Справочник кадровика

Организация расследования авиационных происшествий

  • 15 августа 2018
  • 781
Организация расследования авиационных происшествий

Целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин события и сопутствующих факторов, выработка рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в будущем и обеспечению безопасности.

Читайте также эту статью на казахском языке.

Расследование авиационных происшествий с воздушными судами гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан возлагается на Комиссию.
Для формирования состава Комиссии полномочный орган по расследованию направляет запросы в организации гражданской авиации и государственные органы, которые в течение трех суток с момента получения запроса представляют кандидатуры для включения в состав Комиссии.
На полевом этапе расследования с момента начала работ до момента прекращения и при сборе фактической информации Комиссия координирует свои действия с представителями Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД РК).
 

Какие права у членов комиссии



Члены комиссии вправе:

  • осуществлять беспрепятственный доступ на место авиационного происшествия воздушного судна и к находящимся на нем обломков (фрагментам) и контроль за ними;
  • обследовать воздушное судно после авиационного происшествия, его составные части, имущество, находящееся на борту воздушного судна, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
  • привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности;
  • опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;
  • изучать все вопросы, касающиеся разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие, а также вопросы подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов;
  • участвовать в считывании и расшифровке записей бортовых устройств регистрации полетных данных (далее – БУР);
  • запрашивать и получать от государственных органов, а также от физических и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с авиационным происшествием;
  • проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа после наступления авиационного происшествия с воздушным судном, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

Лица, не связанные с выполнением процесса расследования, к считыванию и расшифровке записей БУР не допускаются, а также не допускается использование информации записей БУР в целях, не относящихся к расследованию авиационного происшествия.
 

 

Расследование на территории иностранного государства


Расследование авиационного происшествия с гражданским воздушным судном Республики Казахстан, происшедшего на территории иностранного государства, проводится полномочным органом по расследованию государства места события, в соответствии с законодательством этого государства. В соответствии с Приложением 13 к Конвенции ИКАО, Республика Казахстан назначает своего уполномоченного представителя для участия в расследовании. В помощь уполномоченному представителю может быть назначен советник (советники).
По принятию решения о персональном составе группы специалистов, привлекаемых к расследованию, направляется соответствующее уведомление через МИД РК в государство, на территории которого произошло авиационное происшествие.
Эксплуатант (владелец) воздушного судна, находящийся в государстве места события, оказывает всемерное содействие группе специалистов по расследованию, в том числе в обеспечении транспортом, связью, питанием, помещениями для работы и отдыха.
Уполномоченные представители и советники по согласованию с председателем Комиссии государства места авиационного происшествия:
1) посещают место авиационного происшествия;
2) осматривают воздушное судно или его части;
3) получают информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагают тематику их опроса;
4) получают доступ к относящимся к делу вещественным доказательствам;
5) получают относящиеся к делу документы;
6) участвуют в считывании записей полетной информации;
7) участвуют в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования; 
8) принимают участие в совещаниях о ходе расследования, включая обсуждения, связанные с анализом информации, формулирования выводов, причин, способствующих факторов и рекомендаций по безопасности;
9) делают заявления в отношении различных аспектов расследования.
Уполномоченный представитель и советники предоставляют государству, проводящему расследование, всю имеющуюся у них соответствующую информацию и не могут распространять информацию о ходе и результатах расследования без согласия государства, проводящего расследование.
Если межправительственным соглашением о воздушном сообщении установлены иные правила расследования авиационного происшествия, то применяются правила, установленные соглашением.
 

Особенности расследования из-за места происшествия


В случае авиационного происшествия с воздушным судном Республики Казахстан, происшедшего на территории иностранного государства, которое не является договаривающимся государством, такое государство может передать целиком или частично проведение расследования Республике Казахстан по взаимной договоренности. Республика Казахстан направляет подтверждение данному государству о своем участии в расследовании. Расследование проводится в соответствии с настоящими Правилами. При этом государство места события может использовать все средства для оказания содействия проведению расследования.
Если невозможно определенно установить, что место авиационного происшествия с воздушным судном Республики Казахстан находится на территории какого - либо государства, в этом случае Республика Казахстан проводит расследование авиационного происшествия самостоятельно, или может передать целиком или частично проведение расследования другому государству по взаимной договоренности.
Авиационное происшествие или инцидент, произошедшие с иностранным воздушным судном на территории Республики Казахстан, подлежат расследованию комиссиями уполномоченных органов в сферах авиации или по взаимному согласию расследуются иностранным государством страны регистрации воздушного судна (эксплуатанта).
Государства регистрации, эксплуатанта, разработчика, изготовителя воздушного судна могут назначать своих уполномоченных представителей и советников для участия в расследовании.
Другие заинтересованные государства могут назначать экспертов для участия в расследовании. Уполномоченные представители иностранных государств, их советники и эксперты, как правило, в состав Комиссии не входят. 
В случае передачи расследования авиационного происшествия государству эксплуатанта или государству регистрации воздушного судна, Республика Казахстан назначает своего уполномоченного представителя для участия в расследовании.


Содействие в расследовании



Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации может обращаться в МАК или в любое государство с просьбой оказания помощи и содействия в расследовании, включая направление специалистов для проведения работ по расшифровке средств объективного контроля.
Если от государств регистрации, эксплуатанта, разработчика или изготовителя поступила просьба о том, чтобы воздушное судно осталось нетронутым до осмотра уполномоченным представителем обратившегося с этой просьбой государства, то принимаются все необходимые меры для выполнения такой просьбы, насколько это практически осуществимо.
При необходимости получения дополнительных сведений, оборудования или привлечения экспертов орган, назначивший расследование, направляет соответствующий запрос любому государству с просьбой направить такие сведения, оборудование или экспертов для обеспечения расследования.
Государство, предоставляющее по запросу сведения, оборудование или экспертов, может назначить своего уполномоченного представителя для участия в расследовании авиационного происшествия. Степень участия в расследовании уполномоченного представителя или экспертов такого государства, если оно не является государствами регистрации, эксплуатанта, разработчика, изготовителя, ограничивается теми вопросами, по которым они привлекаются к расследованию. Степень участия представителей определяется председателем Комиссии, в каждом отдельном случае.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

В организации произошёл несчастный случай – ДТП на транспортном средстве организации. Виновник ДТП – водитель другой автомашины, не являющийся работником организации. Как правильно определить вину работодателя и работника в процентном отношении? Каким нормативным документом регламентируется эта процедура? 
Lapuro

Лариса Степуро

Эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий юрист, г. Алматы
 

Если пострадали граждане Казахстана


Если в силу того, что среди погибших или получивших тяжкий вред здоровью при авиационном происшествии на территории иностранного государства имеются граждане Республики Казахстан, то уполномоченный орган в сфере гражданской авиации назначает эксперта для участия в расследовании авиационного происшествия, который уполномочен с разрешения председателя Комиссии:

  1. посещать место авиационного происшествия; 
  2. получать доступ к соответствующей информации, которая была утверждена для опубликования государством, проводящим расследование, и информации о ходе расследования;
  3. получать экземпляр окончательного отчета.

Эксплуатант (владелец) воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие и организация гражданской авиации места события осуществляют координацию действий с местными исполнительными органами (акимами) по обеспечению работы Комиссии. В случае необходимости местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы, районов, городов областного значения, физические и юридические лица оказывают содействие в работе Комиссии.
 

Какова продолжительность расследования


Продолжительность расследования авиационного происшествия, с момента создания Комиссии до даты утверждения окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия, как правило, не превышает 12 месяцев, если не потребуется дополнительных исследований.
Если проведение исследований и испытаний авиационной техники в установленные для расследования сроки невозможно, сроки расследования по ходатайству председателя Комиссии продлеваются до окончания проведения исследований уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
Все работы, связанные с расследованием авиационного происшествия, финансируются эксплуатантом (владельцем) воздушного судна.
Эксплуатант (владелец) воздушного судна, создают членам Комиссии, привлекаемым к расследованию все необходимые условия для проведения работ на месте авиационного происшествия.
Исследования и испытания, связанные с расследованием авиационного происшествия, проводимые научно - исследовательскими, конструкторскими, ремонтными и промышленными организациями, финансируются этими организациями с последующим возмещением их затрат эксплуатантом (владельцем) воздушного судна.
Члены Комиссии, при использовании воздушных судов казахстанских авиакомпаний, независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, по предъявлению копии приказа на проведение расследования авиационных происшествий или инцидентов и командировочных удостоверений, либо по предъявлению служебного удостоверения уполномоченного по расследованию, вписываются в задание на полет, с правом нахождения в кабине или салоне воздушного судна, либо путем предоставления сервисного билета.
 

Источник: журнал «Нормативные акты по безопасности и охране труда», № 8, 2018

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться