Звёздные войны

53
Qualified personnel
Qualified personnel
Комаров Сергей Валерьевич
Автор журнала «Справочник кадровика. Казахстан», HR-директор, специалист по управлению персоналом, г. Кокшетау
Бывает так, что вы принимаете человека на работу, и с первого впечатления он соответствует всем необходимым требованиям. Но проходит немного времени, и вот наш ещё совсем недавно новоиспечённый, а сейчас уже считающий себя незаменимым сотрудник «показывает зубы», чаще противопоставляет своё мнение работодателю или откровенно игнорирует отдельные распоряжения.

Нет-нет, речь в нашей статье пойдёт отнюдь не об известном одноимённом сериале Джорджа Лукаса и не о космических путешествиях в далёкие галактики. Хотя баталии, происходящие на рабочих местах, подчас совершенно не уступают по накалу эмоций и трагизму сюжетам культовой эпопеи. На работе иногда можно встретить и воинственных рыцарей-джедаев, и служащих тёмным силам Дартов Вейдеров, и гениев манипуляции канцлеров Палпатинов, и ещё многих и многих знакомых по книгам и сериалам героев.

И кем же из персонажей «Звёздных войн»  нужно быть руководителю компании, чтобы развести всех этих «звезданутых персон» по разным углам и при этом заставить их не просто мирно сосуществовать друг с другом, но и совместно трудиться на благо общего дела? Какими принципами и задачами необходимо руководствоваться и какие методы «кнута и пряника» применять?

Готовых однозначных ответов никто вам, безусловно, не даст, но некоторые тонкости, успешно применяемые в борьбе со «звёздностью» отдельных сотрудников, мы раскроем в этой статье.

Бывает так, что вы принимаете человека на работу, и с первого впечатления он соответствует всем необходимым требованиям. Новый сотрудник готов воспринимать свежую информацию, работать сверхурочно и внимательно исполнять поручения руководителя, вникая во все аспекты работы.

Но проходит немного времени, и вот наш ещё совсем недавно новоиспечённый, а сейчас уже считающий себя незаменимым сотрудник «показывает зубы», чаще противопоставляет своё мнение работодателю или откровенно игнорирует отдельные распоряжения.

Начальника начинает раздражать такое поведение сотрудника, потом ему всё это быстро надоедает, и в финале компания прощается с «больной овцой», которая, в свою очередь, уходит с обидой, не делая необходимых выводов из ситуации.

Откуда появляется «звёздность» (астральность)

Фактически «звёздность» ‒ это не что иное, как игнорирование собственных ошибок и превознесение успехов при наиболее выраженном обратном игнорировании достижений других людей и того, что дала организация человеку, и прямом или косвенном приукрашивании негативных аспектов.

То есть у человека сбивается фокус внимания, и он начинает всё видеть в неправильном ракурсе. Такой человек с лёгкостью допускает ошибки (вспомните обычного водителя за рулём), а значит, теряет способность вести и контролировать серьёзные дела.

Автору настоящей статьи понравилось, как один директор поздравил с днём рождения своего подчинённого: «Дорогой Андрей Петрович! Вот уже четыре года, как Вы работаете у нас в компании. Мы рады, что Вы с нами и нам удалось вырастить из Вас сильного профессионального бойца на нашем поприще. Эти четыре года пролетели незаметно. Кажется, что буквально недавно мы проводили с Вами собеседование, и Вы были ещё совсем юным сотрудником. А теперь Вы ‒ настоящая драгоценность и одна из ключевых фигур в нашей компании».

Кто обычно подвержен «звёздной болезни»?

Работники среднего и нижнего звена, в большинстве это девушки в возрасте приблизительно 25‒30 лет, незамужние либо имеющие проблемы в семейной жизни.

Также «звёздность» может проявляться у сотрудников, для которых это первое рабочее место в жизни, и у них нет ещё достаточного опыта деловых отношений в организациях с разными стилями управления. То есть, как правило, чем меньше человек подготовлен как специалист, тем больше он начинает из себя «строить».

Обычно люди, склонные к контролю через манипулирование, и сами являются большими манипуляторами.

Как избежать издержек «звёздности» и, соответственно, скорейшего падения по карьерной лестнице вниз и увольнения?

Для этого существует несколько принципов, о которых и пойдёт далее речь.

Как искоренить «звёздность» в своём коллективе

Во-первых, «звёздность» ‒ это проблема не только и не столько самого человека, сколько начальника отдела. Подчеркнём данный момент: именно начальника отдела. Всё, что происходит у вас в отделе, ‒ ваша заслуга или упущение. Это именно то, что вы с таким трепетом выпестовали.

В случаях, когда начальник отдела достаточно квалифицирован, чтобы последовательно проводить и внедрять политику компании, отдел имеет прививку от «звёздности» уже на начальной стадии.

Во-вторых ‒ это дисциплина и слово «нет». Чем больше работодатель начинает разрешать своим подчинённым, тем вольнее они себя ведут. Древние говорили: «Если будешь воспитывать раба в нежности, он захочет быть сыном». Как показывает практика, чем чаще подчинённые слышат слово «нет», тем больше уважения проявляется к руководству. Мы говорим именно о сотрудниках низшего звена, которые не способны оценить по достоинству слово «да».

Действительность такова, что поблажки и поощрения воспринимаются в правильном ключе только после четырёх лет службы на одном месте, и то не всегда. Некоторым они вообще противопоказаны.

Итак, руководителю в некоторых случаях необходимо научиться отвечать отказом: «Можно мне уйти пораньше?» ‒ «Нет!»; «Разрешите завтра задержаться с утра?» ‒ «Не следует» и т. д.

В-третьих соблюдение баланса между поощрениями и взысканиями.

Такие ситуации напоминают деревенскую историю. Когда в частном доме, где разводят кур, появляется новый петушок, сразу же взрослый петух-задира треплет бедного петушка, и того становится жалко. Но как только старый петух отправляется в суп, молодой петушок тут же превращается в своенравного и задиристого драчуна. А всё почему? Да потому что он больше не подчиняется иерархии и чувствует только собственную власть.

Разъярённый главный бухгалтер компании приходит к коммерческому директору с жалобами: он «докапывается» до её бухгалтеров с необоснованными претензиями. На что коммерческий директор спокойно отвечает: «Вообще-то я выполняю Вашу работу. Именно Вы должны были донести до новых сотрудников принципы нашей корпоративной культуры, и именно к Вам относятся все мои замечания, поскольку за шесть месяцев Вы их этому не обучили. Вам доверили руководство над нашими сотрудниками, чтобы вы вырастили из них полноценных и квалифицированных специалистов, которые уважают компанию и ценят то обстоятельство, что работают в ней».

Главное, что в дальнейшем главбух уже не решалась подходить с жалобами к коммерческому директору. Она получила урок, а вместе с ней получили урок и те, кто были невольными свидетелями данной истории.

Приведённый выше пример показывает, что главбух как минимум поступает недальновидно, а, может быть, даже строит «своё царство» и плетёт интриги внутри компании.

Рекомендации начальникам отделов

Не вы оплачиваете работу сотрудников, не вы даёте премии, возможность роста и продвижения по службе. И не вы проводите обучение. Всё это предоставляет компания. А вы получаете за это заработную плату. Вот почему в серьёзных организациях, таких как банки второго уровня, при ротации кадров, в том числе руководящих, никто не увольняется и никуда не переходит, а также практически отсутствует «брожение» внутри коллектива.

Далеко не у всех сотрудников есть внутреннее осознание того, насколько опасна «звёздность» на рабочем месте. Есть и такие, кто уже пережил этот период и получил своеобразный иммунитет от «звёздности», либо те, кого от «звёздных войн» удерживает мудрое отношение к происходящему.

Компания направила своего сотрудника в командировку в ближнее зарубежье, так как другой сотрудник, который должен был туда отправиться, из-за болезни не смог выехать. Новый командированный после двух подобных поездок стал слишком «высоко себя ценить» и проявлять неуважение в общении с руководством.

А всё объясняется достаточно банальным образом: данному сотруднику уже никто давно не показывал его слабые стороны (хотя, как мы знаем, они есть у всех).

Ещё один важный принцип ‒ держитесь за своих сотрудников, но не очень крепко. Чем больше мы что-то стараемся удержать и не отпустить, тем больше оно от нас ускользает. И люди это чувствуют. Да, мы должны ценить своих сотрудников, высказывать им благодарность за выполненную работу и делать поощрения. Но (!) чрезмерное восхваление и попытка удержать не всегда дают ожидаемый положительный результат. Это как быть замужем. Все девушки подсознательно хотят видеть в муже (или в будущем муже) надёжность и опору. И как для супруга считается недостойным «распускать нюни», так и руководству не следует вести переговоры с «террористами». Иногда нужно проявить решительность и чётко выразить свою позицию.

Профессиональность HR-менеджера выражается в умении находить общий язык с любым действующим и потенциальным сотрудником, но… в сторону и на пользу компании. Следите за тем, чтобы плюсов для организации было как минимум не меньше, чем плюсов для сотрудника. Ведь сотрудник для того и нанят, чтобы отвечать интересам компании и увеличивать её прибыль.

 Старайтесь не делать ставку в своей работе только на одного человека, так сказать, «не кладите все яйца в одну корзину».

Для этого в некоторых организациях вводят практику под названием «взаимозаменяемость сотрудников». И тогда в случае болезни, внезапного увольнения, переезда, пресловутой «звёздности» и т. д. вы и ваша компания будете полностью защищены.

Источник: журнал «Справочник кадровика. Казахстан» № 3, 2016



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль