Особенности подготовки и оформления приказов

3752
Особенности подготовки и оформления приказов
Кокымбеков Еркин Даулетович
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», бизнес-тренер, г. Алматы
Руководитель с помощью приказов осуществляет руководство подчинёнными, организацией и её деятельностью. Цель приказа – решение конкретной задачи.

Среди множества документов, циркулирующих в каждой организации, особое место занимают приказы, которыми оформляются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности компании, структурных подразделений и должностных лиц.

Акт управления

Приказ – наиболее распространённый правовой акт, издаваемый руководителем учреждения (организации, предприятия), действую­щим на основе принципа единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данной организацией.

НА ЗАМЕТКУ Руководитель посредством актов управления, из которых наивысшую силу имеет приказ, осуществляет руководство подчинёнными, организацией в целом и её деятельностью.

В приказе отражаются наиболее важные вопросы, связанные с основной деятельностью организации. Цель издания приказа – решение конкретной задачи, стоящей перед организацией.

Обычно весь массив приказов организации по содержанию и способам оформления делится на приказы по основной деятельности и приказы по лич­ному составу. За первые отвечает служба документационного обеспечения управления (далее – служба ДОУ), приказы по кадровым вопросам готовятся кадровой службой предприятия на основании соответствующих документов (трудовые договоры, заявления, докладные (служебные) записки, представления и др.).

Приказы по основной деятельности издаются при реорганизации, ликвидации учреждения, утверждении и изменении структуры штатов, в целях утверждения и (или) введения в действие документов (положений, инструкций, правил, регламентов и др.), при необходимости регулирования вопросов финансирования, материально-технического обеспечения, научно-технической политики, информационного и документационного обеспечения, социальной политики и пр.

Перечисление всей тематики приказов по основной деятельности из-за её обширности и зависимости от  специфики организации не представляется возможным.

В приказах по личному составу отражаются решения руководителя, касающиеся кадровой политики организации, регулируются процессы движения кадров, такие как: приём, перемещение, увольнение работников, предоставление отпусков, присвоение разрядов, поощрения и вынесение взысканий работникам, изменение фамилий работников, их персональные данные и т. п.

Прика­зы издаются и по административным вопросам, требующим пра­вового решения.

СЛОВАРИК Приказ – это распорядительный документ, который распространяется на деятельность всей компании либо предполагает выполнение какого-то задания отдельным работником, либо структурным подразделением организации.

ВНИМАНИЕ Правила оформления приказов по личному составу существенно отличаются от оформления приказов по основной деятельности.

Например, помимо функционального назначения  между этими видами приказов есть ещё одно существенное различие – срок их хранения.

Приказы по основной деятельности хранятся постоянно, тогда как приказы по личному составу (за редким исключением) 75 лет (приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 26 января 2015 года № 22 «Об утверждении Перечня типовых документов, образующихся в деятельности государственных и негосударственных организаций, с указанием сроков хранения»).

Приказы разрабатываются по поручению руководителя учреждения, организации, предприятия  руководителями структурных подразделений или должностным лицом, к работе которого приказ будет иметь отношение или деятельность которого связана с его исполнением.

Изменения и дополнения в приказы, а также их отмена производятся только приказами.

Юридический аспект

Невыполнение приказа (в зависимости от обстановки, в которой осуществляется управление) может повлечь за собой уголовное, административное или дисциплинарное наказание.

ПРИМЕР В армии невыполнение приказа в мирное время влечёт наложение дисциплинарного взыскания, а в военное время или в боевой обстановке невыполнение того же приказа может повлечь уголовную ответственность либо даёт начальнику право силового принуждения, вплоть до применения оружия.

В иных государственных органах, организациях, хозяйственных или коммерческих структурах невыполнение приказа является нарушением служебной или трудовой дисциплины и является основанием для привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения с работы.

Юридическими основаниями для создания приказов и распорядительных документов в деятельности организации являются:

● нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства Республики Казахстан, решения органов власти;

● конкретные поручения вышестоящих органов;

● осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на неё задач в соответствии с её компетенцией;

● потребность правового регулирования работы аппарата управления организацией.

Реквизиты приказа

Приказ оформляется на специально разработанном бланке по форме согласно приложению 6 к Типовым правилам документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утверждённым приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144 (приложение 1) или на общем бланке организации с указанием вида документа и содержит реквизиты:

1) изображение Государственного герба Республики Казахстан или эмблемы, логотипа, товарного знака (знака обслуживания);

2) официальное наименование организации;

3) наименование вида документа;

4) дата приказа;

5) регистрационный номер приказа;

6) место издания приказа;

7) заголовок к тексту;

8) текст;

9) подпись;

10) отметка о согласовании приказа;

11) оттиск печати организации;

12) отметка об исполнителе документа.

Язык приказа

Приказы на государственном и русском языках аутентичны и имеют одинаковую силу. Субъекты малого и среднего предпринимательства могут при составлении приказов использовать казахский или русский языки, или иной язык делопроизводства.

Герб, эмблема, логотип или товарный знак

Изображение Государственного герба Республики Казахстан или эмблемы, логотипа, товарного знака (знака обслуживания) воспроизводится с соблюдением двух условий:

  • Государственный герб Республики Казахстан должен соответствовать требованиям, установленным законодательными актами Республики Казахстан о государственных символах Республики Казахстан;
  • эмблема, логотип или товарный знак (знак обслуживания) воспроизводится на бланке в соответствии с учредительными документами организации.

НА ЗАМЕТКУ Эмблема, логотип или товарный знак (знак обслуживания) не размещается на бланке с изображением Государственного герба Республики Казахстан.

Официальное наименование организации

Наименование организации должно совпадать с наименованием, зафиксированным в учредительных документах, с указанием организационно-правовой формы.

Если организация имеет сокращённое наименование, закреплённое в  учредительных документах, то оно размещается в скобках ниже полного наименования.

Если автором приказа является структурное подразделение организации, то его наименование указывается ниже наименования организации.

Наименование вида документа

В качестве наименования вида документа всегда печатается слово «ПРИКАЗ», полностью прописными буквами и полужирным шрифтом.

Дата документа

ВАЖНО Датой приказа является дата его подписания руководителем (не путать с датой регистрации).

В период подготовки проекта приказа печатается только обозначение месяца и года.

Если приказ совместный и его авторами являются несколько организаций, то датой приказа будет наиболее поздняя дата подписания.

Служебные отметки на документе, связанные с его прохождением и исполнением (ознакомлением) внутри организации, датируются и подписываются.

Дату приказа оформляют арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца – месяц – год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделёнными точкой, год – четырьмя арабскими цифрами. Например, 05.11.2015.

Словесно-цифровой способ написания даты оформляется следующим образом «05 ноября 2015 года».

Регистрация документа

Регистрационный номер приказа состоит из индекса дела по номенклатуре дел организации, порядкового номера документа в регистрационно-контрольной форме (далее ‒РКФ). На усмотрение организации регистрационный номер может включать дополнительные элементы: например, к порядковому номеру приказа по личному составу через дефис добавляются литеры «л/с» или «к», по основной деятельности«од», по административно-хозяйственным вопросам  – «а/х».

ЛУПА Регистрация приказа должна проводиться в день его подписания.

Если приказ составлен двумя и более организациями, то его регистрационный номер (индекс) будет состоять из регистрационного номера (индекса) каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

НА ЗАМЕТКУ Ссылаясь на приказ или любой другой документ, необходимо вначале указать дату регистрации и потом ‒ номер, а не наоборот!

ПРИМЕР

«Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 1401 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р «О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности».

Ссылка на совместный приказ будет следующей: «Приказ ТОО «ДомСтрой» и ТОО «ПерсоналСервис» от 20 августа 2014 года № 143/122», где у ТОО «ДомСтрой» данный документ зарегистрирован под № 143, а у ТОО «ПерсоналСервис» – под № 122.

Место издания документа

Место издания документа указывают с учётом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения.

НА ЗАМЕТКУ Место составления или издания документа указывается на всех видах документов, кроме письма. Место составления или издания документа не указывается на внутренних документах за исключением распорядительных.

Заголовок к тексту

НА ЗАМЕТКУ Заголовок к тексту приказа оформляется полужирным шрифтом от границы левого поля документа, без переноса слов и не должен содержать более 35 знаков в каждой строке. Точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок к тексту должен быть кратким, точно передавать содержание документа. Необходимо, чтобы он был согласован с наименованием вида документа и отвечал на вопросы «о чём?» («о ком?»), «чего?» («кого?»).

Заголовок приказа начинается с предлога «о» (или «об»). Например: «Об утверждении...», «О создании...», «Об объявлении...», «Об итогах...» и т. д.

Текст

Текст приказа, как правило, состоит из двух взаимосвязанных частей – констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

Констатирующая часть является введением в существо вопроса и обосновывает издание приказа. В ней могут быть перечислены факты, события, и дана им оценка.

Констатирующая часть проекта приказа завершается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое пишется прописными буквами и полужирным шрифтом. Не допускается его перенос на другую строку.

Распорядительная часть носит предписывающий характер, излагается в повелительной форме. В этой же части указываются исполнители каждого действия и сроки исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты, подпункты и абзацы.

ВАЖНО Используемые в распорядительной части приказа формулировки должны быть конкретными, чёткими, не допускающими двоякого толкования и лингвистически правильными. Они не должны противоречить ранее представленным нормативным и распорядительным документам, изданным в данной организации и в правовом поле страны в целом.

Приказы могут изда­ваться как инициативные, так и во исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций, органов власти и управле­ния.

В инициативных приказах в констатирующей части излагают­ся цели и задачи предписываемых приказом управленческих дей­ствий, даётся объяснение необходимости издания приказа.

Текст констатирующей части инициативных приказов можно формулировать со слов: «В целях...», «Для...»

В при­казах, издаваемых во исполнение распорядительных документов вышестоящих организаций, констатирующая часть содержит на­звание вида документа в родительном падеже, автора, дату, номер и заголовок этого до­кумента (при ссылке на нормативный правовой акт, зарегистрированный в органах юстиции, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов).

Обычно текст констатирующей части в таких приказах начинается с формулировки: «В соответствии с...», «Во исполнение...» и т. д.

НА ЗАМЕТКУ Констатирующая часть может отсутствовать, если предписываемые в распорядительной части действия не нуждаются в разъяснениях (например, в приказах о назначении комиссий, утверждении инструкций, положений и т. д.).

Если приказом утверждаются или вводятся в действие нормативные документы, то в распорядительной части можно не указывать исполнителей, сроки исполнения и контролёров.

ПРИМЕР

 ПРИКАЗЫВАЮ:

1.   Утвердить инструкцию по делопроизводству.

2.   Ввести в действие инструкцию с 15.08.2015.

Если исполнителю даётся регулярное поручение, то вместо срока указывают периодичность его выполнения.

ПРИМЕР 3.(…) обеспечить представление еженедельной сводки (…)

Если распорядительная часть содержит перечисление предписываемых действий и делится на пункты, подпункты и абзацы, то в каждом пункте указываются исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения.

ПРИМЕР

1. Начальнику Управления операционно-кассового обслуживания Агибаевой А. И. провести ревизию кассы офиса «Жайлау». Срок исполнения – 12 сентября 2015 года.

2. Руководителям филиалов подготовить ежегодный отчёт по итогам деятельности подразделений за 2015 год. Срок исполнения – 21 января 2016 года.

Отдельным пунктом приказа помещается перечень документов, утративших силу или подлежащих изменению и дополнению в связи с изданием данного приказа.

ПРИМЕР

1. (…)

2. (…)

3. Считать Порядок взаимодействия подразделений банка в процессе принятия управленческих решений, утверждённый приказом Председателя Правления банка от 02 июня 2010 года № 23/44, утратившим силу.

Последним пунктом распорядительной части принято указывать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

ПРИМЕР

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по производству Иванову Г. И.

или

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

В качестве контролёров должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей.

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределённой форме – «разработать», «утвердить», «подготовить», «ввести в действие» и т. д.

Срок исполнения должен устанавливаться отдельно для каждого задания. Не допускается формулировка заданий без установления соответствующего срока исполнения.

НА ЗАМЕТКУ Чтобы не было лишней путаницы, при установлении сроков исполнения желательно использовать формулировку «Срок исполнения – <конкретная дата, а не предлоги «к», «до». Ещё больше вопросов возникает в случае использования формулировки «в течение ХХ дней»:

  • с какой даты отсчитываем срок – с даты подписания приказа или со следующего дня?
  • считаем календарные или только рабочие дни? и т. п.

Текст приказа с помощью устройств компьютерной техники печатается 14 размером шрифта Times New Roman через один межстрочный интервал, на пишущей машинке – через полтора межстрочных интервала. В отдельных случаях (например, при оформлении таблиц, приложений, отметки об исполнителе, примечаний) допускается изменение размеров шрифта и межстрочного интервала.

На бланке печатается, как правило, только первая страница приказа; вторая и последующие печатаются уже на чистых листах бумаги формата А4.

Если объём приказа составляет два и более листа, то второй и последующие листы нумеруются. Номера проставляются арабскими цифрами в середине верхнего поля листа, без знаков препинания.

Приложения к приказу

Несколько слов о приложениях к приказу. Реквизит «Отметка о наличии приложения к документу» после текста приказа самостоятельно не оформляется.

Если к приказу прилагается какой-либо документ, то в тексте приказа его наименование указывается полностью, и сразу после этого в скобках делается отметка о том, что документ прилагается к приказу (например, «(прилагается)» или «(приложение 1)»). Если приложений несколько, то они нумеруются.

На первом листе документа, являющемся приложением к приказу, в правом верхнем углу пишут «Приложение №__» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера. Допустимо выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №__» печатать прописными буквами.

ПРИМЕР

Приложение № 1

к приказу ТОО «ТД «Ак Сункар»

от 16 апреля 2015 года № 115-ОД

Подпись

Приказы и приложения к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, издавшим приказ, руководителями подразделений, для которых в приказе предусматриваются задания и поручения, а также руководителями службы ДОУ и юридической службы, заместителями руководителя организации в соответствии с распределением обязанностей.

Подпись приказа включает:

1) наименование должности подписанта;

2) личную подпись и расшифровку подписи (инициал имени и фамилия).

ВАЖНО Не допускается подписание подлинника приказа проставлением факсимиле, несветостойкими чернилами.

При подписании приказа двумя и более лицами равных должностей их подписи располагаются в алфавитном порядке официальных наименований организаций или структурных подразделений.

При подписании приказа несколькими должностными лицами их подписи располагаются одна под другой в соответствии с убыванием служебной иерархии должностей.

Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте приказа, отсутствует, то приказ подлежит переоформлению на лицо, исполняющее его обязанности.

ВАЖНО Не допускается подписания приказа с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности.

Наименования должностей лиц, подписывающих приказ, и расшифровка подписей оформляются строчными буквами, полужирным шрифтом.

Полное наименование должности подписанта указывается лишь в случае, если приказ не оформлен на бланке организации и в совместных приказах.

Приказ вступает в силу с момента подписания.

Отметка о согласовании документа

Зачастую перед тем, как его подпишет первый руководитель организации, распорядительный документ проходит процедуру согласования с заинтересованными структурными подразделениями и юрисконсультом, который, визируя проект документа, проверяет его на соответствие действующим нормативным, законодательным и распорядительным актам.

Согласование проекта приказа оформляется визой на нём – в случае прохождения внутреннего согласования или грифом согласования – в случае внешнего согласования.

Приказ визируется: исполнителем; руководителем подразделения, где готовился проект приказа; другими заинтересованными должностными лицами; при необходимости – руководителями финансовой и юридической службы организации; заместителем руководителя организации, согласно распределению обязанностей.

Визы проставляются на экземплярах документов, остающихся в организации, на лицевой стороне ниже подписи.

НА ЗАМЕТКУ Проекты распорядительных документов визируются на первом экземпляре. Допускается визирование проектов распорядительных документов на оборотной стороне последнего листа.

Виза содержит краткую должность (без указания организации), подпись с расшифровкой визирующего лица (инициал имени и фамилия) и дату. Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа оформляются на отдельном листе, о чём в проекте документа делается соответствующая отметка.

Замечания докладываются руководителю, подписывающему документ.

ПРИМЕР

Замечания прилагаются на 2 л.

Начальник Управления по персоналу

______________  А. Бастрыкина

14.02.2015

Внешнее согласование документа отличается от визирования грифом согласования «Согласован(-а, -о, -ы)», оформляемого строчными буквами, без применения кавычек и расположенного в левом нижнем углу последнего листа документа, где также полностью указывается наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личная подпись и её расшифровка, даты согласования.

ПРИМЕР

Согласовано

Начальник Управления по персоналу

АО «АлматыЭнерго»

______________  А. Бастрыкина

24.05.2015

При согласовании документа двумя и более лицами равных должностей грифы согласования располагаются на одном уровне в алфавитном порядке официальных наименований организаций. При согласовании документа несколькими должностными лицами грифы согласования располагаются в соответствии с убыванием служебной иерархии должностей.

Если согласование осуществляется письмом, протоколом или другим документом, то в грифе согласования указывается вид документа в творительном падеже, наименование организации в родительном падеже, дата и номер документа.

В случае согласования документа с несколькими организациями допускается оформление визы на отдельном листе – так называемом листе согласования (приложение 2).

Если список визирующих известен заранее, то при подготовке проекта документа можно указать их должности и фамилии, чтобы им осталось только расписаться и поставить дату.

ВНИМАНИЕ Проект проходит согласование сначала у нижестоящих должностных лиц и постепенно «поднимается» выше, чтобы вышестоящие лица видели мнения своих подчинённых.

Если же проект приказа не согласован должностным лицом, то он не оформляет визу до внесения в проект нужных ему исправлений либо оформляет её ниже текста замечаний или фразы «Замечания прилагаются» (в последнем случае они оформляются на отдельном листе).

ВНИМАНИЕ Проект считается согласованным, когда замечаний к нему у согласующих лиц не осталось.

Хотя наличие виз – это только информация для того, кто подписывает документ. Его судьбу решает подписант (лист согласования прилагается к проекту приказа, передаваемого на подпись уполномоченному лицу).

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он дорабатывается и проходит повторное согласование.

Оттиск печати организации

Оттиск печати организации заверяет подлинность подписи должностного лица на документе. Оттиск печати организации следует проставлять таким образом, чтобы он захватывал часть наименования должности и подписи.

Регистрация приказа

После подписания приказ подлежит регистрации: документу присваивается регистрационный номер и фиксируется дата его подписания.

Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года. Приказы по основной деятельности, по личному составу регистрируются отдельно в соответствующих журналах (базах данных).

Регистрационный номер документа состоит из индекса дела по номенклатуре дел организации, порядкового номера документа в регистрационно-контрольной форме (РКФ). По усмотрению организации регистрационный номер может включать дополнительные элементы.

Регистрационный номер (индекс) документа, составленного двумя и более организациями, состоит из регистрационного номера (индекса) каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

НА ЗАМЕТКУ Копии приказов или их размноженные экземпляры заверяются печатью с указанием даты заверения и направляются адресатам в соответствии с указателем рассылки, который составляется и подписывается исполнителем.

Ознакомление работников с приказами по кадровым вопросам удостоверяется подписями работников, проставляемыми ниже реквизита «Отметка о согласовании документа» или на оборотной стороне приказа.

Отметка об исполнителе документа

Хотелось бы обратить особое внимание на реквизит «Отметка об исполнителе».  Нормативные документы не требуют размещения в приказах этого реквизита. Практика же показывает, что работникам организации зачастую нужно связаться именно с исполнителем, а не с подписантом распорядительного документа. Рядовым сотрудникам может потребоваться консультация именно того коллеги, который работал над текстом. Значение отметки об исполнителе ещё более возрастает, если это совместный приказ нескольких организаций.

Напомним, что отметка об исполнителе документа включает сокращённое слово «Исп.», инициал имени и фамилию исполнителя документа, номер его телефона, в том числе внутреннего, при наличии – адрес электронной почты и располагается на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

ВНИМАНИЕ Следует отличать приказ от распоряжения. Последнее как акт управления имеет меньшую силу.

СЛОВАРИК Распоряжение – это правовой акт, который издаётся руководителем организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативно-правовых актов, с доведением решений руководства до работников структурных подразделений.

ВОПРОС Чем отличается приказ от распоряжения?

 Тем, что распоряжение не подразумевает беспрекословного подчинения и исполнения,       а является всего лишь указанием наиболее подходящей формы действия, решения. Говоря проще, приказ требует подчинения, а распоряжение ‒ всего лишь согласия.

Чтобы убрать разноплановое толкование, в организациях (учреждениях, компаниях, обществах) приказ и распоряжение имеют равную силу. Они направлены на подчинение и строгое выполнение описанного в организационно-распорядительной документации.

Формулировки приказа должны быть исчерпывающе точными, конкретными, не допускающими различных толкований. При составлении приказов необходимо исключить использование таких глаголов, как «повысить», «улучшить», «активизировать», «усилить», «обратить внимание», прилагательного «необходимое» и языковых конструкций типа «если… то», «тогда, когда».

При подготовке приказа тщательной проработке подвергается каждое слово. Недаром проект документа проходит процедуру согласования с несколькими должностными лицами. Ведь простая ошибка или опечатка может привести не только к мелким неприятностям внутри организации, но и к проблемам гораздо большего масштаба вне системы.

Приложение 1

Форма бланка приказа

Приложение 6

к Типовым правилам документирования

и управления документацией

в государственных и негосударственных

организациях

Форма

Официальное наименование

организации

(на казахском языке)

Официальное наименование организации

(на русском или ином языке)

БҰЙРЫҚ

________________________

              (дата)

ПРИКАЗ

№ ____________

Место издания

(на казахском языке)

Место издания

(на русском или ином языке)

Заголовок к тексту документа

 В связи с _________________________________________________________________________

(основание)

__________________________________________________________________________________

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в должностные инструкции сотрудников следующие изменения:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ____________________________

__________________________________________________________________________________.

Наименование

должности руководителя  _____________    Расшифровка подписи

                                                     (подпись)

Отметка о согласовании:

Формат А4 (210Х297)

Приложение 2

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Наименование вида проекта документа, заголовок к тексту

Согласован

Согласован

Наименование должности

Наименование должности

с указанием наименования

с указанием наименования

организации

организации

________________ Расшифровка

________________ Расшифровка

   (личная подпись)       подписи

   (личная подпись)       подписи

Дата

Дата

Формат А4 (210Х297)

Источник: журнал «Делопроизводство в Казахстане»



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль