обязан:

1) обеспечить беспрепятственный доступ (посещение) государственного инспектора труда на территорию и в помещения проверяемого объекта;
2) представлять государственному инспектору труда и представителям работников организации, осуществляющим проверку, документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным
системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
3) принять к исполнению акты государственного инспектора труда и сделать соответствующую отметку о получении на втором экземпляре акта;
4) предоставить в соответствующие сроки информацию по исполнению актов государственного инспектора труда.

Задачи инспектора труда

В зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:
1) предписание:
– об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Казахстан;
– о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;
– о запрещении (приостановлении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования и деятельности организации в целом. При этом акт о запрещении (приостановлении) деятельности организации действует до вынесения судебного решения;
2) протокол об административном правонарушении;
3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
4) постановление по делу об административном правонарушении.

Правовые меры

Акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами
воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых под роспись вручается работодателю.
Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.
Форма актов государственного инспектора труда утверждается уполномоченным государственным органом по труду.
В случае нарушения прав и законных интересов работодателя при осуществлении государственного контроля работодатель вправе обжаловать действия (бездействие) государственного инспектора труда в уполномоченный государственный орган по труду, вышестоящему государственному инспектору и (или) в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Обжалование не приостанавливает исполнения выданных актов государственных инспекторов труда.
Государственный инспектор труда в случае неисполнения или ненадле-
жащего исполнения своих служебных обязанностей при осуществлении государственного контроля, а также в случае совершения иных противоправных действий (бездействия) несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов, в том числе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РК и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством.

Источник: электронная система «ACTUALIS: Кадровое дело», получить бесплатный демо-доступ  



Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях