Отношения с коллегами: вооружённое перемирие?

611
На работе мы проводим большую часть своей жизни. В своей трудовой деятельности мы решаем деловые вопросы и выстраиваем взаимоотношения с коллегами

Хорошие ли у вас отношения с коллегами? Быть может, вы каждое утро заставляете себя идти на работу именно потому, что эти отношения не складываются? Не исключено, что в коллективе, где не всё гладко, один донимает вас своими придирками, другой язвит, третий норовит оскорбить... Наша статья – для тех, кто попадает в конфликтные ситуации на работе и хочет их разрешать.

На работе мы проводим большую часть своей жизни, именно поэтому нам хотелось бы чувствовать себя там комфортно. Но не всегда это зависит от нас, хотя мы стараемся уживаться в коллективе, идём на компромиссы и уступки… Если к тому же приходится трудиться бок о бок с конфликтным сотрудником, то это вызывает дополнительные сложности. В своей трудовой деятельности мы решаем деловые вопросы и выстраиваем взаимоотношения с коллегами.

Кто они, наши коллеги?

 Давайте разберёмся, к какому типу людей принадлежит ваш коллега. Существует три типа:

1) люди, главное для которых – работа. Сдержанность, практичность и рациональность – характерные черты этих людей. Они не делают упор на эмоции, предпочитая им чувства ответственности и долга. Бывает, что они пренебрегают даже карьерным ростом, но свою работу выполняют при любых условиях;

 2) люди, для которых трудовой процесс не так важен, как отношения на работе. Они испытывают дискомфорт, если им неприятно работать в коллективе. Недобрый взгляд или резкое слово лишает их душевного равновесия. Если в коллективе возникают разногласия, то это просто трагедия для них. При этом люди этого типа, работая с доброжелательными коллегами, могут заниматься деятельностью, которая даже не входит в их обязанности;

         3) представители «смешанного» типа, сочетающие в себе черты двух типов.

Контактировать на работе приходится со всеми. С людьми первого типа следует поддерживать деловые отношения. Не стоит пытаться вызвать их на откровение: они считают сотрудников на работе лишь коллегами. Тем не менее, эти люди всегда могут помочь в решении профессиональных задач, приобретении необходимых навыков и т. д. Никто не будет спорить, что на работе нужно заниматься делом, но ведь ничто не мешает при этом получать удовольствие от этого дела!

Конечно, на работе стоит сохранять формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но не стоит забывать, что и в этих условиях люди остаются людьми. Невозможно работать и при этом оставаться совершенно равнодушным к самому этому делу и коллегам, с которыми мы трудимся бок о бок.

В представителях второго типа прежде всего нужно видеть их человеческую сущность, демонстрировать свою расположенность к ним и понимание, тогда и дружелюбие с их стороны будет гарантировано. При этом следует помнить, что дружеские отношения на работе имеют и свои отрицательные стороны. Обсуждение «нерабочих» проблем требует достаточного количества времени, а руководство обратит внимание на то, что офис превратился в клуб по интересам.

Кроме того, могут возникнуть конфликты – и профессиональные, и межличностные. Если друзьям мы можем не звонить и не встречаться с ними какое-то время, то с друзьями-коллегами мы вынуждены находиться рядом и при этом решать какие-то общие проблемы по работе.

Бывает и так, что дружба на работе продолжается до того момента, пока не начинается «охота за креслом». В это время все ваши секреты, о которых знает лишь ваш коллега-друг, становятся известны всем. Когда возникает карьерная конкуренция, то дружба в одну минуту может расстроиться, не исключено при этом, что дело может дойти даже до увольнения.

Именно поэтому лучше всего иметь со всеми ровные, приятельские отношения, не обсуждая ни с кем личную жизнь, начальство, других сотрудников.

ВНИМАНИЕ Какие отношения поддерживать с коллегами – формальные или дружеские – зависит от обстоятельств и ситуации.

Первый день на новом рабочем месте

Трудно найти человека, который бы не испытывал волнения в первый рабочий день. Это можно объяснить тем, что в этот день закладываются будущие отношения – и профессиональные, и личностные.

Чтобы избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций на работе, воспользуйтесь нашими советами.

1. Новый сотрудник должен взять в отделе кадров утверждённые руководством правила внутреннего распорядка в организации. В этом документе содержатся график работы, время совещаний и другая информация. Знание этих правил поможет избежать их нарушения.

2. Кроме того, следует ознакомиться и с должностной инструкцией, где содержится информация об обязанностях и ответственности сотрудника, критериях оценки его работы.

3. В любом коллективе существует определённый свод правил, норм и ценностей, и новичку не стоит нарушать эти правила. Не торопитесь проявлять инициативу: во всеуслышание заявлять своим новым коллегам, что вас не устраивает, как построен производственный процесс, что ваш стол находится далеко от окна, а в кабинете слишком громко разговаривают, и т. д. Вы закладываете основу ваших будущих коллегиальных отношений, и лучше, чтобы она была позитивной.

4. Даже если вы профессионал с большим опытом и у вас был достаточно высокий статус на прошлом месте работы, в новой компании ваше мнение ещё не столь авторитетно. Не стоит говорить новым коллегам, как выполнять работу, делать им замечания, чтобы не приобрести недоброжелателей и врагов в первый же рабочий день. Постарайтесь выяснить сначала, как решается определённая проблема в этой организации.

Не старайтесь с первых же дней работы выдвигать свои идеи и деловые предложения (какими бы перспективными они ни были). Вас могут начать воспринимать выскочкой и карьеристом.

 5. Не исключено, что в новом для вас коллективе существуют различные группы по интересам, взглядам, убеждениям, противостояниям. Не стоит сразу же входить в какую-то из них, чтобы не вызвать сопротивления другой.

6. Ваши новые коллеги пока не знают, можно ли вам доверять, поэтому не предлагайте настойчиво свою помощь, но и не отказывайте в ней, если вас об этом попросят.

7. Старайтесь найти общий язык с другими сотрудниками. Человек, который не может сделать это, вызывает неприязнь коллег, создаёт напряжённость и долго не удерживается на новой работе даже при всей благосклонности руководства.

8. В новом коллективе необходимо проявлять характер. При ощущении, что вас подсиживают, не поддавайтесь, не заискивайте: этим уважение не завоевать. Твёрдо и спокойно скажите, что вы всегда готовы помочь коллегам, но уборка офиса, постоянные сверхурочные дежурства и т. д. не входят в ваши обязанности.

Диалог на равных

Нет ничего лучше, чем общение, основанное на взаимоуважении и признании собеседника равным себе. Такое поведение называется ассертивным. В различных жизненных ситуациях люди то просят, то приказывают. В обоих случаях следует пытаться убедить другого, что ваше поведение соответствует его ожиданиям. Это главная задача, решения которой нужно добиваться.

СЛОВАРИК Ассертивность – это такой тип поведения, когда ваше самоуважение не приносит вреда собеседнику. Ассертивное поведение даёт возможность людям чувствовать себя уверенно и максимально эффективно общаться с другими.

Нередко мы недостаточно высоко оцениваем коллегу, который стоит выше нас по должности. Именно поэтому может начаться недопонимание, особенно в том случае, если у нашего начальника действительно меньше профессионального опыта. Некоторые люди считают, что чем выше должность работника, тем лояльнее относится к нему руководство. В этом случае следует помнить: работодатель заинтересован в получении наилучших результатов работы и отсутствии «военных действий» между сотрудниками. Этим, а также желанием сохранить контроль и управление вертикалью власти, объясняется позиция руководства, когда оно принимает сторону вышестоящего по должности работника.

Следует воспринимать как стремление к диалогу на равных, когда руководитель хочет примирить конфликтующих сотрудников, объединив их в работе над общим проектом. Может показаться, что это сделано с целью естественного отбора. Но на самом деле конфликты между коллегами достаточно негативно влияют на эффективность труда, поэтому условия тесного контакта, «притирка», могут помочь увидеть положительные качества противоборствующих сторон. Вполне вероятно, что люди просто плохо знают друг друга, некорректно трактуют действия коллег.

Не попадите в сети интриг!

Риск быть втянутым в различные каверзы существует всегда. Следует занять верную позицию, иначе можно потерять расположение начальства, коллег, а то и работу.

  1. Если вас провоцируют (ругают кого-то из сотрудников, а тем более – начальство), не поддакивайте собеседнику и не соглашайтесь с ним.
  2. Не будьте передаточным звеном: не рассказывайте коллегам о том, что затеяли против них другие, не цитируйте людям те недобрые слова, которые были произнесены в их адрес. Доносчику – первый кнут!
  3. Даже если коллега вам не симпатичен, не демонстрируйте этого. Старайтесь не устанавливать откровенную дистанцию между собой и коллективом. Будьте приветливы: это вызывает ответную доброжелательность.
  4. Никогда не рассказывайте на работе о своих личных проблемах, чтобы о них не узнали все, а вы не стали героем недвусмысленной любовной истории, приукрашенной пикантными подробностями.

Боязнь перемен

Конечно, если отношения в коллективе не складываются, а работа вызывает стойкое раздражение, имеет смысл искать новое место. Но следует отдавать себе отчёт: идеальных коллективов, увы, не бывает, и не исключено, что вы поменяете одни проблемы на другие.

К тому же на новом месте необходимо будет заново выстраивать отношения, приспосабливаться к иным условиям. Но надо помнить: с годами мы всё менее склонны к переменам. Кто-то боится потерять те преимущества, которые есть на его нынешней работе, другой уверен, что на проверенном месте нужно сидеть до пенсии, а третий убежден, что везде одно и то же.

 И всё же работать в коллективе, где нет ни друзей, ни позитивно настроенных по отношению к вам коллег-единомышленников, вредно для здоровья. Учёные, в частности, исследователи из Национального университета (г. Канберра, Австралия), выяснили, что люди, которые ежедневно заставляют себя ходить на службу, зарабатывают стресс, который приводит к депрессии, постоянному психологическому дискомфорту, раздражительности.

В заключение отметим, что терпеть коллег-недругов, от которых можно ждать неприятных «сюрпризов», не стоит. Безусловно, вы не можете изменить этих людей, так измените свое отношение к ним, не зацикливаясь на негативных эмоциях.

Источник: журнал «Делопроизводство в Казахстане»



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль