Обязательное страхование несчастных случаев: перспективы ЕАЭС

388
Обязательное страхование несчастных случаев: перспективы ЕАЭС
Маканова Асель Куандыковна
Автор журнала «Охрана труда. Казахстан», и. о. председателя правления АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания»
В Казахстане действует трехуровневая система социальной защиты. Что позволяет обеспечить пострадавшего долгосрочным возмещением утраченного заработка.

В рамках прошедшей в Москве Международной конференции «Социальное страхование в государствах Евразийского экономического союза. Практика, проблемы, перспективы», организованной Фондом социального страхования Российской Федерации при поддержке Евразийской экономической комиссии, были затронуты вопросы функционирования системы социального страхования в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Представители государственных органов, социальных фондов, страховых компаний, некоммерческих и международных организаций, бизнес-сообществ ЕАЭС получили возможность провести сравнительный анализ правовых статусов фондов социального страхования в государствах Союза, а также обсудить формирование бюджетов фондов в современных экономических условиях.

Социальное страхование

Тема социального страхования всегда была весьма актуальной независимо от того, в какой точке мира, секторе экономики или отрасли оно реализуется. Поскольку система социальной защиты граждан – самый приоритетный и важный элемент любого государства.

Система социальной защиты для стран – участниц ЕАЭС имеет общие корни, сформированные еще в СССР, поэтому эти страны имеют схожие проблемы, вызванные экономическими и социальными реалиями.

Для текущего этапа развития систем социальной защиты характерны:

повсеместное распространение институтов обязательного социального страхования;

  • широкий охват работающего населения;
  • предоставление разнообразных гарантий застрахованным гражданам в денежной и неденежной (медицинская и реабилитационная помощь) формах.

Сегодня страхование от несчастных случаев на производстве – один из самых традиционных и наиболее распространенных во многих странах – членах Международной ассоциации социального обеспечения (далее – МАСО) видов социального страхования.

Это обусловлено высоким уровнем производственного травматизма и профессиональных заболеваний в материальной сфере производства большинства стран мира, их тяжелыми последствиями, а также необходимостью социальной защиты работников, пострадавших на производстве, и членов их семей.

Возможны различные теоретические и практические варианты организации обязательного страхования работника от несчастных случаев на производстве.

Государство как гарант устойчивости

системы социального страхования

Существенными факторами, отличающими социальные модели государства друг от друга, являются:

  • структура и сочетание применяемых институтов доходов населения;
  • круг охвата населения системами обязательного страхования, уровень зависимости размеров пенсий и пособий от размеров заработной платы;
  • степень перераспределения ресурсов между застрахованными гражданами и получателями пенсий и пособий.

Как известно, Казахстан относится к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира – в его недрах выявлено 99 элементов таблицы Менделеева. В настоящее время Республика Казахстан занимает первое место в мире по разведке и добыче цветных металлов, урана, хромовых руд и т. д. Таким образом, нефтегазовая и горно-металлургическая отрасли, а также атомная и химическая промышленность – это наиболее динамично развивающиеся сектора индустрии и важнейшие составляющие экономики страны.

На данный момент в Республике Казахстан во вредных и (или) опасных условиях производства занято более 300 тысяч работников. Ежегодно на предприятиях регистрируется свыше 1 700 несчастных случаев на производстве, из них около 300 – со смертельным исходом. Эти цифры свидетельствуют о том, что в стране по-прежнему сохраняются высокие показатели производственного травматизма. Кроме того, казахстанские медики каждый год выявляют около 500 случаев профессиональных заболеваний, при этом более 80 % из них – на промышленных предприятиях.

Зачастую государства не в состоянии преодолеть эти угрозы самостоятельно, так они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственным процессом на предприятии и практически не зависят от воли отдельного человека. Но последствия рисков, которым подвержены работники на производстве, влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты.

В этой связи в 2001 году Правительством Республики Казахстан была одобрена Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – Концепция) [1], которая определила основные аспекты реформирования системы социальной защиты населения страны, в том числе организацию системы социального страхования от профессиональных рисков.

Сегодня в Казахстане действует трехуровневая система социальной защиты.

Механизм обязательного страхования работников предполагает, что в случае несчастного случая они получат:

  • базовое государственное пособие из республиканского бюджета;
  • социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования;
  • выплаты от страховых компаний.

Такой подход позволяет обеспечить пострадавшего работника или иждивенцев продолжительными долгосрочными выплатами по возмещению утраченного заработка.

Реализация системы социальной защиты работников

через страховые компании

В рамках реализации Концепции в 2005 году был разработан Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» [2], призванный обеспечивать так называемый третий уровень социальной защиты работника.

За прошедшие 11 лет Закон об обязательном страховании несколько раз подвергался изменениям, которые были вызваны проблемами, возникающими в ходе практической реализации механизма.

К настоящему времени в Казахстане построена уникальная система страхования, учитывающая не только опыт зарубежных стран, но и особенности произошедших в нашем обществе социальных и экономических изменений. Разработана законодательная база, регламентирующая деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере.

Целью обязательного страхования является обеспечение защиты имущественных интересов работников, жизни и здоровью которых причинен вред, посредством осуществления страховых выплат.

  • Основными принципами обязательного страхования являются: обеспечение выполнения сторонами своих обязательств по договору страхования работника от несчастных случаев;
  • экономическая заинтересованность работодателей в повышении безопасности труда.

Согласно Закону об обязательном страховании, каждый работодатель независимо от формы собственности и численности коллектива обязан страховать своих работников от несчастных случаев на производстве. Единственным исключением здесь являются государственные учреждения.

Уклонение работодателей от заключения договора обязательного страхования влечет административную ответственность.

Обязательное страхование работника от несчастных случаев осуществляется на основании договора, заключаемого между страхователем и страховщиком.

Как указано в ст. 17 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» (далее – Закон об обязательном страховании) [3], страховая премия по договору обязательного страхования работника от несчастных случаев определяется соглашением сторон на основе страхового тарифа, умноженного на страховую сумму.

Страховая сумма не должна быть менее годового фонда оплаты труда всех работников, при этом при определении годового фонда оплаты труда принимается ограниченный ежемесячный доход (ст. 16 Закона об обязательном страховании).

Если в период действия договора страхования с работником происходит несчастный случай (по причине производственной травмы, выявления профессионального заболевания, смерти), страховая компания обеспечивает осуществление страховых выплат в пользу пострадавших сотрудников или их выгодоприобретателей.

Страховые организации осуществляют три вида выплат:

  • возмещение дополнительных расходов, вызванных повреждением здоровья (на основании документов, подтверждающих эти расходы);
  • периодические выплаты в части возмещения утраченного заработка;
  • расходы на погребение пострадавшего работника в случае его смерти.

В случае смерти работника, страховая выплата осуществляется в виде аннуитетных выплат в пользу лиц, имеющих, согласно законам Республики Казахстан, право на возмещение вреда.

Возмещение вреда, связанного с утратой заработка (дохода) работником в связи с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от 5 до 29 % включительно, осуществляется работодателем.

Самостоятельное осуществление выплат лицам с начальными признаками профессиональных заболеваний должно послужить экономическим стимулом для улучшения условий труда, проведения системных профилактических мероприятий в целях снижения роста травматизма и профессиональной заболеваемости.

По данным Национального Банка Республики Казахстан, по итогам 2015 года объем страховых премий по договорам обязательного страхования в Казахстане превысил 21,5 млрд тенге, по договорам аннуитетного страхования – 6,6 млрд тенге. Емкость рынка ежегодно растет в среднем на 14 %.

Объем страховых выплат по итогам 2015 года в рамках реализации Закона об обязательном страховании составил свыше 19 млрд тенге.

Проблемы и риски реализации системы страхования работников

Несмотря на достаточный опыт и государственное регулирование, в настоящее время в системе имеется ряд проблем, создающих риски для реализации данного вида страхования, финансовой устойчивости страховой системы и адекватности осуществляемых выплат работникам. Наиболее значимыми из них являются:

1) неполный охват обязательным страхованием. По данным Национального Банка Республики Казахстан, ежегодно только порядка 61 % работодателей заключают договоры страхования от несчастных случаев на производстве. Причины:

  • в республике не существует системы мониторинга на предмет застрахованности предприятий;
  • за уклонение от заключения договора обязательного страхования на субъектов малого и среднего бизнеса налагается штраф в размере от 400 до 800 тыс. тенге соответственно. Эта сумма штрафа порой меньше размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования работника;
  • сами работодатели не осознают всех возможных рисков из-за пренебрежительного отношения к страховой защите своих работников;

2) несовершенная система регулирования деятельности страховых компаний:

  • существующее законодательство позволяет заключать договоры страхования с допущением ценового демпинга;
  • страховщики в борьбе за клиентов пренебрегают адекватной оценкой рисков;

3) отсутствие четкой политики в определении коэффициента замещения:

  • работник, у которого одновременно наступила утрата общей и профессиональной трудоспособности, получает социальную поддержку из трех источников, коэффициент замещения сильно различается в зависимости от года получения утраты трудоспособности, стажа, доходов и т. д., что в свою очередь приводит к социальному неравенству для лиц одинаковых половозрастных групп;

4) отсутствие комплексного подхода к осуществлению восстановительных мероприятий и реабилитации в отношении пострадавшего работника для продолжения им полноценной жизнедеятельности и возвращения в трудовую деятельность.

Хотелось бы также выделить проблемы, связанные со страхованием и осуществлением выплат в отношении работников и работодателей, не являющихся резидентами (нерезиденты) Республики Казахстан.

Так, в случае выезда пострадавшего работника (аннуитента) на постоянное место жительства за рубеж, зачастую возникают проблемы по определению его места проживания, установлению факта нахождения в живых. Это влечет за собой формирование задолженностей у страховой компании, а также установление фактов неисполнения своих обязательств по договорам обязательного страхования.

В случае же, когда филиалы или представительства иностранных компаний прекращают свою деятельность на территории нашей страны, не исполнив своих обязательств в отношении пострадавших работников, возникают сложности в организации процедуры осуществления страховых выплат. Это влечет за собой ущемление прав граждан республики и наносит урон репутации системы страхования в целом.

Способы усиления системы обязательного страхования

в странах ЕАЭС

В целях усиления устойчивости системы обязательного страхования от несчастных случаев в Республике Казахстан целесообразно:

  1. Введение четкой системы мониторинга со стороны государственных органов на предмет наличия договоров обязательного страхования.
  2. Увеличение объема административной ответственности для лиц, уклоняющихся от заключения договора обязательного страхования.
  3. Повышение уровня социальной ответственности работодателей.
  4. Сотрудничество и взаимопомощь стран – участниц ЕАЭС в рамках системы социальной защиты, которая будет способствовать решению проблем по организации страховых выплат, регулированию взаимоотношений между работодателями-нерезидентами и страховщиками, а также продуктивному обмену опытом между странами-участницами.

Говоря о системах страхования в странах ЕЭАС, следует отметить, что Республика Беларусь и Российская Федерация имеют схожие системы защиты пострадавших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Казахстанская система обеспечения пострадавших имеет свои отличительные особенности. К плюсам казахстанской системы обеспечения пострадавших следует отнести высокое качество обслуживания, возникшее в результате конкурентной борьбы между страховщиками: это особенно актуально, когда речь идет о предприятиях с большим количеством получателей выплат. Слабой стороной является высокая стоимость страхования для компаний с высоким уровнем травматизма и профессиональных заболеваний. В отсутствие общей для всей системы страхования «корзины» данные предприятия вынуждены фактически самостоятельно оплачивать расходы на возмещение вреда, что в конечном итоге приводит к ситуации, когда предприятия пытаются экономить на профилактических мероприятиях и охране труда.

Еще одним недостатком является выбытие денег из системы: по окончании срока страхования страховая премия списывается в доход страховой компании и выплачивается акционеру в виде дивидендов, тогда как страховые взносы, например в Беларуси и России, остаются в распоряжении единственного страховщика.

К общим проблемным вопросам защиты гармонизации систем в ЕАЭС стоит отнести следующие:

  •  необходимость ухода от оценки рисков, привязанной к экономической деятельности. Целесообразно было бы обращать внимание на картину травматизма и вредные производственные факторы. На практике компании могут заниматься совершенно разными видами деятельности одновременно, что зачастую приводит к неверной оценке стоимости страхования;
  • отсутствие комплексных подходов к осуществлению восстановительных мероприятий и реабилитации работников, а также возвращению их к трудовой деятельности;
  • отсутствие четкого ориентира для определения размера возмещаемого дохода с учетом выплат из остальных источников. В Казахстане несколько лет назад довольно остро стоял вопрос о коэффициенте замещения (в частности, для лиц, пострадавших на производстве, и профессионально больных), его уровень мог достигать 100‒130 % от утраченного заработка, что породило всплеск обнаружения профессиональных заболеваний.

В настоящее время при Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Казахстан создана межведомственная рабочая группа по изучению проблемных вопросов обязательного страхования, в задачи которой входит разработка предложений по дальнейшему реформированию системы социального страхования с учетом баланса интересов работников, работодателей и страхового рынка.

______________________

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года № 886 «Об одобрении Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан»
  2. Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 8 апреля 2005 года № 80-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»
  3. Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30-III «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» (с изменениями и дополнениями 24.11.2015) 

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»   



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль