Вредные условия труда: доплата

2069
Вредные условия труда: доплата
В Казахстане назрела необходимость разработки системы, учитывающей повышающие отраслевые коэффициенты, уровень профессионального риска на каждом рабочем месте.

Для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения в процессе трудовой деятельности в Республике Казахстан для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, предусмотрен ряд гарантий в виде дополнительного отпуска (п. 1 ст. 89 ТК РК), сокращенного рабочего времени (п. 2 ст. 69 ТК РК), повышенного размера оплаты труда (п. 1–3 ст. 105 ТК РК) и выдачи молока и лечебно-профилактического питания (пп. 4 п. 2 ст. 182 ТК РК).

Гарантии государства

Анализ данных уполномоченного органа по статистике Республики Казахстан за последние пять лет показал, что объем предоставляемых гарантий в денежном выражении (млрд тенге) ежегодно увеличивается.

Структурный анализ показал, что по видам предоставленных за 2014 год гарантий более 40 млрд тенге выплачено работникам, занятым во вредных и других неблагоприятных условия труда, в виде повышенного размера оплаты труда.

Среди всех видов предусмотренных гарантий работникам с вредными и (или) опасными условиями труда повышенный размер оплаты труда, направленный на компенсацию возможных затрат, связанных с укреплением и улучшением здоровья данной категории работников, является наиболее важным.

Ранее в Республике Казахстан работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, повышенный размер оплаты труда предоставлялся на основе минимальных стандартов оплаты труда (далее ‒ МСОТ). МСОТ определялся путем умножения минимального размера месячной заработной платы, ежегодно устанавливаемого в законодательном порядке, на повышающие отраслевые коэффициенты (далее ‒ ПОК).

Размеры ПОК для 8 отраслей были утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2008 года № 548 «Об утверждении повышающих отраслевых коэффициентов»: в горно-металлургической отрасли – 1,8; в отрасли машиностроения ‒ от 1,1 до 1,3; в угольной промышленности ‒ от 1,7 до 4; в химической промышленности ‒ 1,5; в нефтегазовой отрасли ‒ 1,8; в отрасли строительства ‒ 1,5; в области электроэнергетики – 2,0; в железнодорожной отрасли ‒ от 1,05 до 1,25. При этом ПОК применялся только для расчета минимального размера месячной заработной платы рабочего первого разряда, занятого на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями труда [2].

Отметим, что, согласно п. 3, ст. 105 ТК РК, повышенный размер оплаты труда предоставляется тем работникам, труд которых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда подтвержден результатами аттестации производственных объектов по условиям труда.

Как у других?

На данный момент в связи с изменениями в законодательстве Республики Казахстан установление минимальных стандартов оплаты труда было отменено,  повышающие отраслевые коэффициенты действуют на основе соглашения, которое заключается в трехстороннем порядке между уполномоченными государственными органами соответствующей сферы деятельности, представителями работодателей и профессиональными союзами с указанием повышающих коэффициентов.

Сравнительный анализ применяемой практики оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, показал, что в Российской Федерации и Республике Беларусь так же, как и в Республике Казахстан, предоставляются данные виды гарантий. В настоящее время в этих странах предоставление гарантий осуществляется в зависимости от установленного класса вредности или опасности условий труда: в Российской Федерации ‒ на основании результатов специальной оценки условий труда (далее ‒ СОУТ), в Республике Беларусь ‒ на основании аттестации рабочих мест.

Так, в Российской Федерации последовательность и условия предоставления работникам повышенного размера оплаты труда определяются в порядке, предусмотренном ст. 147 ТК РФ [6], повышенный размер оплаты труда устанавливается всем работникам, у которых условия труда на рабочих местах по итогам СОУТ признаны вредными (классы  3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и (или) опасными (класс условий труда 4). На основании результатов СОУТ работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, устанавливаются доплаты от 4 до 12 % к тарифной ставке (окладу), а занятым на работах с особо вредными и опасными условиями труда ‒ от 16 до 24 % оклада. Конкретную величину доплаты определяет работодатель с учетом мнения представительного органа работников и утверждает посредством коллективного и трудового договоров.

В Республике Беларусь повышенный размер оплаты труда устанавливается согласно ст. 62 ТК РБ. С 2014 года размеры доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда определяются по результатам аттестации рабочих мест, в зависимости от класса и степени вредности условий труда. Так, если установлен класс условий труда 3.1, то размер доплаты работникам за один час работы равен 0,1 % от определенной тарифной ставки или фиксированной денежной величины, класс 3.2 – 0,14 %, класс 3.3 – 0,2 %, класс 3.4 – 0,25 %, а за работу в опасных условиях труда (класс 4) размер доплаты составляет 0,31 %.

Таким образом, применяемые подходы предоставления повышенного размера оплаты труда работникам вредных и (или) опасных производств в Российской Федерации и Республике Беларусь идентичны, зависят от установленного класса вредности или опасности условий труда и основаны на изучении профессиональных вредностей и (или) опасностей, профессиональных рисков. Размер оплаты труда фиксируется в законодательном порядке, с минимальными размерами повышающих коэффициентов и осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда (в Российской Федерации) и аттестации рабочих мест (Республика Беларусь).

Необходима система

 В Республике Казахстан порядок предоставления повышенного размера оплаты труда основан на применении Списка производств, работ, профессий работников и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда без установления в законодательном порядке минимальных размеров повышающих коэффициентов. При этом учет результатов аттестации, фактических условий труда, профессионального риска не предусмотрен в законодательном порядке и не закреплен нормативными требованиями.

Поэтому в Казахстане необходимо разработать и внедрить систему с учетом уровня профессионального риска на каждом рабочем месте при предоставлении повышенного размера оплаты труда работникам, занятым в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.

Источник: журнал «Охрана труда. Казахстан»  



Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

© 2007–2017  «Кадры и охрана труда  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Кадры и охрана труда МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для специалистов по кадровому делу, охране труда и делопроизводству

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 1 500+ полезным статьям
  • 2 500+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • шаблоны документов, пошаговые инструкции
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль