Высокая цена излишней откровенности

41
Высокая цена излишней откровенности
Немировская Елена Александровна
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», менеджер по работе с персоналом, г. Алматы
Руководитель может усомниться в надёжности сотрудника, если подробности личной жизни последнего станут известны всем. Повлиять на это мнение будет практически невозможно. В каком виде ваша история дойдёт до начальника и какую роль в его глазах вы будете играть в ней, предугадать невозможно.

Желание и необходимость обсудить свою личную жизнь есть у любого человека. В наши дни всё чаще из-за нехватки свободного времени для бесед в дружеском кругу свои пристрастия и обстоятельства личной жизни мы обсуждаем с коллегами. Конечно, нет ничего удивительного в том, что люди стремятся к неформальному общению на работе. Но излишняя откровенность может дорого обойтись: ценой, которую придётся заплатить, могут стать препятствия на пути развития вашей карьеры или даже потеря работы.

Как часто на службе можно услышать рассказы об отношениях с друзьями, мужьями (жёнами), детьми, тёщами (свекровями)! Чья-то личная история, ставшая общим достоянием, начинает жить своей жизнью и становится предметом обсуждения. Сам автор этой истории, который просил собеседника сохранить её в тайне, теряет контроль над ней.

Большинство людей расскажут о вашей ситуации другим, не забыв упомянуть о необходимости соблюдать секретность. Не сомневайтесь, скоро о вашей личной жизни будет знать весь офис. Что же в этом плохого? Тот, кто уполномочен принимать решение о развитии вашей карьеры, может иметь негативный взгляд на ваше решение рассказывать обо всём в офисе.

Осторожность и ещё раз осторожность…

Руководитель может усомниться в надёжности сотрудника, если подробности личной жизни последнего станут известны всем. Повлиять на это мнение будет практически невозможно. В каком виде ваша история дойдёт до начальника и какую роль в его глазах вы будете играть в ней, предугадать невозможно.

НА ЗАМЕТКУ Особенно важно быть осторожным и внимательным при обсуждении личных подробностей с коллегами в период адаптации на новом месте работы.

 В этой ситуации сказать лишнее особенно легко и опасно. Новичок может автоматически следовать тому типу отношений, который сложился у него на прежнем месте работы. Новые коллеги пока мало знают его как человека, поэтому велик риск неверного восприятия личной информации.

Очень серьёзно к рассказам о личной жизни нужно относиться людям, стремящимся сделать карьеру. Эти рассказы не стоит полностью исключать из общения с коллегами, но их нужно строго контролировать.

ЛУПА Информация должна максимально точно соответствовать тому имиджу, который человек стремится создать, и поддерживать его.

Иногда лишиться карьеры и работы можно, излишне откровенно и прямолинейно высказывая свои взгляды на политику или религию.

ПРИМЕР Наш соотечественник, работая в международной компании под непосредственным руководством гражданки США, крайне резко высказался о политике американской администрации. Сразу его не уволили, но отношение к нему и оценка его работы стали столь негативными, что он был вынужден уйти из компании.

Несомненно, свобода быть самим собой, открыто общаться и высказывать своё мнение, в том числе и на работе, не только приносит удовлетворение, но и является неоспоримым правом человека. Однако нельзя забывать: каким бы замечательным ни казался коллектив, вы пришли сюда не дружить или обсуждать политику, а работать. Любые слишком откровенные отношения или высказывания неизбежно приведут к осложнениям.

«Всё обо мне любимом…»

Некоторые сотрудники настолько привыкли рассказывать на работе о своих любовных подвигах, семейных неприятностях, финансовых проблемах, порой не замечая, что коллеги от этого не в восторге.

НА ЗАМЕТКУ Трое из пяти сотрудников вынуждены терпеть как минимум одного, который не реже раза в неделю делится с ними откровениями из собственной жизни (данные опроса, проведённого агентством Survey Monkey Audienc).

Стремление делиться личной информацией отвечает человеческой потребности через общение с окружающими сформировать свой образ в их глазах. Процесс активирует в мозгу те же центры удовольствия, что еда и секс. Люди получают биохимическое подкрепление, когда говорят о себе (информация опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences).

ПРИМЕР Коллега буквально терроризировал сотрудницу своими откровениями: делился и подробностями личной жизни, и собственными экспериментами в области лечения болезней. Сотрудница пересела за другой стол (подальше от него), стала работать в наушниках, а при особом напоре  напряжённо смотрела в монитор и говорила: «Мне надо срочно сделать это». Он снабжал её книгами, причём впоследствии требовал высказать мнение о них. Сотрудница пыталась положить конец общению, ссылаясь на отсутствие времени и желания, но это не помогало. В итоге выяснилось, что ему просто нужен был хороший друг. Вскоре этот коллега нашёл его вне офиса.

Чересчур общительные люди не только мешают работе, но и вредят карьере – как своей, так и чужой. Им нужно уметь правильно отказывать, так как они часто бывают ранимы, к тому же не обращают внимания на принятые в обществе сигналы. Многим из них нужна обратная связь, чтобы преодолеть потребность, заставляющую их откровенничать с коллегами.

ПРИМЕР Одна сотрудница никак не могла понять, насколько её рассказы о бесконечных семейных проблемах раздражают коллег. Она использовала работу как место, где можно излить душу, разобраться в проблемах личной жизни и попробовать найти для них решение. Начальнику пришлось вызвать эту женщину к себе и предупредить, что из-за собственного поведения она может потерять работу. Он попросил её больше не использовать офис для решения личных проблем, и только после этого коллеги вздохнули спокойно.          

    

Не спешите откровенничать!

Иногда сокрытие некоторой информации о себе не только не повредит, но и будет полезным. Необходимо поддерживать со всеми деловые отношения и не торопиться откровенничать. Конечно, можно присмотреться к своим коллегам и выбрать того, кто нам наиболее симпатичен, но и тут нужно быть осторожными.

Любой коллектив похож на коммунальную квартиру, поэтому любая откровенность может сослужить нам плохую службу: кому-то не нравятся наши взгляды на жизнь, а кто-то способен просто использовать такую информацию нам во вред.

Активные люди не представляют свою жизнь без общения, но и им стоит задуматься над вопросом: всегда ли наши успехи или проблемы следует открывать коллективу?

ВАЖНО В любом общении должен быть баланс между «брать» и «отдавать». Не имеет смысла говорить больше, чем собеседник желает от вас услышать. 

Великолепно, если коллеги к нам прислушиваются, уважают и хотят с нами общаться. Тем не менее даже в этом случае постарайтесь не переусердствовать: излишняя откровенность также способна отравить отношения и с коллегами-единомышленниками. Это не означает, что у вас не должно быть друзей на работе, но дружба дружбой, а служба службой. Кроме того, начальство, как правило, не одобряет посторонних разговоров в рабочее время. 

Мы проводим на работе так много времени, что порой начинаем путать её с домом, ведь своих коллег видим гораздо чаще, чем близких людей. В итоге начинаем рассказывать коллегам, которых искренне считаем друзьями, о самом сокровенном. Но стоит ли так доверять им? Правильнее всего ‒ оставить при себе подробности личной жизни, чтобы предотвратить возможные негативные последствия такой откровенности.

В чём заключается опасность

Мы можем очень доверять искреннему коллеге N, но не можем иметь стопроцентной гарантии, что он не метит на наше место. Рассказывая ему все свои секреты, мы добровольно ставим себя под удар. Поэтому не стоит удивляться, если однажды начальник скажет: «Я думаю, что вы пока не готовы занимать руководящую должность. Для начала решите все свои личные проблемы. А сейчас N – самый подходящий кандидат на роль моего заместителя».

Ни для кого не секрет, что некоторые коллеги «дружат» только с теми, с кем выгодно. Если вы компетентны в каком-либо вопросе, а другие понятия не имеют, как вам удаётся так ловко решать сложные задачи, то приготовьтесь, что вокруг вас появится стайка «друзей», готовых часами выслушивать ваши душевные излияния. Однако они будут это делать не из-за того, что питают к вам тёплые чувства, а потому, что нашли коллегу, способного выручить в трудной ситуации. В этом случае по меньшей мере наивно полагать, что вы нашли коллег, которым можно доверять.

НА ЗАМЕТКУ Любой руководитель хочет видеть собранного подчинённого, умеющего оставлять личные проблемы за пределами офиса. Вопреки распространённому мнению, что дружба с шефом – это очень удобно, советуем всё же не посвящать руководителя в свою личную жизнь. Так вы сумеете избежать негативного настроя коллег и сохранить деловые отношения на работе.

«Расскажите о себе…»

Исследовательский центр HeadHunter провёл опрос среди 623 компаний и 3 630 человек о том, стоит ли соискателям рассказывать о своих отрицательных качествах во время собеседования. Результаты опроса оказались довольно неожиданными.

Как выяснилось, более половины работодателей способны позитивно оценить честность кандидата, открыто рассказавшего о своих недостатках. Однако чрезмерная откровенность во время собеседования вряд ли будет способствовать трудоустройству. Так, 37 % работодателей считают, что такое поведение не характеризует кандидата как разумного человека, заинтересованного в получении вакантной должности.

Что касается самих соискателей, то большинство из них стараются не акцентировать внимание на своих слабых сторонах. Каждый четвёртый готов выложить всю информацию о себе, считая при этом, что главное в работе – компетентность, а не человеческие качества.

НА ЗАМЕТКУ Бесспорно, каждый соискатель стремится наиболее выгодно презентовать себя на собеседовании. Именно поэтому стоит говорить о своих недостатках с осторожностью: так, чтобы они выглядели естественным продолжением ваших достоинств.

Можно сказать, что вы считаете своим недостатком неполное знание компьютерной программы (которая не нужна в вашей работе), но планируете разобраться в ней в самое ближайшее время.

Как и о чем говорить с коллегами?

Общение на службе может быть достаточно приятным, а может создавать в коллективе множество проблем. Не стоит забывать о том, что «истоком» рабочего дня всегда является домашняя обстановка и ваши настроение и самочувствие во многом определяются тем, как вы отдохнули, каковы отношения в вашей семье и т. д.

НА ЗАМЕТКУ Чтобы стать интересным собеседником, нужно быть хорошо информированным человеком. Следует иметь представление о последних политических новостях, разбираться в музыке, фильмах, спорте… Хорошо, если вы сумеете интересно рассказать о чём-то необычном, что произошло лично с вами. Так что смотрите новые фильмы и телепередачи, слушайте музыку, читайте газеты, журналы и книги…

Очень важно корректно закончить беседу. Сделать это следует твердо, но вежливо, чтобы не обидеть собеседника. Не старайтесь лихорадочно искать новую тему, если предыдущая уже исчерпана. Не пытайтесь удержать собеседника, но постарайтесь закрепить произведённое хорошее впечатление и с достоинством попрощайтесь.

Если у вас нет времени продолжать разговор, то следует мягко, но решительно дать понять это собеседнику, посмотрев на часы или приподнявшись со стула. Чтобы не показаться неучтивым, можно завершить беседу словами: «К сожалению, мне пора. Мы обязательно поговорим об этом в следующий раз!»


Обходите это стороной

Тот, кто склонен откровенничает со всеми коллегами без разбора, рано или поздно, возможно, услышит о себе от посторонних людей самые неожиданные вещи.

НА ЗАМЕТКУ Подчеркнём: задушевные разговоры могут сыграть злую шутку, выставив вас в неприглядном свете перед начальством и другими коллегами, изрядно подпортив отношения в коллективе и поставив под сомнение возможность дальнейшего карьерного роста.

Итак, о чём не следует откровенничать с коллегами по работе.

1. Большой секрет. Никогда не делитесь на работе информацией, которая может вам навредить. О проблемах можно поговорить с близкими друзьями и родными людьми. Коллегам же не стоит знать, что в прошлом ваш брат лечился от алкоголизма, а вчера вы допустили ошибку в работе и вам звонили возмущённые клиенты. Если ваши недочёты остались незамеченными, то ни к чему привлекать внимание к ним. О своей личной жизни старайтесь рассказывать как можно меньше. Сегодня вы пожаловались коллегам на свои семейные проблемы, а завтра кто-нибудь из них обязательно заметит: «Ему работать некогда, разобраться бы в семейных делах».

2. Критика. Не считайте, что легче всего влиться в новый коллектив с помощью участия в сплетнях и поругивания начальства за глаза. Разумеется, так можно быстрее стать для всех своим, но подобная стратегия ошибочна. Где гарантия, что ваши язвительные замечания не дойдут до шефа? Старайтесь следовать простому правилу: никогда не говорите за глаза те вещи, которые вы не сможете повторить человеку в лицо. Если кто-то начинает при вас острить по поводу начальника или отсутствующих коллег, старайтесь не вступать в разговор, придумайте себе какое-нибудь срочное дело и уйдите. Можно также возразить: «А мне он кажется настоящим профессионалом! Помните…» И рассказать историю, которая представит начальника (коллегу) в выгодном свете.

3. Болезни. О трудностях с пищеварением и своей бессоннице лучше рассказывать терапевту, а не коллегам. Следует знать, что разговоры о проблемах со здоровьем считаются признаком дурного тона. К тому же молва о ваших недомоганиях быстро разнесётся среди коллег и обрастёт пикантными подробностями. Рано или поздно эти слухи дойдут до руководства, и когда возникнет возможность карьерного роста, вас она обойдёт стороной: нет никакого резона продвигать болеющих сотрудников по служебной лестнице.

4. Рабочие вопросы.

Не стоит обсуждать свои и чужие доходы, даже если вы не подписывали соглашение о неразглашении заработной платы.

            Никто не должен знать о том, что вы надумали менять работу, рассылаете резюме и ходите на собеседования до тех пор, пока не будет твёрдой уверенности в том, что вас берут на новое место. Если руководство узнает о ваших поисках раньше, то все самые неприятные поручения сразу же станут вашими; кроме того, вас могут уволить – не дожидаясь, пока вы уйдёте сами.

            Не нужно рассказывать подробности отдельных рабочих проектов, в которых вы участвуете. В любой компании сослуживцы в какой-то мере конкуренты, поэтому вашими разработками может воспользоваться не в меру ловкий коллега, позаимствовав вашу идею.

В заключение подчеркнём ещё раз: большую часть времени мы проводим на работе, общаясь с людьми со схожими интересами. Но дружеские отношения с коллегами по работе не обязывают нас сообщать им все подробности нашей личной жизни.

Безусловно, неформальное общение всегда приносит душевное удовлетворение, но стоит разграничивать ту информацию, которой вы намерены поделиться. Наша излишняя откровенность может быть легко истолкована как болтливость, а болтливый человек быстро теряет доверие. Кроме того, довольно часто она порождает неприятные сплетни, а иногда из-за излишней откровенности можно потерять  и работу, и друзей.

«Молчание – золото!» – повторяйте про себя эту фразу всякий раз, когда на работе вам захочется с кем-нибудь пооткровенничать. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль