Национальная система квалификаций – инструмент формирования трудовых ресурсов

264
Бектемиров Абдраш Карбозович
Автор журнала «Охрана труда. Казахстан», заместитель директора ТОО «Институт сейсмологии», к. э. н., ассоциированный профессор РАМ
В Республике Казахстан с учётом требований рынка труда продолжается разработка и внедрение Национальной системы квалификаций. Актуальность и социальная значимость разработки и совершенствования систем квалификаций обусловлены необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров с учётом требований рынка труда, интеграцией Казахстана в международное образовательное пространство.

Ускорение темпов научно-технического прогресса, постоянное обновление технологий приводит к стремительному устареванию специальных знаний и навыков, а глобализация мировой экономики выдвигает новые требования к мобильности рабочей силы и сравнимости квалификаций, полученных в различных странах. Поэтому развитые страны последовательно формируют новые подходы к профессиональному образованию и регулированию рынка труда, которые позволят обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие в долгосрочной перспективе. Важнейшим условием успешности новой системы трудовых отношений является создание конструктивных механизмов взаимодействия рынка труда (включая работников, работодателей и государственные институции) и сферы образования, что даёт возможность повысить эффективность использования рабочей силы и снизить издержки (временные, финансовые и др.) в процессе подготовки и переподготовки профессионалов. В данной статье мы рассмотрим разработку и роль Национальной системы квалификаций.

                                                                                          Рамки квалификаций

В Республике Казахстан с учётом требований рынка труда продолжается разработка и внедрение Национальной системы квалификаций (далее – НСК). Актуальность и социальная значимость разработки и совершенствования систем квалификаций обусловлены необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров с учётом требований рынка труда, интеграцией Казахстана в международное образовательное пространство.

Разработка национальных рамок и систем квалификаций в Европейских странах определённым образом связаны с интеграционными процессами в сфере образования. Как известно, в рамках Европейского союза реализуются два интеграционных процесса в области образования – Болонский процесс (по гармонизации квалификационных структур в сфере высшего образования) и Копенгагенский процесс (в области профессионального образования). При этом оба процесса оказывают серьёзное влияние на формирование европейского пространства социального и экономического развития. Страны заинтересованы в сопоставимости своих квалификационных рамок с европейской рамкой квалификаций.

Некоторые страны – члены Европейского Союза – уже разработали и утвердили национальные рамки и системы квалификаций. При этом все рамки квалификаций базируются на результатах обучения, поскольку только такой подход позволит структурировать и сравнивать уровень квалификации. Кроме того, на основе результатов обучения можно обоснованно формулировать образовательные стандарты и программы, отвечающие потребностям рынка труда и самих граждан.

Во всех странах, разрабатывающих национальные рамки квалификаций, рамка рассматривается как часть национальной системы квалификаций, и её цель – быть сопоставимой с Европейской рамкой квалификаций и уровнем образования.

Остановимся на примерах зарубежных стран по разработке Национальной рамки квалификаций (далее – НРК).

Австрия. Национальная стратегическая группа по разработке НРК учреждена в 2007 году. С этого момента были начаты консультации со всеми заинтересованными сторонами на всех государственных уровнях. Деятельность по разработке координировалась Генеральным директоратом Австрийского Министерства труда, искусств и культуры. Работа по разработке НРК была завершена в 2010 году.

Италия. Работа по формированию НРК началась в 2006 году.  Министерство труда разработало «Национальную таблицу», направленную на разработку и внедрение НРК. В разработке рамки участвовали министерство образования, университеты, регионы и социальные партнеры, и задачей было интегрировать все степени, квалификации и дипломы, присуждаемые всеми заинтересованными сторонами (и службами занятости) в единую рамку.

Великобритания. В 2000 году была принята первая редакция НРК, имеющая восемь основных уровней. Первоначально действовало несколько НРК:

  1. шотландская рамка зачётных единиц и квалификаций;
  2. рамка зачётных единиц и квалификаций Уэльса;
  3. рамка квалификаций высшего образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии.

Новая Национальная рамка квалификаций принята в 2008 году.

Республика Казахстан. В целях создания национальной системы квалификаций постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 616 утверждён «План поэтапной разработки национальной системы квалификаций».

Разработка Национальной рамки квалификаций

В Республике Казахстан НРК содержит восемь квалификационных уровней, является неотъемлемой частью Национальной системы квалификаций и соответствует Европейской рамке квалификаций. План поэтапной разработки НРК соответствует Закону Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании».

План включает в себя комплекс мероприятий:

1. Разработка и утверждение Национальной рамки квалификаций.

НРК Республики Казахстан утверждена совместным приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и исполняющего обязанности министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м. Казахстан является молодой страной-подписантом Болонской декларации и входит в число 27 стран, принявших Национальную рамку квалификаций.

Уровень квалификации является результатом освоения определённой образовательной программы и (или) практического опыта. Для приращения квалификации или изменения её профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.

Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учёта практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. д., что даёт возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Национальная рамка квалификаций подразделяется на уровни:

  • первый и второй уровни соответствуют общему среднему образованию;
  • третий и четвертый уровни – техническому и профессиональному образованию (повышенного уровня);
  • пятый уровень – техническому и профессиональному образованию (специалист среднего звена), затем – среднему или высшему образованию;
  • шестой уровень – высшему образованию;
  • седьмой и восьмой уровни – высшему и послевузовскому образованию (бакалавриат, магистратура и докторантура).

НРК является основой системы подтверждения соответствия и присвоения квалификации специалистов.

2. Разработка и внедрение отраслевых рамок квалификаций.

Национальная рамка квалификаций определяет единую шкалу квалификационных уровней для разработки отраслевых рамок квалификаций (далее – ОРК), профессиональных стандартов (далее – ПС), обеспечивая межотраслевую сопоставимость квалификаций.

ОРК классифицирует в отрасли требования к квалификации специалиста в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых компетенций, а также играет важную роль в тарификации работ, аттестации, построении траектории карьерного роста персонала.

3. Разработка и внедрение профессиональных стандартов.

Разработка ПС осуществляется уполномоченными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников на основе отраслевых рамок квалификаций.

В целях разработки ПС в соответствии с международными требованиями проведены следующие работы:

  • Законом Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года  № 566-IV «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан (далее – ТК РК)» внесены изменения и дополнения в ТК РК. Законодательно закреплены такие понятия, как национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, оценка профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалистов;
  • приказом и. о. министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 374-ө-м утверждены структура и правила разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов;
  • приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 27 июня 2013 года № 292-ө-м утверждены Методические рекомендации по разработке и оформлению профессиональных стандартов.

В Казахстане разработано 257 профессиональных стандартов в отраслях: нефтегазовой и химической, связи, геологии, горнодобывающей промышленности, энергетике, транспорте, строительстве и др. Запланирована разработка еще 147 ПС. В соответствии с Планом планируется разработать ПС на 800–900 профессий.

4. Внедрение системы оценки уровня профессиональной подготовленности и подтверждения квалификации специалистов.

В соответствии с мировой практикой, где выпускники вузов и колледжей допускаются к профессиональной деятельности только после подтверждения уровня профессиональной подготовленности, в сообществе работодателей планируется, что в Республике Казахстан в 2015 году 75 % выпускников колледжей и 35 % выпускников вузов пройдут независимую систему подтверждения квалификации в сообществе работодателей.

В настоящее время ведётся работа по внедрению разработанных стандартов в образовательную программу, выбраны десять высших учебных заведений и столько же средне-специальных, где будут готовиться кадры, в первую очередь, для реализации задачи индустриализации.

Определены и отраслевые ассоциации: горно-металлургическая, туристская и нефтегазовая, на базе которых выпускники будут подтверждать свои квалификации в пилотном режиме, к ним относятся:

  • Центр HR-проектов республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий;
  • ТОО «Сертификационный центр индустрии гостеприимства» Казахстанской туристской ассоциации;
  • Отдел по сертификации персонала при общественном фонде ассоциации «KazEnergy».

Изучая казахстанский и международный опыт в области разработки национальных рамок и систем квалификаций, можно прийти к выводу, что основными ответственными и действующими лицами являются государственные органы – отраслевые министерства, различные ассоциации, созданные работодателями и профсоюзами.

Из этого следует, что результаты напрямую связаны со спецификацией системы профессионального образования, то есть от степени участия работодателей в государственной политике и принятии решений в данной области.

Одним из разработчиков профессиональных стандартов является РГКП «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан». В 2013 году специалисты института разработали и утвердили в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 профессиональных стандартов: на должности служащих, общие для всех отраслей экономической деятельности, а также для социально-трудовой сферы. В 2014 году также были разработаны ПС в области промышленной собственности и государственного технического обследования недвижимого имущества.

В выступлении Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» особое внимание уделено расширению доступности достойной занятости и удовлетворению потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах.

Национальная система квалификаций – инструмент содействия развития человеческого капитала и формирования трудовых ресурсов. Поэтому для квалифицированной подготовки специалистов с учётом требований современного рынка труда важная роль в создании НСК страны должна быть отведена активному участию всех заинтересованных сторон.



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль