Трудоустройство иностранцев: санкции за нарушения

745
Трудоустройство иностранцев: санкции за нарушения
Курасова Анастасия Михайловна
Эксперт ЭС «ACTUALIS: Кадровое дело», автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», кандидат экономических наук, специалист по вопросам труда и заработной платы, бизнес-тренер, г. Алматы
Какие основные нарушения законодательства при приеме на работу иностранных специалистов, можно ли их избежать

В данной статье мы рассмотрим основные нарушения при трудоустройстве иммигрантов в Республике Казахстан , а также возможности их избежать.

Иностранная рабочая сила

     В соответствии со ст. 34 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477‑IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014) (далее – Закон о миграции), иммигранты, прибывающие с целью осуществления трудовой деятельности, делятся на следующие категории:

1) иностранные работники – иммигранты, прибывшие или привлекаемые работодателями для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;

2) бизнес-иммигранты – иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) сезонные иностранные работники – иммигранты, привлекаемые на работу работодателями для выполнения сезонных работ, которые в силу климатических или иных природных условий выполняются в течение определённого периода (сезона), но не более одного года;

4) трудовые иммигранты – иммигранты, прибывшие в Республику Казахстан в качестве домашних работников с целью выполнения работ (оказания услуг) у работодателей – физических лиц в домашнем хозяйстве на основании разрешения трудовому иммигранту.

Следует отметить, что бизнес-иммигранты сами являются работодателями и ответственность за нарушение миграционного законодательства несут самостоятельно. За остальные категории иммигрантов отвечает работодатель.

Согласно пп. 4) п. 1 ст. 26 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2015) (далее – ТК РК), не допускается заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранным работником на трудоустройство в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Порядок привлечения иностранной рабочей силы в Республику Казахстан регламентирован Правилами и условиями выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, утверждёнными постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 45 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.12.2014) (далее – Правила).

Нарушения трудоустройства иммигрантов

Рассмотрим несколько нарушений миграционного законодательства Республики Казахстан, влекущих на работодателя штраф, измеряемый в месячных расчётных показателях (далее – МРП).

Месячный расчётный показатель (МРП) на 2015 год составляет 1 982 тенге.

Нарушение 1. Привлечение работодателем иностранной рабочей силы без разрешения местного исполнительного органа или использование труда иностранцев и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на трудоустройство (п. 1 ст. 519 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2015) (далее – КоАП РК).

 Поэтому первое, что необходимо работодателю, – это получить разрешение на работу для претендента-иностранца или потребовать от него получить разрешение самостоятельно, иначе это будет очень серьёзное и караемое нарушение.

Если работодатель примет на работу иностранца без разрешения на трудоустройство, не важно, по трудовому договору или без трудового договора, то он будет привлечён к административной ответственности, налагающей штраф:

  • на физических лиц – в размере 30 МРП;
  • на должностных лиц – в размере 50 МРП;
  • на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 100 МРП;
  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере 200 МРП;
  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1 000 МРП.

Кроме того, согласно пп. 3) п. 38 Правил, в случае установления факта привлечения работодателем иностранных работников без разрешения, работодателю не будут выдаваться подобные разрешения в течение двенадцати месяцев с даты установления факта незаконного использования иностранной рабочей силы.

В настоящее время разрешение на работу выдаётся уполномоченным государственным органом – региональным управлением координации занятости и социальных программ, по заявлению работодателя с приложением документов, предусмотренных приложением 7 к Правилам.

 Также, подобным нарушением является привлечение работодателем – физическим лицом к выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве трудовых иммигрантов без соответствующего разрешения, выдаваемого органами внутренних дел – миграционной полицией. За данное нарушение для работодателя-физического лица п. 5 ст. 519 КоАП РК предусмотрен штраф в размере 30 МРП.

Нарушение 2. Непринятие принимающим лицом мер по своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства либо оформлению документов на право их пребывания в Республике Казахстан, либо их выезду из Республики Казахстан по истечении определённого срока пребывания (п. 1 ст. 518 КоАП РК).

Согласно п. 9 Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан, утверждённых постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.06.2014), все иностранцы должны зарегистрироваться по месту проживания в течение пяти суток после пересечения Государственной границы. Кроме того, поле окончания действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, иностранный работник обязан покинуть территорию Республики Казахстан. Конечно, иностранные работники также несут ответственность за эти нарушения, но это не исключает ответственности работодателя. Так, указанное нарушение влечёт штраф:

  • на физических лиц – в размере 5 МРП;  
  • на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 10 МРП;
  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере 15 МРП;  
  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере 20 МРП.

Нарушение 3. Несоответствие фактического места проживания адресу, указанному при регистрации (п. 2 ст. 518 КоАП РК). Очень часто после регистрации иностранные работники, если их не устраивает место проживания, находят другую жилплощадь и переезжают, не предупредив работодателя и не проходя перерегистрацию в миграционной полиции. В Казахстане за это серьёзное нарушение предусмотрены штрафные санкции:

  • на физических лиц – в размере 10 МРП;  
  • на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 20 МРП;  
  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП;  
  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере 40 МРП.

Чтобы избежать данных неприятностей, необходимо предупредить иностранных работников о недопустимости самовольного переезда без перерегистрации. Важно, чтобы это предупреждение было в письменном виде, например в трудовом договоре, как ответственность работника перед работодателем, поскольку штраф платить придётся работодателю.

Нарушение 4. Привлечение работодателем иностранного работника на должность (профессию или специальность), не соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы (п. 2 ст. 519 КоАП РК). Это очень серьёзное и караемое нарушение, за ним следует отзыв разрешения на работника, который работает не по той специальности, по которой привлекался.

ПРИМЕР Разрешение получено на повара китайской кухни, а фактически данный работник занимается иглоукалыванием или работает менеджером, или занимает должность инженера. Согласно пп. 1) п. 39 Правил, разрешение будет отозвано и в ближайшие полгода на данную позицию нового разрешения работодатель не получит.

Как избежать

Чтобы избежать этих неприятностей работодателю следует привлекать иностранного работника на должность (профессию или специальность), соответствующую должности (профессии или специальности), указанной в разрешении местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы. Кроме того, во всех документах: трудовом договоре, штатном расписании, приказах, должностных инструкциях, бейджиках, визитках и т. д. необходимо указывать должность иностранного работника в соответствии с той, которая указана в разрешении и не переводить, не перемещать его ни на какие сроки, ни на какие должности в течение срока действия разрешения на работу. В противном случае за данное нарушение работодатель поплатится штрафом:

  • физические лица – в размере 30 МРП; 
  • должностные лица – в размере 50 МРП; 
  • субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 100 МРП; 
  • субъекты среднего предпринимательства – в размере 200 МРП;
  • субъекты крупного предпринимательства – в размере 1 000 МРП.

Все вышеперечисленные действия, совершённые повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут увеличение штрафов в полтора – два раза по сравнению со штрафами накладываемыми первоначально.

Заключение трудовых договоров по выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем – физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами (п. 1-1 ст. 26 ТК РК) влечёт штраф в размере 30 МРП на работодателя – физическое лицо (п. 5 ст. 519 КоАП РК).

Проверять организации по вопросам связанным с привлечением и использованием иностранной рабочей силы и накладывать штрафные санкции имеют право инспекторы труда, миграционная полиция и работники прокуратуры. Поэтому чтобы избежать больших материальных потерь за нарушение миграционного законодательства, работодателям необходимо избегать причин и ошибок, перечисленных в данной статье, и привести в порядок все документы, связанные с привлечением иностранной рабочей силы.

Источник: журнал «Кадры и делопроизводство. Вопросы и ответы»



Ваша персональная подборка

    Участвуй в наших семинарах

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    © 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

    По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

    По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

    Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
    зарегистрируйтесь.
    Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
    • доступ к 1 500+ полезным статьям
    • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
    • шаблоны документов, пошаговые инструкции
    • ежедневно обновляемая информация
    • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль