Коммерческий подкуп и его провокация

459
Коммерческий подкуп и его провокация
Степуро Лариса Михайловна
Эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», практикующий юрист, г. Алматы
Предлагаемый материал позволит читателю понять, в чём отличие взяточничества от коммерческого подкупа, кто является субъектом коммерческого подкупа и что является предметом коммерческого подкупа, а также определить действия, после которых преступление считается совершённым, и условия, освобождающие от ответственности. В статье также даётся характеристика провокаций подкупа и рассказывается о правовых последствиях коммерческого подкупа.

Что такое коммерческий подкуп?

Коммерческим подкупом является общественно-опасное деяние, ответственность за которое установлена ст. 253 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями от 07.11.2014) (далее – УК РК). Общественная опасность такого преступления как коммерческий подкуп заключается в нарушении прав и законных интересов участников экономических отношений, причинения им ущерба, подрывом доверия в обществе корректному взаимодействию негосударственных хозяйствующих субъектов, в посягательстве на нормальное функционирование рыночной экономики.

Статья 253 УК РК на самом деле устанавливает ответственность за два различных деяния, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп:

 1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за использование этим лицом служебного положения, а также за общее покровительство или попустительство по службе в интересах лица, осуществляющего подкуп (п. 1 ст. 253 УК РК);

 2) незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, другого имущества, а равно пользование услугами имущественного характера за использование своего служебного положения, а также за общее покровительство или попустительство по службе в интересах лица, осуществляющего подкуп (п. 4 ст. 253 УК РК).

Таким образом, понятием «коммерческий подкуп» охватываются два самостоятельных состава преступления – незаконная передача вознаграждения и его незаконное получение. Это обусловлено тем, что законодатель дифференцирует ответственность участников коммерческого подкупа в зависимости от их роли в этом преступлении, признавая получение незаконного вознаграждения более опасным, чем его передача.

Состав коммерческого подкупа

В теории права под составом преступления понимается совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которая характеризует общественно опасное деяние как преступление. В эту совокупность входит: объект,объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления.

СЛОВАРИК Под объектом преступления понимаются общественные отношения или социальные ценности, которым в результате преступления причиняется ущерб.

Под объективной стороной преступления понимаются признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, в том числе действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект, общественно опасные последствия, причинная связь между действием (бездействием) и последствиями, способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления.

Под субъектом понимается лицо, осуществляющее противоправное воздействие на объект, охраняемый уголовным законом, способное нести за это ответственность.

Под субъективной стороной преступления понимается внутреннее психическое отношение лица (субъекта) к совершаемому им общественно опасному деянию.

Попробуем разобраться с составом коммерческого подкупа путём сравнения его с составом схожего преступления, такого как взяточничество.

Объектом такого преступления как получение взятки (ст. 366 УК РК) являются общественные отношения, которые составляют содержание нормальной деятельности государственного аппарата, аппарата местного самоуправления Республики Казахстан, иностранного государства или международной организации.

Объектом коммерческого подкупа является нормальная деятельность отдельной коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом или органом местного самоуправления Республики Казахстан, иностранного государства или международной организации. Под коммерческой организацией в соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) (далее - ГК РК) понимается организация (юридическое лицо), преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (например, государственное предприятие, хозяйственное товарищество, акционерное общество, производственный кооператив).

Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками (ст. 2 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014).

Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера. Предметом взяточничества являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, права на имущество или выгоды имущественного характера для себя или других лиц.

С объективной стороны коммерческий подкуп состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за использование таким лицом своего служебного положения, а также за общее покровительство или попустительство по службе в интересах лица, осуществляющего подкуп (п. 1 ст. 253 УК РК).

Под передачей денег, ценных бумаг, иного имущества или оказанием услуг имущественного характера понимаются любые действия виновного, направленные на вручение получателю ценностей имущественного характера, а также любое безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет свои обязанности.

Объективная сторона коммерческого подкупа выражается в незаконном получении денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. При этом получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия (п. 4 ст. 253 УК РК).

 Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение действия, либо несовершение действия (бездействия) с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

Отличие коммерческого подкупа от взяточничества

При очевидном сходстве объективной стороны коммерческого подкупа и получения взятки имеются и определённые различия. В ст. 253 УК РК речь идёт только о подкупе, то есть предмет подкупа передают (либо обещают это сделать) до совершения соответствующих служебных действий. Взятка же может быть передана не только до (взятка как подкуп), но и после совершения определённых действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка как вознаграждение).

 Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени получения лицом взятки– до или после совершения действия или бездействия, а также независимо от того, была ли взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.

Следующее отличие коммерческого подкупа от взяточничества – в субъекте получения предмета вознаграждения или подкупа. Субъект получения незаконной имущественной выгоды при коммерческом подкупе специальный, иными словами им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, обладающее признаками, предусмотренными ст. 3 УК РК.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, доля государства в которой составляет более пятидесяти процентов (пп. 19) ст. 3 УК РК).

Субъект получения взятки также специальный, им может быть лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо, а также должностное лицо или лицо, занимающее ответственную государственную должность Республики Казахстан, иностранного государства или международной организации.

Согласно пп. 27) ст. 3 УК РК, к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе, депутаты маслихата.

В частности, к государственным служащим относятся граждане Республики Казахстан, занимающие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющие должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства (пп.12) ст. 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.11.2014) (далее – Закон о государственной службе).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о государственной службе к государственным служащим не относятся:

1) лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственных органов. Перечень таких лиц установлен постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года № 2021 «Об утверждении Перечня лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственных органов и не являющихся государственными служащими» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 );

2) служащие и технические служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются (пп. 28) ст. 3 УК РК):

  1. лица, избранные в органы местного самоуправления;
  2. граждане, зарегистрированные в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, а также в члены выборного органа местного самоуправления;
  3. служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
  4. лица, исполняющие управленческие функции в государственной организации или организации, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанной дочерней организации;
  5. служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств.

Согласно пп. 26) ст. 3 УК РК, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные   или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутаты Парламента, судьи, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические государственные должности либо административные государственные должности корпуса «А» (пп. 16) ст. 3 УКРК).

Сравнение законодательных трактовок субъектов позволяет выделить в качестве отличительного признака взяточничества от коммерческого подкупа место выполнения субъектом организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. При взяточничестве – это государственные органы, органы местного самоуправления, государственные организации и организации, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, национальные институты развития, акционером которых является государство, их дочерние организации, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридические лица, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, международные организации, а для субъектов коммерческого подкупакоммерческие и иные организации.

НА ЗАМЕТКУ Субъект, передающий незаконную выгоду при коммерческом подкупе, также как и субъект дачи взятки – общий, то есть им может быть вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

Субъективная сторона незаконной передачи предмета подкупа характеризуется винойв виде прямого умысла, то есть лицо осознаёт, что передаёт незаконное вознаграждение за совершение лицом, получающим вознаграждение действий в интересах дающего в связи с занимаемым получающим лицом служебным положением, и желает совершить такую передачу. Субъективная сторона получения коммерческого подкупа также характеризуется прямым умыслом, то есть виновный осознаёт, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество, либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение того или иного действия, либо незаконно воздерживается от каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает взамен получить имущество либо услугу имущественного характера.

Ответственность за коммерческий подкуп

Состав преступления, предусматривающего ответственность за коммерческий подкуп формальный, то есть преступление считается оконченным с момента передачи (получения) хотя бы части незаконной выгоды.

НА ЗАМЕТКУ Установление конкретного содержания опасных последствий коммерческого подкупа не является обязательным для привлечения к ответственности лица, совершившего данное деяние.

Согласно п. 3 ст. 24 УК РК покушением на преступление признаются действия (бездействие), совершённые с прямым умыслом, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от лица обстоятельствам.

Поэтому в случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несёт ответственность за покушение на преступление, предусмотренное п. 1 ст. 253 УК РК. Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение, либо дачу предмета подкупа. Высказанное намерение в получении, либо передаче предмета подкупа, не может быть квалифицировано как коммерческий подкуп в том случае, если лицо не предприняло никаких действий для реализации своего намерения.

В отличие от диспозиции статей о даче (ст. 367 УК РК) и о получении взятки (ст. 366 УК РК) диспозиция ст. 253 УК РК не содержит указание на передачу или получение предмета коммерческого подкупа через посредника.

Правовые последствия коммерческого подкупа заключаются в применении к субъекту мер наказания, установленных санкциями ст. 253 УК РК. Так незаконная передача предмета подкупа наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей (далее – МРП) либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (п. 1 ст. 253 УК РК).

Те же деяния, совершённые неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, а также совершённые преступной группой либо в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества и лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества (п. 2, 3 ст. 253 УК РК).

Незаконное получение предмета подкупа, как более опасное общественное деяние, наказывается штрафом в размере до пяти тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до двух лет (ч. 4 ст. 253 УК РК).

Незаконное получение предмета подкупа, совершенное группой лиц по предварительному сговору или неоднократно, или сопряжено с вымогательством, либо в крупном размере наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет (п. 5 ст. 253 УК РК).

 Под крупным размером незаконно полученных денег, ценных бумаг, другого имущества признаётся сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от пятидесяти до трёх тысяч МРП (пп. 2) ст. 3 УК РК).

Под особо крупным размером незаконно полученных денег, ценных бумаг, другого имущества признаётся сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера, превышающие две тысячи МРП (пп. 3) ст. 3 УК РК).

Незаконное получение предмета подкупа в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет (п. 6 ст. 253 УК РК).

Условия, освобождающие от ответственности

Лица, совершившие передачу предмета коммерческого подкупа, в том числе неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере освобождаются от уголовной ответственности, если в отношении их имело место вымогательство или если они добровольно сообщили о подкупе правоохранительному или специальному государственному органу (п. 1 примечания к ст. 253 УК РК).

Также, не являются преступлением в силу малозначительности и преследуются в дисциплинарном или административном порядке передача или получение имущества, оказание услуг имущественного характера или пользование такими услугами в качестве подарка или вознаграждения при отсутствии предварительной договоренности за ранее совершённые законные действия, если стоимость имущества или услуг не превышает двух МРП (п. 2 примечания к ст. 253 УК РК).

Провокация коммерческого подкупа

Преступлением также признается провокация коммерческого подкупа, уголовная ответственность за которую предусмотрена ст. 417 УК РК.

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН Провокация коммерческого подкупа – этопопытка передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, имущественных благ и преимуществ в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа (п. 1 ст. 417 УК РК).

По смыслу уголовного закона ст. 417 помещена в главу 17 УК РК "Уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний". Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Если же говорить более конкретно, то объектом провокации коммерческого подкупа является предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок сбора, проверки и оценки доказательств.

Под провокацией в общем смысле понимается намеренное создание ситуации, которая подталкивает, вынуждает или способствует совершению потерпевшим выгодных провокатору действий. В случае провокации коммерческого подкупа искусственно создаются обстоятельства, которые якобы создают видимость получения потерпевшим предмета подкупа, что является недопустимым по этическим соображениям и поэтому признается преступлением, как любая иная фальсификация доказательств.

Объективная сторона провокации коммерческого подкупа состоит в создании провокатором условий, которые якобы свидетельствуют о получении лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег или иного имущества в качестве предмета подкупа. В качестве примера это может быть попытка передачи денег или имущества при свидетелях, в условиях скрытой фото-,видео съемки или звукозаписи. В то же время одно лишь словесное предложение подкупа, без попытки закрепить это доказательствами, не является провокацией коммерческого подкупа, а должно квалифицироваться как подстрекательство к получению подкупа.

Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Провокатор умышленно действует и преследует цель искусственно создать доказательства получения подкупа с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для «разоблачения» лица, подвергшегося провокации, в получении подкупа или для его шантажа. Отличие действий провокатора коммерческого подкупа от действий субъекта передачи подкупа заключается в том, что провокатор не преследует цель понудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить те или иные действия в интересах дающего или воздержаться от таковых.

Кроме того, данные действия провокатора совершаются без согласия лица, выполняющего управленческие функции, то есть вопреки его воле, что может быть выражено в прямом отказе взять предлагаемый предмет подкупа, вызове свидетелей, возмущениии т.п.

Однако могут быть случаи, когда предмет подкупа передается потерпевшему без его ведома: подкладывание в автомобиль, кабинет, перевод средств на банковский счётпотерпевшего и т.п. Суть заключается в том, что согласия потерпевшего на получение предмета подкупа не имело места быть, иными словами, не было выражено ни в какой форме.

Состав провокации коммерческого подкупа формальный, то есть данное преступление считается оконченным в момент попытки передать предмет подкупа.

Санкция, установленная уголовным законом за провокацию коммерческого подкупа, – штраф в размере до пяти тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль