Справочник кадровика. Казахстан

Делопроизводитель на деловой встрече: правила этикета в Казахстане

  • 28 июня 2019
  • 7562
  • Средний балл: 0 из 5
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», преподаватель и переводчик казахского языка, г. Семей
Делопроизводитель на деловой встрече. Журнал
Делопроизводитель на деловой встрече. Журнал "Делопроизводство в Казахстане"

Этикет – модель культуры общения. В основе правил этикета в Казахстане сочетание элементов современной и традиционной культур. А некоторые национальные традиции прекрасно слились с деловым этикетом и стали «визитной карточкой» казахстанских бизнесменов. Подскажем некоторые секреты поведения делопроизводителю на деловой встрече.

Читайте также эту статью на казахском языке.

Правила этикета в Казахстане

Казахи придают большую ценность деловому общению, сотрудничеству, компромиссам, гармонии, сохранению и развитию отношений, личным качествам человека. Бизнес в Казахстане есть сотрудничество в рамках конкуренции. Общение с партнёрами по бизнесу отличаются компромиссами, гармонией, дипломатией, сохранением и развитием отношений. Правила этикета в Казахстане  определяют личные качества партнёра не менее высоко, чем потенциальную прибыль его бизнес-предложения.

В настоящее время общепринятый бизнес-этикет в Казахстане адаптируется и постепенно видоизменяется на традиционный казахский. Поэтому, при проведении важных переговоров или при простой встрече следует уделить внимание некоторым особенностям казахского этикета.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

Предусмотрено ли дисциплинарное взыскание за нарушение работником субординации в отношении руководителя?

Особенности казахского национального этикета: подготовка к деловой встрече
Лариса Степуро эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий юрист, г. Алматы

Деловая встреча: особенности приветствия

Любая первая встреча людей, в том числе и деловая встреча, естественно, начинается с приветствия. Особенности приветствия в Казахстане чрезвычайно важны. Если вы неправильно поприветствуете, то уже только по этой причине процесс дальнейшего сотрудничества может оказаться трудоёмким. Основная формула приветствия для мужчин – «Ассалаумагалейкум!» (от араб. «Мир Вам!»), с ответом «Уагалейкумассалам!» (от араб. «Тебе того же желаю!»).

Самая распространённая форма невербального приветствия – рукопожатие. Следует кое-что знать о казахстанском рукопожатии.

  • Пожимая руку обязательно смотрите в глаза и улыбайтесь.
  • Забудьте о крепких рукопожатиях. Руку в Казахстане обычно пожимают мягко. Рукопожатие может осуществляться двумя руками или подают правую руку, а левую прижимают к груди.
  • Крепкие объятия – только для друзей одного пола.
  • Женщинам руку пожимать не положено, но на бизнес-встрече – возможно. Женщине на бизнес-встрече в Казахстане не следует протягивать руку первой, необходимо дождаться, пока ей протянут руку для приветствия.
  • Главное поздороваться со всеми. Если вы поздороваетесь только со знакомым, а остальных присутствующих проигнорируете, то вас сочтут невоспитанным. Кстати, за такой проступок и признак дурного воспитания местного мелкого чиновника или клерка могут запросто выгнать из кабинета, а то и с работы.

При встрече младший приветствует старшего первым, также, как и рядовой работник – начальника. Принцип старшинства в Казахстане лежит в основе всего общения. Младший всегда должен быть готов помочь или угодить старшему.

Когда встречаются ровесники, коллеги, то все здороваются одновременно.

К прибывшим издалека в Казахстане оказывают особое почтение. Есть даже старинная пословица: «Шестилетнему ребёнку, прибывшему издалека, приветствие отдаёт шестидесятилетний старец – аксакал». Тем не менее, если вы младше по должности или возрасту, лучше поздороваться первым.

НА ЗАМЕТКУ Никогда не перебивайте тех, кто старше по возрасту или статусу.

Этика делового общения для делопроизводителя

Для делопроизводителя этика делового общения на бизнес-встречах в Казахстане требует соблюдения общепринятых норм, особенно, что касается стиля в одежде. Как правило, это деловые костюмы, либо общий классический стиль. Организация деловой встречи также оформляется в деловой обстановке, поэтому и общий внешний вид должен этому соответствовать. Поэтому не стоит надевать на встречу тюбетейку. Это будет неуместно. 

Если у вас есть учёная степень, например, магистр или кандидат наук, обязательно найдите способ сообщить об этом. От серьёзного бизнесмена-международника в Казахстане ждут визитку на двух языках – русском и английском. Должность, которая написана на вашей визитке может открыть перед вами нужные двери. 

Заранее рассчитывайте время для продолжительных переговоров. Никто в Казахстане не оценит быстрых переговоров и разговоров, поэтому, встречу минут на 40 назначать бессмысленно. Лучше выделите на это 2–3 часа. На деловых переговорах понадобятся уважение к оппоненту и терпение.

НА ЗАМЕТКУ Предприниматели из Казахстана выносливы, настойчивы, быстро адаптируются, готовы работать сплочённо, добросовестные, неприхотливые и не притязательны в ежедневном труде. Однако, они относятся к людям и общаются с ними тоже по-разному, в зависимости от их социального статуса.

Вам будут задавать один и тот же вопрос десятью разными способами. Но это не значит, что казахи долго думают, а потому, что они хотят перепроверить всю информацию множество раз. Если казах во время переговоров громко отстаивает свою точку зрения, то это не проявление агрессии. Просто это в генах – кочевники привыкли защищать себя. Но с европейцем и гостем будут стараться вести переговоры как можно более дипломатично.

Не ждите прямых вопросов. Вашему потенциальному партнёру, в первое время, намного важнее наладить хорошие отношения с вами, чем узнать обо всех деталях вашего будущего сотрудничества. Смиритесь с этим. Вопросы о ваших делах могут задавать в настолько дипломатичной и иносказательной форме, что может показаться, будто в сотрудничестве с вами не так уж и заинтересованы. Это вовсе не так. Вам не готовы сразу дать прямой ответ и поэтому вас мягко прощупывают.

Постарайтесь не говорить старшему по статусу или по возрасту, что он не прав, особенно в присутствии подчинённых. Следует быть тактичным, например: «это конечно так, но есть такой интересный момент о котором мы ещё не успели рассказать… Возможно, этот нюанс повлияет на Вашу точку зрения».

Прощаться после деловой встречи тоже нужно правильно. Главное здесь – подвести итоги разговора, создать атмосферу, в которой собеседнику стало бы понятно, как будут развиваться ваши отношения в дальнейшем.

ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС

Перевод на другую работу или изменение условий труда дистанционного сотрудника

Особенности казахского национального этикета: подготовка к деловой встрече
Надежда Маликова эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор статей ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», директор юридического департамента ТОО «FactorOfTime», г. Алматы

Правила этикета за столом: казахские национальные традиции

Казахи славятся своими казахскими национальными традициями гостеприимства, но есть свои правила этикета за столом. Поэтому когда гостю оказывается честь быть приглашённым в дом на чай, надо непременно соглашаться! Это вряд ли заменит проведение делового ужина, но абсолютно точно отказ от приглашения станет для тостующего оскорблением.

Согласившись прийти в гости на деловой ужин, соблюдайте правила гостеприимства.

Обязательно принесите хозяину подарок – «сыйлык». Пусть даже это будет что-то незначительно, можно принести печенье и конфеты, какой-то напиток, но не алкоголь. Если на ужин с вами привели уважаемого старца – это высшее проявление уважения.

Вам подадут чашку, наполненную лишь наполовину. Не удивляйтесь. Подать полную чашку чая у казахов считается немилостью к гостю, а наполовину наполненную чашку можно будет всё время пополнять и, таким образом, проявлять о госте заботу. Если вы больше не хотите чаю (или супа) смело переворачивайте чашку или пиалу вверх дном.

Если на стол подали большое общее блюдо, угощение следует брать только со своей стороны. Если вы тянетесь к чужой стороне общего блюда, значит не прочь будете отщипнуть кусок и от чужой доли бизнеса. Не стоит в данной ситуации соблюдать правило «когда я ем, я глух и нем» и пережёвывать пищу молча с тихим, мрачным и задумчивым лицом. Такое поведение будет расцениваться как неуважительное и вас будут всё время спрашивать, понравилась ли еда. С мрачным лицом казах будет сидеть только если еда отвратительна, да ещё вдобавок и пригласивший его чем-то обидел.

Не съедайте с тарелки всё. Как только еда на вашей тарелке закончится, вам будут предлагать новые яства, ну а если еда осталась на тарелке – значит вы сыты.

Если по какой-то причине вы всё-таки не можете согласиться на обед (или ужин), отказ нужно очень убедительно аргументировать, иначе это может быть воспринято как личная неприязнь.

Не забудьте: визитная карточка – обязательный атрибут

Правильно оформленная визитная карточка даст шанс организовать нужную встречу и даже поможет избежать бюрократии.  Основное её назначение в деловой среде – выполнение представительских и информационных функций. Это также своего рода эффективная и недорогая форма рекламы.

Личные визитные карточки используются для неформального общения. Для таких визиток не существует строго регламентированных правил оформления, на них могут быть отражены индивидуальные предпочтения владельца. Самое главное для такой визитки – наличие имени, фамилии и телефонного номера её владельца. При желании можете указать звание, учёную степень, адрес электронной почты, ICQ (и другие подобные сервисы), адрес компании, в которой вы работаете, и пр.

Читайте больше: "Делопроизводство в Казахстане"

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться