Тенденции и инновации на рынке средств защиты кожи

823
Беспалова А. В.
Автор журнала "Охрана труда. Казахстан", специалист по связям с общественностью, г. Москва
Дерматологические СИЗ – важный класс средств индивидуальной защиты, который является обязательным к применению, выступая гарантом здоровья кожи рабочих.

Что современный рынок средств защиты кожи может предложить работникам предприятий, и на что стоит обратить внимание казахстанским руководителям крупных компаний? Помимо ответов на эти вопросы автор материала предлагает познакомиться с опытом россиян в области социальных инноваций, которые получили в прошлом году награду Национальной программы «Лучшие социальные проекты России - 2013».  Проект вошел в  топ-20 лучших.

Культура производства

Дерматологические СИЗ в странах Европы давно уже стали частью  производственной культуры. Сейчас отрасль эволюционирует в спокойном темпе, потому что период первых проб и ошибок далеко позади. Российские предприятия еще десятилетие назад значительно отставали от своих зарубежных коллег в самом отношении к СИЗ, в особенности  дерматологических.  Бурное развитие их производства началось с выходом  постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации  от 4 июля 2003 года № 45  «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи», которое  сделало обязательным применение ДСИЗ на российских предприятиях и обозначило типовые нормы.

Всего за 10 лет с момента появления этого документа рынок средств защиты кожи в России сделал революционный скачок в своем развитии. Вместо «жидких перчаток»,  агрессивных очищающих порошков, щелочей, песка предприятия стали использовать щадящие по отношению к коже и эффективные с точки зрения своего действия ДСИЗ. Современные кремы и пасты защищают кожу в самых разных производственных ситуациях.  Опыт применения ДСИЗ в России подтвердил, что с профессиональными заболеваниями кожи у рабочих можно справиться.  И самое главное  - применение дерматологических средств защиты сводит на нет болезни кожи на предприятиях, то есть проблема решается эффективно и быстро, если соблюдать элементарные  правила  техники безопасности.

Современный рынок ДСИЗ прогрессирует вместе с развитием производства, которое становится все сложнее и технологичнее. Производители средств для защиты кожи стремятся идти в ногу со временем и совершенствуют свои ДСИЗ, используя достижения современной науки и создавая новые качественные продукты. И здесь наблюдается феноменальное явление – российские производители, стартовавшие позже европейских, превзошли по отдельным параметрам ДСИЗ своих зарубежных партнеров. Новаторство россиян проявляется в свойствах самих кремов и паст, во внешнем виде упаковки и даже в социальных инициативах.

Поиск «золотой середины»  

Рецептуры средств защиты кожи ведущих производителей ДСИЗ в России и за рубежом с каждым годом все более усложняются. Это и требование времени, когда все больше внимания уделяется вопросам экологии и, соответственно, рецептуры обогащаются натуральными компонентами. Это и ставка на эффективность ДСИЗ в сочетании со все более бережным воздействием на кожу, ведь главное свойство ДСИЗ – сохранение здоровья кожи рабочего. Разработчики совершенствуют продукты в стремлении найти «золотую середину» между противоположными по своей сути качествами – мягкостью действия и эффективностью.

Для Европы ставка на бережное воздействие особенно актуальна. На первых порах развития отрасли за рубежом рынок проходил через стадию «максимально эффективно». Сейчас показатель эффективности не вызывает нареканий, и задача для Европы в первую очередь состоит в том, как сделать воздействие ДСИЗ максимально бережным, гуманным и экологичным со всех точек зрения. Ставка на щадящее воздействие объясняется и тем, что рабочие за рубежом имеют дело с гораздо меньшим количеством агрессивных загрязнений. К сожалению, в Российской Федерации и  странах СНГ еще много «грязных» производств. Но и в России наличие натуральных компонентов и витаминов становится все более частым явлением. Можно сказать, что рецептуры ДСИЗ ведущих европейских и российских производителей сейчас находятся на одном уровне. А ряд российских продуктов даже превосходит европейские аналоги в бережном отношении к коже.

Отдельные российские производители достигают особенных успехов в этом направлении. На внутреннем рынке можно найти линейку средств защиты кожи, где в состав абсолютно всей продукции входят натуральные масла растений с лечебными и ухаживающими свойствами. Производители добились того, что натуральные компоненты входят даже в очищающие пасты, комплекс натуральных растительных масел в этом случае оказывает питательное и смягчающее действие даже в процессе очистки кожи.

Например, наиболее интересные свойства можно обнаружить у ряда российских защитных кремов, в составе которых – антиоксидант нового поколения RonaCare® AP (на упаковке указывается как BIS-ETHYLHEXYL HYDROXYDIMETHOXY BENZYLMALONATE). Этот активный компонент специалисты называют инновацией XXI века. Он обладает уникальными свойствами: усиливает свойства защитного крема, когда влияние агрессивных факторов на кожу возрастает, и укрепляет саму кожу, то есть делает ее более стойкой к воздействию вредных веществ. Получается эффект двойной защиты. Например, эффективность солнцезащитного средства увеличивается на 47%, и на солнце можно работать в  два раза дольше, без риска обгореть. Наличие этого антиоксиданта в составе обеспечивает надежную профилактику профдерматозов, долгие годы  сохраняет здоровье и молодость кожи, даже в неблагоприятных производственных условиях.

Обогащение рецептур позволяет производителям получить новые полезные свойства кремов и паст. Отдельные ДСИЗ, богатые натуральными компонентами, оказывают двойное действие, когда защита и очистка ухаживают за кожей, а регенерация защищает. Все это вместе повышает эффективность каждого средства: кожа находится под более надежной защитой, чем при использовании традиционных средств с менее богатыми рецептурами.

Российские производители уделяют большое внимание не только богатству рецептур, но и стабильности продукта. Что особенно важно в условиях транспортировки в разные климатические зоны. На рынке можно найти линейку средств защиты кожи, которые прошли испытания по  шестикратному замораживанию и размораживанию при температурах - 20° С°. Такая стабильность дает гарантию клиентам в том, что за время транспортировки продукции даже в самые холодные регионы ее качество останется на неизменном уровне. Предприятия вправе уточнять эту информацию у своего поставщика ДСИЗ. Подобные испытания, согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» от 1 июня 2012 года, являются обязательными только в отношении кремов для зимней защиты. В Европе показатель такой стабильности не так важен, поскольку климат там мягкий, а расстояния небольшие. Поэтому испытаний, выходящих за рамки требований закона, там не производится. Но есть тенденции, к которым тяготеют европейские производители.  Например – поиск новых экономичных форм ДСИЗ. Ориентация на экономичный расход привела к созданию очищающего средства в виде пены: воздушная пена расходуется дольше, чем плотная паста.

Особенности современной упаковки ДСИЗ

Российские и европейские производители линеек среднего и высокого ценового диапазона стремятся использовать преимущественно экструзионные бесшовные тюбики с внутренним защитным слоем EVOH, попросту говоря – из качественного пластика. Он достаточно плотный, приятный на ощупь, герметичный и не трескается на сгибах. Другой тип тюбиков – из ламината. Такая упаковка более тонкая, со сварным швом по всей длине, который нередко расходится под давлением. Ее можно найти только у дешевых линеек ДСИЗ.

Экструзионные тюбики все реже имеют отвинчивающиеся колпачки, которые не всегда легко открывать грязными или скользкими руками. Гораздо удобнее крышки «флип-топ», которые можно открыть одной рукой, отщелкнув колпачок. На российских тюбиках можно найти инструкцию по применению в схематичных картинках. Картинки-схемы упрощают работу отделов по охране труда, связанную с обучением работников правильному применению ДСИЗ, облегчают использование средств на рабочих местах. На европейских аналогах есть только инфографика, которая касается свойств продукта (срок хранения и т. п.). Культура применения ДСИЗ находится на более высоком уровне, использование средств привычно для рабочих, поэтому нет необходимости в дополнительном обучении.

Давней традицией у всех производителей стало окрашивание тюбиков защитной, очищающей и регенерирующей серий в разные цвета, чтобы  средства одной марки было удобнее различать между собой. Единой цветовой кодировки нет, каждый производитель выбирает свои цвета. Наиболее удачным можно назвать вариант, интуитивно понятный рабочему: красный (предупреждение об опасности) – для защитных средств, синий (как вода) - для очищающей серии и зеленый (как трава, растения) – для восстановления кожи.

Европейский дизайн тюбиков более лаконичный, чем российский. Отсутствует цветовая кодировка упаковочных коробок, которая встречается у россиян. Это можно объяснить ориентацией на малое потребление ресурсов, экономией на дополнительных затратах, связанных с вложениями в дизайн, автоматизированной системой учета на складах, которая, в частности, объясняет отсутствие цветовой кодировки коробок.

Защита от подделок становится важной в тех случаях, когда производитель популярного средства стремится оградить себя от незаконного тиражирования. На тюбике можно найти такие детали, как светящаяся в темноте краска, которой выполнены логотип и часть названия; жестко закрепленная, не вращающаяся вокруг своей оси крышка; шрифт Брайля с названием продукта. Шрифт не только защищает от подделок, он позволяет слабовидящим людям прочитать название. Это отражает социально ориентированный подход производителя, стремление облегчить пользование продуктом как можно большему количеству людей.

Социальные инициативы

Программы благотворительности – не самое частое явление на российском рынке, и присущи они в первую очередь крупным компаниям. В Европе культура благотворительности развита больше, и социальные программы, привязанные к конкретному продукту, используют все чаще. Но даже там пока нет ни одной программы, которая относится к какой-либо марке средств защиты. Поэтому российский опыт можно считать уникальным в этом роде. Российская компания-производитель  запустила программу помощи нуждающимся, финансируя ее на средства, вырученные от продажи собственной марки. Пока это «первая ласточка», и единственная в своем роде.

Один процент от выручки за кремы и пасты российской марки направляется на оплату лекарств и лечения, в том числе сложных операций, для детей, ветеранов и инвалидов. Таким образом, использование этих средств защиты кожи можно назвать ценным не только с позиций охраны труда, но и с точки зрения вовлеченности  предприятий-покупателей в программу корпоративной социальной ответственности. Участниками автоматически становятся все компании, которые приобретают торговую марку ДСИЗ. На бюджет предприятий не ложится дополнительной нагрузки – производитель не изменил цену на серию, тем самым сохранив ее доступность для клиентов, которые давно сделали свой выбор в ее пользу.

Эта благотворительная инициатива признана успешной в масштабах России и получила награду Национальной программы «Лучшие социальные проекты России - 2013» и вошла в топ-20 лучших проектов.     Благодаря нововведениям в рецептурах, упаковке и социальных инициативах российские производители опережают зарубежных по отдельным показателям. Для казахстанского рынка наличие российских и европейских наработок – несомненный плюс. Опыт России может быть положительным примером для тех, кто стремится к успеху, так как он показывает, что отечественный рынок развивается намного быстрее, если он сотрудничает с более развитым соседом.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»   



Вопросы по теме

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2016  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.:  +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях