Как уволить сотрудника и сохранить имидж компании?

46
Как уволить сотрудника и сохранить имидж компании?
Граусбард Юлия Васильевна
Автор журнала «Справочник кадровика. Казахстан», бизнес-тренер, коуч, г. Алматы
Стоит ли говорить о том, что имидж компании формируется из положительных откликов не только её партнёров и клиентов, но и, в первую очередь, из мнения людей, в ней работающих. Как поддерживать хорошее мнение о компании даже тогда, когда приходится прощаться с некоторыми из сотрудников, читайте в статье.

В серьёзных делах следует заботиться не столько о том,

чтобы создавать благоприятные возможности,

сколько о том, чтобы их не упускать.

Ф. Ларошфуко

Сотрудники компании бывшими не бывают

            В последнее время вопрос о сокращении и увольнении сотрудников в добровольно-принудительном порядке становится всё актуальнее. С юридической точки зрения всё понятно – действовать по закону, выплачивать необходимые суммы и компенсации.

            А что же делать с мнением сотрудника о компании? С его отношением? С его настроением, в котором он уходит из компании? И нужно ли что-либо делать? Или пусть так и уходит и рассказывает своим знакомым, что почему-то уволили именно его, и всё-таки несправедливо поступили, потому что: «работал там столько лет...» или «реализовал такие проекты!...», или «был душой коллектива, а они...».

            Давайте разбираться. Начнём с того, на что влияет мнение одного-двух таких уволенных сотрудников? Как пишет Елена Виноградова (журналист газеты «Ведомости»): «Ни один рейтинг работодателей не учитывает мнение о компании бывших сотрудников. Но хороший директор по персоналу знает, что сотрудники компании бывшими не бывают, они и через много лет после увольнения могут работать на  благо или против неё».

Какое влияние оказывают бывшие сотрудники на имидж компании, зависит от того, уволились ли они сами или их уволили. Потому что в ход могут пойти и угрозы обратиться в государственные структуры с целью проверки соответствия деятельности компании установленным нормам, и посты в социальных сетях, и раскрытие конфиденциальной информации конкурентам. Получается, что риски достаточно высоки! И тут же стоит упомянуть о том, что недовольный сотрудник (клиент, партнёр) с «удовольствием» поделится своими переживаниями с большим количеством людей, чем в случае, когда он будет всем доволен. Это уже доказанная исследованиями особенность человеческой психики и восприятия негативных ситуаций.

 Отсюда вытекает вывод – сохранять позитивное настроение увольняемого сотрудника необходимо!

Помимо предотвращения рисков или влияния на них, вы можете получить и преимущества от сохранения отношений с уволенным сотрудником, например, связи и бесценную информацию о партнёрах и т. д.

Способы взаимодействия с сотрудником

Что в силах кадрового специалиста? Исследуем опыт тех, кто уже делал это раньше, и какие выводы они для себя сделали.

1.Вполне логичным кажется способ нахождения недочётов сотрудника, чтобы иметь аргументы для обоснования решения компании об его увольнении. Вроде бы неплохо само по себе, но с психологической точки зрения – это ситуация нападения, а значит, получения в ответ защитной реакции и агрессии. И после такой беседы этот сотрудник уйдёт недовольным, обиженным и сердитым.

2.Не следует слишком долго думать о предстоящем разговоре и откладывать его, также не следует сообщать об увольнении внезапно. Такой вариант имеет негативные последствия, потому что увольняемому необходим временной отрезок для адаптации и принятия изменений.

Успешный опыт состоит в большом количестве разнообразных методов, которые делятся на два блока:

  • предварительные – действия, которые предпринимаются задолго до увольнения;
  • актуальные – действия, которые рекомендуется проводить во время или сразу после самого процесса увольнения.

К предварительным относятся достаточно трудоёмкие способы взаимодействия с сотрудником:

1) предварительное формирование корпоративной культуры и вовлечение всех сотрудников. Сильная корпоративная культура помогает сотрудникам стать лояльнее к компании и быть готовыми сделать больше. Дополнительно это влияет на имидж и сохранение положительного впечатления о работе внутри её;

2) укрепление духа команды. Сплочение людей – способ не только построения взаимодействия с сотрудниками, но и получения лучших результатов, достижения новых целей и высот. А когда сотрудник чувствует себя частью команды, ему будет сложно умышленно нанести вред компании, в которой работают все его коллеги;

3) постоянное развитие сотрудников, которое можно организовать и за счёт внутреннего обучения. Таким образом, любая организация вкладывается в обучение своих подчинённых. А на этапе проведения беседы об увольнении, чётко направленными вопросами можно будет получить и ответ-благодарность.

Переходим к блоку актуальных мер при увольнении сотрудника, в котором один из самых важных методов – грамотное проведение беседы (интервью) в завершении, а внутри него обязательны следующие составляющие:

  • выражение благодарности сотруднику за его работу в компании, причём это должно быть искренне и объективно;
  • честное объяснение причин увольнения. Правду можно представить с обратной стороны медали, возможно как проявление заботы (обозначить актуальные требования и ожидания от него в данный момент, и упомянуть о качествах, которые будут применимы в другой компании);
  • уметь выслушать и принять его чувства – фактически «сыграть роль психотерапевта». В данном случае будут хороши методики активного слушания, эмпатии и принятия эмоций без возражений и спора;
  • подчёркивание сильных сторон сотрудника, когда разговор об увольнении становится толчком к его движению вперёд и дальнейшему росту.

          Также к актуальным мерам относятся и постуслуги кадрового специалиста:

  • предоставление рекомендаций (в случае, если это не повлияет на репутацию компании в глазах другой компании, куда устроится уволенный сотрудник);
  • предложение консультации, содействие в составлении резюме и поиске новой работы.

При наличии дополнительной статьи бюджета можно заказать в рекрутинговых агентствах услугу аутплейсмента, когда консультанты помогут смягчить процесс увольнения ваших сотрудников. Однако вполне можно справиться и своими силами, так как отношения в будущем уволенный сотрудник будет поддерживать с вами, а не с консультантами.

СЛОВАРИК: Аутплейсмент – сопровождение, ориентация на рынке труда, психологическая поддержка и, в конечном итоге, трудоустройство сокращённого или уволенного работника.

Подводя итоги, ещё раз отметим, что очень многое зависит от желания руководства компании и кадровых специалистов для сохранения отношений с уволенными сотрудниками. В том, что это принесёт пользу и выгоду компании, вы сможете убедиться в будущем!


 

 



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией


    Рассылка






    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль