Справочник кадровика

Особенности казахского национального этикета при деловых встречах

  • 16 апреля 2015
  • 7462
Автор ряда изданий Цифрового издательства «МЦФЭР-Казахстан», преподаватель и переводчик казахского языка, г. Семей

К концу нынешнего столетия у казахов сформировалась более или менее устойчивая модель культуры общения. Её характерной чертой является сочетание элементов современной (урбанизированной, европейской) и традиционной (архаичной, восточной) культур.

Несомненно, с развитием  международных отношений наша страна стремится к значимости на всемирной бизнес-арене, и деловой этикет Казахстана можно отнести скорее к европейскому, нежели к азиатскому. Однако некоторые казахские культурные традиции прекрасно слились с деловым этикетом и стали «визитной карточкой» казахстанских бизнесменов, о чем мы и расскажем в статье.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Мигель де Сервантес Сааведра

Казахский деловой этикет

К концу нынешнего столетия у казахов сформировалась более или менее устойчивая модель культуры общения. Её характерной чертой является сочетание элементов современной (урбанизированной, европейской) и традиционной (архаичной, восточной) культур.

Казахская культура имеет ярко-выраженный низкоконкурентный характер. Казахи приписывают большую ценность сотрудничеству, компромиссам, гармонии, сохранению и развитию отношений, личным качествам человека.

Бизнес в Казахстане – это сотрудничество в рамках жёсткой конкуренции. Общение с партнёрами по бизнесу в Казахстане – это компромиссы, гармония, дипломатия, сохранение и развитие отношений. Личные качества партнёра не менее важны, чем потенциальная прибыль от его бизнес-предложения.

В настоящее время в Казахстане бизнес-этикет постепенно видоизменяется на традиционный казахский, так как Казахстан – это страна, способная адаптировать свои традиции в интересах международного сотрудничества. Поэтому следует уделить внимание некоторым особенностям казахского национального делового этикета.

1. Любая первая встреча людей естественно, начинается с приветствия. Приветствие в Казахстане называется «салем беру». Если вы неправильно поприветствуете, то уже только по этой причине процесс заключения сотрудничества может оказаться трудоёмким. Основная формула приветствия для мужчин – «Ассалаумагалейкум!» (от араб. «Мир Вам!»), с ответом «Уагалейкумассалам!» (от араб. «Тебе того же желаю!»).

Самая распространённая форма невербального приветствия – рукопожатие. О казахстанском рукопожатии следует кое-что знать.

  • Пожимая руку обязательно смотрите в глаза и улыбайтесь.
  • Забудьте о крепких рукопожатиях. Руку в Казахстане обычно пожимают мягко.  Рукопожатие может осуществляться двумя руками или подают правую руку, а левую прижимают к груди.
  • Крепкие объятия – только для друзей одного пола.
  • Женщинам руку пожимать не положено, но на бизнес-встрече – возможно. Женщине на бизнес встрече в Казахстане не следует протягивать руку первой, необходимо дождаться, пока ей не протянут руку для приветствия.
  • Главное поздороваться со всеми. Если вы поздороваетесь только со знакомым, а остальных присутствующих проигнорируете, то вас сочтут невоспитанным. Кстати, за такой проступок и признак дурного воспитания местного мелкого чиновника или клерка могут запросто выгнать из кабинета.

2. При встрече младший приветствует старшего первым, также, как и рядовой работник – начальника. Принцип старшинства в Казахстане лежит в основе всего общения. Младший всегда должен быть готов помочь или угодить старшему.

Когда встречаются ровесники, коллеги, то здороваются одновременно.

3. К прибывшим издалека в Казахстане испытывают почтение. Есть даже старинная пословица: «Шестилетнему ребёнку, прибывшему издалека, приветствие отдаёт шестидесятилетний старец – аксакал». Тем не менее, если вы младше по должности или возрасту, лучше поздороваться первым.

НА ЗАМЕТКУ Не перебивайте тех, кто старше по возрасту или статусу.

4. Если у вас есть учёная степень, например, магистр или кандидат наук, обязательно найдите способ сообщить об этом. От серьёзного бизнесмена-международника в Казахстане ждут визитку на двух языках – русском и английском. Должность, которая написана на вашей визитке может открыть перед вами нужные двери. Правильно оформленная визитка даст шанс на нужную встречу и даже поможет избежать бюрократии.

5. На бизнес встречу идите без тюбетейки!

Те, кто придёт с вами на бизнес-встречу, скорее всего будут одеты по-западному.

6. Рассчитывайте время для продолжительных переговоров. Никому в Казахстане не нравятся быстрые переговоры и разговоры, поэтому, встречу минут на 40 назначать бессмысленно, лучше встреча на 2–3 часа. В деловых переговорах понадобятся терпение и выдержка. Казахский народ представляет собой коллективистскую культуру. В ходе длительного и своеобразного этногенеза у казахов сформировались следующие особенности национальной психологии под влиянием исторического, социально-политического и экономического развития:

  • стойкость в достижении поставленных целей, настойчивость;
  • выносливость, способность переносить большие трудности;
  • умение быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности;
  • чувство единой принадлежности, конформизм, сплочённость;
  • негативное отношение к конфликтам, склонность к их разрешению с помощью «третейского судьи».

НА ЗАМЕТКУ Предприниматели из Казахстана выносливы, настойчивы, быстро адаптируются, готовы работать сплочённо, добросовестные, не прихотливые и не притязательные в ежедневном труде. Однако, они относятся к людям и общаются с ними тоже по-разному, в зависимости от их социального статуса.

7. Вам будут задавать один и тот же вопрос десятью разными способами. Но это не значит, что казахи долго думают, а потому, что они хотят перепроверить всю информацию множество раз.

8. Если казах во время переговоров громко отстаивает свою точку зрения, то это не проявление агрессии. Просто это в генах – кочевники привыкли защищать себя. Но с с европейцем и гостем будут стараться вести переговоры как можно дипломатично.

9. В переговорах старайтесь всеми силами избегать конфликтов – казахи их не любят.

10. Во время бизнес-встреч не ждите прямых вопросов!

Вашему потенциальному партнёру в первое время более важно наладить хорошие отношения с вами, чем узнать о всех деталях вашего бизнеса. Смиритесь с этим. Вопросы о ваших делах могут задавать в настолько дипломатичной и иносказательной форме, что может показаться, будто в сотрудничестве с вами не так уж и заинтересованы. Это вовсе не так. Вам не готовы сразу дать прямой ответ и поэтому вас мягко прощупывают.

11. Отстаивая своё мнение и свой бизнес, не делайте этого слишком активно, громко и агрессивно. Если будет агрессия со стороны казахов, ни в коем случае не отвечайте тем же.

12. Не говорите старшему по статусу или по возрасту, что он не прав, особенно в присутствии подчинённых. Следует быть тактичным: «это конечно так, но есть такой интересный момент о котором мы ещё не успели рассказать…Возможно, этот момент повлияет на Вашу точку зрения».

13. Казахам очень важно, что подумают и скажут о них другие люди. И с чем более состоятельным и важным бизнесменом вы имеете дело, тем больше для него важно и ценно мнение окружающих. Например, бизнесмен не сможет отказаться от чашки кумыса, которую для него вынес из дома бедняк – его могут просто осудить за высокомерие.

14. Прощаться после деловой встречи тоже нужно правильно. Главное здесь – подвести итоги разговора, создать атмосферу, в которой собеседнику стало бы понятно, как будут развиваться ваши отношения.

ВОПРОС Нужно ли учить казахский язык для успешного бизнеса с казахами?

Несомненно. Точно так же, как и английский, китайский, японский или азербайджанский. Если бизнес собирается быть плотным, вам придётся нанять переводчика или найти друга среди носителей языка. Хотя почти 65 % населения страны, говорят и на казахском и на русском языках.

Если вы когда-нибудь хотели стать дипломатом, то Казахстан – лучшее место, чтобы представить себя дипломатом и не выходить из роли пока не выйдете из здания аэропорта у себя на родине.

Правила делового обеда

Казахи славятся своим традиционным чаепитием и в гости могут пригласить просто на чай. Если бизнес-партнёр приглашает в гости – то непременно соглашайтесь! Ещё недавно тех, кто проходил мимо отдалённого аула и не заходил в гости могли посчитать вором. Также и с вами вряд ли станут стремиться к активному сотрудничеству, если вы отказываетесь от приглашения на ужин или в гости.

Согласившись прийти в гости на деловой обед или ужин, не забудьте соблюдать правила гостеприимства.

1. Обязательно приходите, хоть с маленьким, но с подарком – «сыйлыком». Можно принести печенье и конфеты, но ни в коем случае не алкоголь.

2. Если на обед (ужин) с вами привели уважаемого старца – это высшее проявление уважения.

3. Вам могут подать чашку, наполненную лишь наполовину. Подать полную чашку чая считается немилостью к гостю, а наполовину наполненную чашку можно будет всё время пополнять и, таким образом, проявлять о госте заботу. Если вы больше не хотите чаю (или супа) смело переворачивайте чашку или пиалу вверх дном.

4. Если на стол подали большое общее блюдо, угощение следует брать только со своей стороны. Если вы тянетесь к чужой стороне общего блюда, значит не прочь будете отщипнуть кусок и от чужой доли бизнеса.

5. Не вздумайте соблюдать правило «когда я ем, я глух и нем» и пережёвывать пищу молча с тихим, мрачным и задумчивым лицом. Такое поведение будет расцениваться как неуважительное и вас будут всё время спрашивать, понравилась ли еда. С мрачным лицом казах будет сидеть только если еда отвратительна, да ещё вдобавок и пригласивший его чем-то обидел.

6. Ни в коем случае не съедайте с тарелки всё. Как только еда на вашей тарелке закончится, вам будут предлагать новые яства, ну а если еда осталась на тарелке – значит вы сыты.

Если вы не можете согласиться на обед (ужин), отказ нужно очень убедительно аргументировать, иначе отказ может быть воспринят как личная неприязнь.

Считается, что без основных навыков этикета не может быть культуры поведения человека. Поэтому умение владеть этикетом имеет первостепенное значение, и осваивать его нужно в живом непрерывном общении. 

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Дорогой гость, заберите Ваш подарок

Бесплатный доступ к журналу "Нормативные акты по безопасности и охране труда "

Получить бесплатный доступ